Пешком по Иванову

Прошлым летом «Рабочий край» начал прокладывать первый ивановский арт-маршрут. Одноименная рубрика выходила в газете до осени примерно раз в две недели. В прошлом сезоне мы прошли от бывшего трамвайного кольца на «Краснопрудной» до улицы Крутицкой. Многие адреса по пути оказались связаны с биографиями деятелей искусства и литературы. Нашлись, например, точки пересечения Иванова с древнеиндийской Камасутрой и поэтами Серебряного века. Сегодня возобновляем прогулку с того места, где расстались. Надо только спуститься от Крутицкой вниз к реке – по крутой горке.

Мост над трубой

Пешеходный мост над Уводью построили в 1953 году, чтобы замаскировать тепломагистраль (она идет от ТЭЦ-2). Утилитарную задачу доверили двум талантливым людям, которые при минимуме затраченных средств подарили городу изящное сооружение. 

Соавторы проекта – инженер Борис Лопатин и архитектор Аркадий Толстопятов. Глядя на их биографии, кажется, что эти люди – советские антиподы. Лопатин – в начале 1950-х – признанный мэтр, доцент энергетического института, депутат горсовета. А Аркадию Толстопятову в ту пору было немногим более тридцати, в его «личном деле» значились исправительно-трудовой лагерь по политической статье, репрессированные родители и отсутствие диплома о высшем образовании (документ просто отказались выдавать). 

Но в чем была схожесть столь разных (судя по биографиям) соавторов деревянного моста через Уводь? В таланте и работоспособности.

Борис Лопатин – один из первых выпускников Иваново-Вознесенского политехнического института. Этому инженеру были под силу фантастически сложные расчеты. В 1931 году по его чертежам построили деревянный сферический купол для Ивановского цирка – самого крупного в стране. То здание не уцелело, но фотографии и чертежи вошли в мировые своды памятников именно благодаря уникальной конструкции – нужно было рассчитать нагрузку, учесть сопротивление материалов.

С 1929 года Борис Лопатин преподавал, возглавлял кафедру, но оставался, судя по всему, фигурой артистической и увлеченной. Он неплохо музицировал и проводил лекции-концерты. Его коллекция марок (30 тысяч экземпляров) была одной из самых больших в городе. Где теперь это собрание?

Аркадий Толстопятов (1919–1997) учился в Московском архитектурном институте. Во время войны был эвакуирован в Узбекистан, где сблизился с детьми репрессированных военачальников – Тухачевского, Якира, Уборевича. Вместе с ними и попал под суд. 

После отсидки, не имея диплома, он смог найти работу лишь в провинциальном Иванове. И здесь во многом стал пионером. Толстопятов, например, первым использовал в оформлении фасадов жилых домов граффити (посмотрите на нарядные здания напротив музыкального училища). 

В 1960–1970-е по его проектам возводились знаковые для советского Иванова объекты: Дом политпроса (колледж культуры), здание партийного архива, Дом печати, Музей первого Совета, ДК железнодорожников. Многие разработки ивановского архитектора становились типовыми для всей страны. Например, наш колледж культуры имеет близняшек в 15 городах. Подробно об А.И. Толстопятове «Рабочий край» рассказывал в номере от 2.08.2019. 

Но вернемся к мосту через Уводь. Инженер Лопатин грамотно рассчитал нагрузку на конструкции (мост хоть и выглядит подвесным, на деле таковым не является). А архитектор Толстопятов предложил неброское, но эффектное оформление: с красивыми фонарями, железными арками-опорами. Изначально с каждой стороны моста спускались по три лестницы – на разные стороны. 

Жестяная палитра

Гостиница «Турист» могла бы попасть в наш арт-путеводитель благодаря своим постояльцам. Наверное, здесь останавливались многие известные люди, приезжавшие в Иваново. Но сегодня обратим внимание на фасад здания. Над входом – многометровое панно из жести. Нельзя сказать, что оно сразу привлекает внимание, но поразглядывать его интересно. В металлическом узоре можно видеть и волны ткани, ниспадающие с текстильного станка, и волны Волги, которые наверняка привлекали туристов в гостиницу «Турист». 

Автор этого панно – ивановский художник Константин Фролов (1918–1997). По его рисункам сделаны также барельеф на 21-й ивановской школе, смальтовый рабочий над остановкой «Площадь Революции» (там еще долгое время был лозунг «Владыка мира – труд»). Вместе с ивановским художником Борисом Романычевым они придумали мозаичный фасад с портретами революционеров для фабрики «Красная Талка» (ТЦ «Текстиль-Профи»). Интересно, что Фролов был не только автором эскизов, но и принимал участие в «строительных» работах: когда надо месил бетон, колол смальту.

А вообще, Константин Фролов – сильный живописец и график. Скажем, его женский портрет, выполненный в конце 1950-х, – один из главных экспонатов белгородского областного музея. А ивановские ценители искусства наверняка вспомнят карандашные зарисовки военных летчиков, сделанные Фроловым во время службы на Северном аэродроме.  

Сегодня мы почти не продвинулись по арт-маршруту. Но на набережной приятно задержаться. В следующий раз поднимемся наверх, на ул. Калинина. До скорого! 

Отец сестер

Работа над «Арт-путеводителем» способствует и небольшим краеведческим открытиям. Так, в прошлом году мы рассказывали о самых известных женщинах 19 века – сестрах Сусловых (см. номер от 12.07.20). Их фамильный дом сохранился в Иванове – на углу улиц Бубнова и 10 Августа. 

Надежда Суслова была первой в России женщиной-врачом, практиковала в Нижнем Новгороде и в Крыму. Грустный конец ее жизни описан в романе Ивана Шмелёва «Солнце мертвых». Вторая сестра Суслова – Аполлинария –  la femme fatale русской литературы. В нее были влюблены Фёдор Достоевский и Василий Розанов. И для обоих отношения с ивановкой стали трагедией.

Про отца сестер было известно, что он из крепостных села Иванова. Служил управляющим в московском доме графа Д.Н. Шереметева. Своим детям (двум дочерям и сыну) смог дать хорошее образование. 

В российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ) удалось найти несколько писем Прокофия Суслова к своему зятю – Василию Розанову. Аккуратным изысканным почерком (правда, не отделяя «не» от глаголов) бывший приказчик Шереметева пишет: «Милейший Василий Васильевич. Если Вы не совсем еще забыли меня и сохранили хоть каплю добрую воспоминаний, то не откажите ради Бога принять от меня поздравление с наступившим высокоторжественным праздником и грядущим новым годом. От всей души желаю Вам доброго здравия. 25 декабря 1887 г.». На одном из конвертов сохранилась и короткая характеристика, данная Василием Розановым в адрес тестя. Подчерк очень неразборчивый, не всё читаемо, но свидетельство это любопытно и никогда прежде не публиковалось: «Прокофий Григорьевич Суслов – прекрасный, добрый души человек <…> огромного роста, всегда в полотняном халате, конечно, по-русски не запахиваемом и откуда почти виден был «соблазн» <…> любил останавливать мужиков и спрашивать: «из какой деревни, не болит ли чего», и если «болит», то «моя дочь тебя бы, наверное, вылечила, она теперь в Питере самая знаменитая врач». 

Иллюстрация Ксения Новикова

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Взрослые школьники: шанс наверстать упущенное

Мало кто знает, что в Иванове есть вечерняя школа

Песьяков бьет рекорды 

Вратарь провел 243-й матч в Премьер-лиге. Это рекорд среди лучших ивановских футболистов

«Вход обязательно во фраках» 

Ивановские пригласительные рубежа ХIХ–ХХ веков (продолжение)

За недопуск – штраф

Вступили в силу поправки в административный кодекс об ответственности за нарушение правил обслуживания и ремонта газового оборудования

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам