Акция «ЕГЭ для родителей»
Юбилей отмечает почетный гражданин города Иванова, у которого в трудовой книжке всего одна запись о приеме на работу
Определены абсолютные победители - обладатели кубка "Юный лыжник"
Это связано с разрушением деревянного защитного ограждения вдоль одного из зданий
Ответный поединок 30 марта в Ногинске
На второй этап выделено порядка 11,5 млн рублей
В Иванове – разные адреса, в Москве – общий

Самый известный в Советском Союзе жилой дом был построен на набережной Москвы-реки в 1931 году. Полтысячи квартир предназначались для выдающихся граждан страны: руководителей партии, крупнейших ученых, военачальников, деятелей искусств. 

Ключи от квартиры в Доме правительства (так он назывался официально) были сродни высшей государственной награде. Да и само здание долгое время оставалось самым высоким в Москве. Жилищные условия были максимально комфортабельными: до семи комнат на семью, высота потолков – 3,7 метров, антикварная мебель. Одно плохо: если квартиросъемщик терял должность – его выселяли. 

В годы большого террора репрессировали более 700 жителей Дома на Набережной. Некоторые квартиры в конце 1930-х годов меняли хозяев по пять раз. Среди постояльцев главного дома страны были и ивановцы. 

Можно только предполагать, знали ли друг друга герои этой публикации. Их объединяет последний адрес – Москва, ул. Серафимовича, 2. Но дом их был так велик, что соседи вполне могли никогда не встретиться. Другая возможная точка их пересечения – город Иваново, где в разное время жили и работали все эти люди.

Не вернулся из Кремля

Иван Носов (1888–1937) работал в Ивановской области с 1932 года, с 1935-го – первым секретарем обкома. На некоторое время входил в состав областной «тройки» НКВД.

В августе 1937 года был снят с поста и отозван в Москву (семья имела квартиру в Доме на Набережной). Говорят, у Носова состоялась «всенощная» встреча со Сталиным, и он получил новое назначение в Хабаровск. Через несколько дней был повторно вызван в Кремль и уже не вернулся домой. 

Супругу Носова арестовали через три дня. Девятилетний сын Марат оказался в детдоме, семилетнюю дочь Майю взяли дальние родственники. Супруга бывшего ивановского персека была приговорена к восьми годам ИТЛ, вернулась в Москву после реабилитации в 1955 году.

Сломало письмо от жены

Александр Тихомиров (1894–1937) родился в деревне под Родниками. Работая на текстильной фабрике, познакомился с революционной литературой. В 17 лет перебрался в Москву и поступил в институт Шанявского, где увлекся поэзией. В это же время в вузе учились поэты Сергей Есенин и ивановец Дмитрий Семёновский.

В 1914 году Тихомиров вступил в партию, дважды сидел в тюрьме за революционную деятельность. Один из случайных псевдонимов – Ремейко – стал его фамилией на всю жизнь. В 1920-е вел партийную и профсоюзную деятельность в Москве, Сормове, Петрограде, на Урале. В столицу окончательно перебрался в 1930 году, работал в Комиссии советского контроля (КСК). 

Сын Ремейко вспоминал: «В день ареста семья (мама и мы – трое детей) находилась на служебной даче в Быкове. В ту же ночь сотрудники НКВД приехали на дачу и произвели обыск. Был он и в московской квартире. Кабинет отца в квартире опечатали. Мать бросилась к знакомым, в прокуратуру. Всё тщетно. Ни свиданий, ни передач. <…> Однажды матери позвонил следователь, сказал, что он ведет дело отца и хотел бы встретиться. При встрече сказал, что идет расследование какого-то большого дела, произошло недоразумение с А.Г. Ремейко, он вскоре будет дома. Просил маму, якобы по поручению Александра Георгиевича, написать ему записку о семье, о здоровье сына (я тогда был нездоров). <…> Мама так и сделала. Позже более опытные люди объяснили ей, что доведенный допросами и физическим воздействием до полнейшего отчаяния, но еще ничего не подписавший под предъявленными чудовищными обвинениями отец попросил, чтобы ему показали лично написанное женой письмо (или записку) о том, что с семьей всё нормально. Очевидно, эти изуверы по отработанной технологии свою задачу в отношении А.Г. Ремейко решили. Отец был сломлен».

Александра Ремейко расстреляли в 1937 году. Его жена – врач-педиатр – арестована и осуждена на восемь лет лагерей как «член семьи изменника родины». Отбывая срок, стала одним из организаторов детского здравоохранения в Норильске. Супруги Ремейко реабилитированы после смерти Сталина. Их детей в 1937 году забрали к себе дальние родственники.

Брат «Орленка»

Владимир Фейгин (1901–1937) стал председателем Владимирского губкома партии в 18 лет. Поработав затем в Екатеринбурге, Тифлисе и Москве, он был переведен с явным понижением в Иваново-Вознесенский губком. Год занимал должность заместителя заведующего в орготделе, затем переехал в Москву. С конца 1920-х работал на руководящих должностях в Наркомземе. Был арестован в своей квартире в Доме на Набережной в июне 1937 года, расстрелян. Реабилитирован в 1955 году.

Родной брат Владимира Фейгина – Герасим – один из основателей комсомола, председатель ивановского губкома РКСМ, редактор молодежной газеты «Юный текстильщик». Погиб при подавлении Кронштадтского восстания в 1921 году. Считается, что Герасим был прототипом героя песни «Орленок». 

Дважды редактор

Александр Воронский (1884–1937) – один из ближайших соратников Фрунзе. Приехав в Иваново-Вознесенск в 1919 году, возглавил «Рабочий край» и сделал провинциальную газету одной из лучших в стране. Некоторое время Воронский был председателем ивановского губкома. В 1921 году по приглашению Ленина и Луначарского переехал вместе с семьей в Москву, чтобы создать первый советский литературный журнал «Красная новь». 

Арестован и расстрелян Воронский в 1937 году. Следом за отцом забрали дочь – Галину, студентку литературного института (см. публикацию «РК» от 8 марта 2020 года). Последней арестовали жену Воронского – Симу Соломоновну – ее осудили на восемь лет ИТЛ. Отбыв большую часть срока, она была освобождена по состоянию здоровья и вскоре умерла. Вся семья реабилитирована во второй половине 1950-х. 

Раненый на Талке

Коренной ивановец Павел Постышев (1887–1939) рано влился в революционное движение. В 1905 году, когда ему еще не было 18 лет, получил ранение во время расстрела рабочей маевки на Талке.

После Октябрьской революции Постышев возглавлял Киевский и Куйбышевский обкомы партии. На Украине с именем ивановца связывают голодомор, а в Самарской области – массовое выявление врагов народа. Правда, после публикации Постышева в газете «Правда» к советским детям в 1935 году вернулись дед Мороз и Снегурочка – вновь начали устраивать новогодние праздники.

В 1938 году Постышева арестовали вместе с супругой в Доме на Набережной, где они проживали. Был расстрелян и их старший сын, двое младших – осуждены на длительные сроки. Все члены семьи реабилитированы в 1956 году. 

Дать отдельно

К счастью, многие выходцы из Иванова стали старожилами Дома на набережной. 

Военный инженер-конструктор Василий Рябиков (1907–1974), родившийся в Родниковском районе, с 1939 года служил в наркомате вооружения СССР (тогда же поселился в Доме на Набережной). В годы войны работал под началом министра вооружения Дмитрия Устинова, с которым, вероятно, познакомился в 1928 году в Иваново-Вознесенске – на подготовительных курсах политехнического института. С 1961 года и до конца жизни (с небольшими перерывами) Рябиков – первый заместитель председателя Госплана СССР. 

Александр Пузанов (1906–1998) при Сталине начал руководить правительством РСФСР. Родом он из деревни в Юрьевецком районе. В 18 лет был избран председателем сельсовета, работал агрономом, окончил Плёсский сельскохозяйственный техникум. С 1933 года – в Москве, в 1952–1956 гг. – председатель Совета Министров РСФСР. Затем более 20 лет бывший агроном был советским послом в КНДР, Югославии, Болгарии, Афганистане. 

Профессиональный маляр Иван Коротков (1885–1949), родившийся в Юрьев-Польском районе, в 1939 году назначен директором государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина. А начинал «советскую» карьеру Коротков в 1905 году в Иваново-Вознесенске. После Октябрьской революции руководил Тейковским уездным комитетом. Считается, что благодаря КоротковутТейково получило статус города. 

Всего год возглавлял Ивановскую область Иван Седин (190–1972). За успешное руководство легкой промышленностью получил орден Ленина и в 1939 году переведен на работу в наркомат нефтяной промышленности (тогда же получил квартиру в Доме на Набережной). В 1945–1948 был министром легкой промышленности СССР.

Ивановскую прописку имели в разные годы и другие жильцы Дома на Набережной – например, военный инженер-связист Владимир Машин (1901–1984), родившийся в Шуйском районе; вичужанин Иван Бенедиктов (1902–1983) – министр сельского хозяйства при Хрущеве; Екатерина Кукушкина (1905–1997) – бывшая ткачиха вичугской фабрики, жена редактора отдела газеты «Правда». 

Жильцы Дома на Набережной были «эталонными» людьми своего времени. Характерные имена они подчас давали и своим детям. Так, дочь Александра Ремейко назвали Ангарой (она родилась в Иркутске), дочь Ивана Седина – Лучмирой. Сын Ивана Носова носил имя предводителя Французской революции – Марата.

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

«Пухляш» и «Безразмерный» – вне закона 

Осторожно: появились непроверенные семена

Где жить будем?

«Семейную ипотеку» планируют продлить до 2030 года

Право на права

С 1 апреля в России изменятся правила получения водительских прав

Вторжение в личное пространство?

В этом году ивановских школьников снова проверят на наркотики

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам