Начался капитальный ремонт железнодорожного участка Фурманов – Волгореченск
Прошло заседание оргкомитета по подготовке к Первомаю
23 апреля состоится гала-концерт фестиваля
Он объединит жителей четырех улиц
В Иванове пройдут игры  женского чемпионата ЦФО по баскетболу
Жители могут контролировать ход работ
Где искупаться?

В жаркие выходные активисты ОСВОДа проехали с очередным рейдом по неофициальным ивановским пляжам, а позже рассказали о своих наблюдениях «Рабочему краю».

Вообще, в областном центре купание разрешается только в трех местах, и все они в городских парках. Официальные пляжи еще закрыты из-за коронавирусных ограничений. Впрочем, купальщиков это не останавливает. Много людей и на диких пляжах. Безопасность для дикарей, как правило, не важна, как и инфраструктура, и сервис. Главное – доступность места и удобный заход в реку.

По пять квадратов на человека

Одно из таких популярных мест – берег Уводи у плотины по улице Павла Большевикова. Председатель Ивановского отделения ОСВОД Елена Кокшарова рассказывает, что много лет предлагала мэрии сделать там официальный пляж: «Всё равно же народ туда идет, нужно оборудовать это место. Мы со своими водолазами неоднократно обследовали дно. Оно вполне пригодно для купания, но неравномерное: сначала мелко, потом сразу обрыв. Это опасно. Поэтому нужно завести туда спасателей, благоустроить пляж, вывесить буйки, поставить вышку, следить, чтобы подростки не прыгали с бетонных опор в воду. Ведь под водой остались конструкции старого моста – людей там погибло немало. В прошлом году два, а в позапрошлом – четыре человека». 

В ближайшее время в этой зоне откроется парк водных развлечений. Инвестиционная компания получила разрешение на сооружение аттракционов прямо на реке. Для города это диковинка, которая, конечно же, привлечет еще больше людей. Поэтому действительно разумно было бы организовать цивилизованное место для купания и контролировать его. 

Не разрешено купаться и в местечке Афанасово, где небольшая заводина реки Талки. Раньше там тоже было благоустроенное место, администрация города находила возможность сохранять пляжик в приличном состоянии, и народу там всегда было много. Сейчас купающихся прибавилось (рядом вырос целый коттеджный поселок), а контроля за безопасностью не стало вообще. ОСВОД опять бьет тревогу: в постановлении № 54 от 2010 года «Правила охраны жизни и здоровья людей на водоемах Ивановской области» сказано, что на каждого купающегося человека положено 5 кв. метров водной глади. Но людей много, а воды на организованных пляжах на всех не хватает. Вот и идут горожане в другие, неофициальные, а точнее сказать, запрещенные места. «Вместо того чтобы запрещать, лучше бы их благоустроили, – сетует председатель ОСВОДа Елена Кокшарова. – Несчастные случаи на воде чаще происходят именно на диких пляжах».

Одичали

Но одичали некоторые пляжи именно потому, что стали ничьими, бесхозными. Многие ивановцы помнят, как замечательно раньше отдыхали на водоеме, известном под названием «Козье болото»: волейбольная площадка, кабинки, лавочки и урны, чистый песок и вечернее освещение. Сейчас это совершенно непригодное для отдыха и купания место – заросшее тиной, с илистым дном и замусоренными берегами. Хорошо там только пьяным компаниям. В июне два семнадцатилетних подростка зачем-то пошли туда. Один остался на берегу, а другой зашел в воду, запутался в траве, не смог выбраться и погиб.

С начала купального сезона 2020 года в Ивановской области утонуло семь человек. Трое из них – дети.

Нельзя назвать цивилизованными и пляжи Валдайского озера, тоже излюбленного места купания ивановцев. Красивое, ласковое, но такое загаженное в последнее время. В ходе рейда ОСВОД замечает, что официальный пляж организован в непригодном месте – заход в воду с глиняным и илистым дном. А там, где было бы удобно людям, с другой стороны озера, где ровное и песчаное дно, стоят билборды «купаться запрещено». Почему? Так определили местная администрация. Но ни там, ни там – ни благоустройства, ни контроля, ни одного спасателя. 

Спасатели, ау!

У ОСВОДа, как добровольной общественной организации, призванной охранять жизнь и здоровье людей на водоемах и помогать спасательным службам, к этим самым спасателям вообще немало претензий. К примеру, в парке «Харинка» на одном дереве написано «Пляж», а на соседнем «Купаться запрещено» – вот попробуй пойми, что делать отдыхающим. В парке Революции 1905 года людей штрафовали за то, что они заплывали за буйки. А как за них не заплывать, если глубина пляжной зоны – чуть больше малышового лягушатника. Что делать людям, которые хотят поплавать, если им там, что называется, «по пояс»? А между тем в нормативном документе указано, что для тех, кто плавает, буйки выставляются на 25 метров от глубины 2,2 м. 

Еще одно неразрешенное место купания в Иванове – район химзавода, напротив парка имени Степанова. Спасатели контролируют только парковую сторону, а дикий пляж напротив – нет. Но Уводь там общая, и она увела на дно многих купальщиков с обеих сторон. Вода всегда очень холодная, 15-17 градусов, даже если воздух прогревается до 30. Причина – в бьющих со дна ключах, от которых сводит ноги. Поэтому и здесь дикий пляж требует особого внимания, раз уж собирается на нем народ. «Спасатели, ау! Неужели им трудно подъехать к тому берегу или дальше за железнодорожный мост и по мегафону предупредить людей, что здесь купаться запрещено и опасно? Это ведь их работа», – возмущается Елена Кокшарова. 

Сам себя

По мнению председателя ОСВОДа, наши спасательные станции недостаточно эффективны. Кроме спасательных средств и лодок они должны быть оснащены смотровыми вышками, а их нет ни в одном из трех городских парков. В результате спасатели не видят, что именно происходит в акватории. «А ведь когда-то все вышки в парках были, – вспоминает Елена Кокшарова. – Вместо того чтобы отремонтировать и поправить, их просто снесли. Чтобы обеспечить безопасность, бригада спасателей должна состоять минимум из трех человек. Было бы правильно, чтобы один спасатель следил за купающимися с вышки, другой – на лодке около буйков смотрел, чтобы дальше никто не заплывал, а третий с мегафоном работал с населением на пляже. Они должны бы друг другу сообщать, где буянит пьющая компания, где остались одни дети без присмотра взрослых – вовремя можно вмешаться и предотвратить трагедию. Когда мы проводили рейды, ничего этого не увидели в Иванове». 

В жаркие выходные на Уводьском водохранилище, которое растянулось аж на 50 км, тоже многолюдно. Около каждого спуска к воде группы отдыхающих, палатки, мангалы. На речной глади полно лодок, а в них без спасжилетов по 5-7 человек с детьми и собаками – сплошные нарушения безопасности. При этом в ходе рейда ОСВОД не увидел ни одного спасателя – ни на берегу, ни на воде. 

На так ивановском и тейковском пляжах Рубского озера собирается до пяти тысяч отдыхающих в день. Активисты ОСВОДа, в качестве добровольного жеста, вычистили дно и береговую зону от мусора, стекол и банок. Потратили на это целый день, теперь пляж стал чистым. Хорошо бы, чтоб и отдыхающие (а большинство там — ивановцы) убирали после себя и берегли это замечательное место. Что касается безопасности на воде, то и на Рубском нет порядка. «Ой, там такое творится! – сокрушается Елена Кокшарова. – Мы были просто в шоке. И взрослые, и дети на матрасах заплывают на глубину, между ними носятся водные мотоциклы и моторные лодки. В купальных зонах они проезжают буквально по головам, просто страшно становится. Трагедия может случиться в любой момент. Всё это категорически запрещено, но никто же не отслеживает. Поэтому во избежание несчастных случаев рассчитывать остается только на одного спасателя – себя самого. И своих детей сберечь наверняка сможем только мы. Даже и на диких пляжах. Хотя официальные, конечно же, обязательно должны быть комфортными и безопасными для людей. Мы постараемся, насколько хватит наших сил и возможностей, проследить за этим». 

ОСВОД – аббревиатура от «Общество спасания на водах». Организация возникла в 1866 году. К началу XX века в ней было 12 тысяч действительных членов, было развернуто 57 морских лодочных станций и 77 речных, а также 168 полустанций. В советское время ОСВОДу принадлежали несколько предприятий, которые выпускали оборудование для спасателей. В 1990-е многие предприятия и организации, которые были коллективными членами ОСВОД и содержали его за счет коллективных взносов, банкротились и закрывались. Сейчас ОСВОД имеет отделения в 73 регионах России, в них состоят более 30 тысяч человек.

Фото Владимир Смирнов (ИТАР-ТАСС)

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

За недопуск – штраф

Вступили в силу поправки в административный кодекс об ответственности за нарушение правил обслуживания и ремонта газового оборудования

Апрель – месяц саженцевый

Что огородники не посадили осенью, посадят весной. Как выбрать саженцы, чтоб они прижились

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам