«Ивановец» против вируса
Первомай, праздник всех трудящихся, автокрановцы будут отмечать на рабочих местах. Конечно, раньше они вышли бы на демонстрацию, но сейчас, несмотря на ограничения из-за коронавируса, надо работать.
Задача в текущем году поставлена амбициозная – увеличить объем производства в три раза. Это значит произвести порядка тысячи автокранов различной грузоподъемностью – в 16, 25, 32, 35 и 40 тонн.
Директор по персоналу Екатерина Якимова признает: «Это непростая задача, особенно в нынешних условиях борьбы с коронавирусом и ограниченных возможностей. Когда вся страна ушла на самоизоляцию, мы тоже остановились на неделю. А потом, когда предприятие признали системообразующим, получили разрешение на работу. Из 1260 сотрудников с учетом всех ограничений по возрасту и хронических заболеваний с 6 апреля на работу вышло 870 человек, причем 95 из них удаленно».
Условия на заводе сейчас поменялись. В целях безопасности временно закрыли столовую – там было наибольшее скопление людей. Но все были рады выйти на работу – за неделю простоя очень соскучились. На заводе соблюдают социальную дистанцию, масками и перчатками обеспечены полностью.
Директор по персоналу ИМЗ «Автокран» Екатерина Якимова рассказывает о ситуации на предприятии: «Когда на завод пришел новый собственник, была договоренность, что мы максимально используем существующий потенциал. То есть тех людей, которые остались на предприятии в непростой для него период.
Когда завод встал, многие работники ушли. Причем настоящие таланты, профессионалы, которые сейчас так и не решились вернуться. И понять их можно: им не платили, они обижены. История-то была нехорошая. Но мы сейчас нацелены вкладываться, развиваться и наращивать объемы производства. Будут деньги, соответственно повысятся зарплаты. К тому же мы правильные работодатели, работаем «в белую». И нам по-прежнему нужны высококвалифицированные сотрудники: слесари по сборке металлоконструкций, операторы станков с ПУ, токари, токари-расточники, фрезеровщики, сверловщики, конструкторы, технологи. К сожалению, не учат сейчас токарному делу, как раньше. Корочки-то получить легко, а чтобы научиться профессии, нужны время и опыт, порой 7-10 лет.
Радует, что здесь, в Иванове, развита машиностроительная отрасль, есть профессионалы. Но нужно выращивать и молодых. Мы заключаем сейчас соглашения о сотрудничестве с ивановскими вузами, и колледжами, чтобы они поставляли нам и выпускников, и студентов. Мы готовы вплоть до выплаты им стипендии. Нам нужно омолаживать коллектив и передавать профессию. Сейчас это сотрудничество приостановилось из-за коронавируса. Да и производство, конечно, сейчас загружено меньше запланированного, но к июню, надеюсь, мы вернемся к своим планам. Как это не покажется странно, но этот вирус нас сплотил, мобилизовал. Это – своеобразная проверка для нас: кто как относится к своему делу: формально или с любовью».
Спор поколений
Иван Астафуров – мастер цеха по сборке и сварке стрел, настоящий русский богатырь. Имея высшее энергетическое образование, поработал инженером на других заводах, а год назад пришел на «Автокран» простым рабочим на сварку секции. «Вообще было интересно, но потом стало скучновато выполнять одну и ту же операцию. Появилась потребность развиваться. Увидел здесь роботов – полностью автоматизированные сварочные посты (их у нас шесть) и стал осваивать, учиться еще чему-то. Захотелось больше познать мастерство, весь процесс: не только по сварке, но и по покраске стрел. Я прошел курсы, расширяю знания, осваиваю новые направления. Меня просто восхищают масштабы производства, вся эта суета, движение, результат. Задерживаюсь теперь на работе постоянно, потому что самому хочется, тут очень интересно и рабочего дня не хватает. Жена, конечно, недовольна, но для меня эта работа – и увлечение, и сама жизнь. Есть куда расти, и я готов осваивать новые производства здесь на заводе».
Алексей Рубцов, начальник цеха № 5
Проработал на заводе 10 лет и считает себя уже старожилом. Окончил энергоуниверситет по специальности «Промэлектроника». Пришлось, конечно, многому обучиться, но полученные в вузе знания тоже пригодились: «Здесь у нас полностью автоматизированный процесс замкнутого цикла изготовления телескопических стрел кранов. В цех заходит плоский стальной лист и выходит готовая к установке на автокран стрела, мы и красим их, и собираем. Объем очень большой, но справляемся. Сейчас лично у меня в цеху нехватка рабочих нет. Ну, и темпы, и планы у нас жесткие. За три года, пока не работали, уже засиделись, да и денег тогда не платили. А сейчас всё наладили, зарплата хорошая, мужики не жалуются. Самое-то главное, оказывается, было научиться со всеми договариваться – и с рабочими, и с начальством, а остальное само пошло, как надо».
Отец Алексея, Александр Владимирович, тоже начальник цеха, но другого – заготовительного, с него вообще начинается всё производство. Так вот он, как и все ветераны производства, постоянно подшучивает и над своим сыном – коллегой по производству, и над всей молодежью завода: да что вы, вот мы в наше время и кранов выпускали больше, и мастеровые были… К спору поколений на «Автокранах» привыкли. Сравнение идет постоянно, у стариков в качестве аргументов мастерство рабочих и объемы производства, у молодых – новые технологии. Но в целом все довольны: люди заняты, зарплата постоянная, дело идет и, главное, есть результат – автокраны выпускаются.
Знает автокран по винтикам
Главный конструктор ИМЗ «Автокран» Дмитрий Бондарев выглядит довольно молодо. Но до Иванова у него был большой опыт работы в машиностроительной отрасли и в Москве, и в других городах. Мне показалось, что говорить о кранах он может бесконечно. Шутит, что у него восьмичасовой рабочий день, то есть с восьми до восьми. Мы стоим с ним около почти готового новенького крана в сборочном цеху, Дмитрий похлопывает его рукой по разным деталям и узлам: «Наша компетенция – это общая сборка, испытания и конструкторские разработки. Ну, конечно, частично и свое производство тоже. Вот механизмы поворота мы делаем сами – цилиндры, опорно-поворотные устройства (ОПУ). По этому направлению в мире есть целые предприятия, а у нас это просто еще один цикл. Могу с уверенностью сказать, что в России мы самые сильные. Даже ресурс области используем: вот эти двухходовые краны, которые переключают поток жидкости с управления опорами на управление стрелой, производят в Фурманове. Конечно, многое приобретаем, в основном сложные агрегаты. Гидромоторы частично из Китая, но там такие предприниматели, с которыми надо быть начеку и постоянно следить за качеством. Гидравлику нам поставляет Италия, Екатеринбург, Ростовская область. Вот эти клапаны, гидронасосы, лебедки – всё отечественное. Шасси полностью – это КамАЗ, МАЗ и Урал. Но если всё вместе посчитать (не по количеству деталей, а по общей себестоимости комплектующих), примерно половина – собственное производство».
На мой вопрос, неужели он знает всё-всё детали автокрана, Дмитрий улыбается: «Из существующих 28 моделей наших автокранов все наизусть, наверное, трудно будет сразу вспомнить, но если взять какую-то отдельную машину, описать и объяснить смогу, конечно. Мы постоянно что-то дорабатываем, появляются новые технологии, прогресс не стоит на месте. Например, учитывая пожелания заказчиков, завод провел глубокую переработку существующих моделей 25-тонных автокранов с трехсекционной стрелой. Они были разделены на общепромышленную серию и серию для интенсивной профессиональной эксплуатации – КС 25В (вспомогательный) и КС 25М (модернизированный). Профессионалы оценят, насколько они стали надежнее, – оцинкованные гидролинии с врезными кольцами и усиленные опорные рамы. А еще на них теперь единственные в этом классе настоящие овоидные стрелы. К тому же эти краны стали легче и могут свободно ездить по дорогам общего пользования, не разрушая их, без штрафов и дополнительного разрешения. Ни у кого из наших конкурентов таких нет. За счет чего сделали их легче? Не скажу, это конструкторские секреты. Посмотрите, какая кабина – красота! Даже простые автомобилисты, не крановщики, садились в нее и удивлялись комфортабельности – уровень хорошего внедорожника, со всеми навигационными системами и прочими удобствами. Но на этом мы не остановимся, всегда есть куда стремиться и дальше».