Как узнать имена своих предков?

Сколько поколений своей семьи вы знаете? Большинство людей, отвечая на этот вопрос, могут вспомнить максимум имена прабабушек и прадедушек. Редко кто назовет более дальних предков. Но тем не менее растет число пытливых – тех, кто хочет знать о своем роде больше. Создание своего генеалогического древа – большая и очень интересная работа. 

Среди тех, кто это понял, ивановка Наталья Уткина. Заняться исследованием своих корней она хотела еще с детства. «Помню, в восемь лет расспрашивала у мамы и записывала в блокнотик имена ее бабушек и дедушек. Позже мама искала могилу своего отца, убитого в январе 1942 года в деревне Крутицы Калужской области (так было написано в похоронке). Местные следопыты прислали ответ, что захоронение перенесено из этой деревни на городское кладбище. Я помню, с каким трепетом, они с бабушкой читали то письмо. Но приехав туда в 1984 году, обнаружили, что в списках на мемориальной доске числился не дед, а его однофамилец. Через 34 года я все-таки нашла его могилу. И это придало мне решимости дальше искать нашу связь с прошлыми поколениями», – рассказывает Наталья.

Многие ли пытались выяснить у бабушки или дедушки, пока они еще живы, кем работали и где учились их родители? А ведь это могло бы стать основой для дальнейших исследований. Конечно, как правило, информации в начале поисков мало. Ведь семейные фотографии и документы теряются, истории и рассказы забываются. Но при желании кое-что все-таки можно найти.

«Я нашла в интернете образец заполнения генеалогического древа по линии отца и матери и начала его пополнять, – рассказывает Наталья Уткина. – Сначала оно имело ограниченную крону – пять поколений по мужской и женской линии. Со временем мне открывались всё новые и новые факты и данные о жизни предков. По некоторым линиям мне стали известны предки до 11-го колена. Постепенно я узнала свою семейную историю за 270 лет! Представляете?»

Опиралась в своих поисках Наталья и на документы из домашнего архива, и на рассказы родных, и на случайные знакомства. «Мне, конечно, очень повезло, что я встретила в интернете статьи краеведов Алексея Александровича Шустова, священноинока Александра (Завьялова), Андрея Сергеевича Грамматина, Николая Владимировича Фролова, Юрия Андреянинкова и других, – признается Наталья. – Читая форумы по генеалогии и истории Ивановской области, мне часто попадались их статьи. Позже мы познакомились и во многом обогатили поиски друг друга. А с кем-то даже оказались семиюродными братьями и сестрами».

Всё переплелось

В результате исследования своей родословной Наталья узнала, что предки ее были из разных сословий: старосты церквей, священники, врачи и преподаватели. Был в роду епископ обновленческой церкви, не признанный Русской православной церковью, офицер царской армии, который перешел на сторону большевиков, а потом стал директором школы, секретарь облисполкома, член союза воинствующих безбожников. Были рабочие, служащие, мастеровые и крепкие крестьяне. «Крестьяне жили хотя бы в одной деревне, приписаны были к одной церкви, – делится Наталья. – Правда, чаще без фамилий, но из поколения в поколение в одном доме. В ревизских сказках существовала перепись крестьянского населения по домам и деревням. Но о священнослужителях сведений еще меньше, чем о крестьянах. Их можно было искать только по месту служения. И то они постоянно переводились из одного храма в другой и меняли фамилии. Поэтому отследить их передвижение оказалось непросто».

Ревизские сказки – документы, отражающие результаты проведения ревизий податного населения Российской империи в XVIII – 1-й половине XIX веков, проводившихся с целью подушного налогового обложения населения. Ревизские сказки, а также метрические книги и исповедные росписи являются незаменимыми инструментами поиска, которые помогают исследователям родословных.

Души мужские и женские

Сельские жители в России до середины XIX века обычно не имели фамилий. Их заменяли отчества и прозвания. При поступлении в духовные училища или семинарии у юноши появлялась фамилия, которая давалась начальством произвольно и могла меняться даже в процессе учебы. По окончании учебы она становилась официальной и передавалась по наследству. Иногда фамилии давали на основе топонимов, имен святых, библейских событий и мифологии, фамилий писателей, успехов в учебе, особенности внешности. Довольно часто даже родные братья получали разные фамилии. Лишь в 1864 года Святейший синод издал указ, «чтобы дети сохраняли фамилии своих отцов».

Ревизской душой являлось только лицо мужского пола. Лишь при более поздних переписях населения в ревизские сказки заносились «души женского пола». Эти нюансы Наталья Уткина узнала в ходе своих исследований. И теперь начинающим она может дать совет: «Поскольку в XVIII веке во время переписи женщин просто не записывали, многие женские имена так и остались неизвестными. И в моей родословной тоже. Зная это, не стоит тратить время на поиск того, чего нельзя найти в принципе». 

Если учитывать все фамилии (отца и матери), то Натальина бы выглядела примерно так: Смирнова-Орлова-Тимофеевская-Славецкая-Салова-Крюкова-Зонина-Буслаева-Уткина. Представьте, насколько длиннее была бы эта цепочка, если можно было найти девичьи фамилии всех ее прапрабабушек.

«Однажды я попросила помощи у своего рода, и он мистическим образом начал оказывать мне поддержку, – признается Наталья Уткина. – Ко мне в руки стали попадать удивительные документы, фотографии, истории. Надо просто вспомнить этих родных людей, которые прожили тяжелую и счастливую жизнь, работали, совершали ошибки, любили, растили детей, и сказать им спасибо. Ведь наш род – это источник силы и поддержки с одной стороны, а с другой – наша карма и наш путь. Революции и атеизм отрезали родовые корни большинства родов. Но сегодня важно знать не родословную как таковую, а понимать жизнь прошлых поколений. Через это и возможно оживление рода. Для полноценной жизни нам нужен энергетический каркас, который создавался веками желаниями, поступками и устремлениями наших предков».

Как начать составлять свою родословную?

Специалисты советуют для начала написать имена всех известных вам родственников – кто кому кем приходится. Наверняка воспоминания ограничатся двадцатым веком. Далее понадобятся сведения из Госархива, архивов предприятий, сельских поселений и даже ФСБ (запросов от граждан туда поступает очень много).

Егор Бутрин, заместитель начальника отдела использования публикаций документов Госархива Ивановской области, рассказывает:

«Сейчас очень много людей, которые интересуются своей родословной. Приходят в архив, запрашивают информацию, изучают документы. Или мы сами можем найти нужные сведения – но это уже платная и очень востребованная услуга архива. За информацией о родственниках, родившихся до 1927 года, обращаться нужно к нам. О тех, кто появился на свет позже, – в архивы загсов. Я лично составил свою родословную до восьмидесятых годов девятнадцатого века, дальше сведений просто нигде не было. А вообще в нашем архиве можно найти сведения вплоть до XVIII века – главное, точно знать имя, фамилию и место рождения человека. Неточности, конечно, усложняют поиски, но что-то мы находим. Правда, процесс этот не скорый, запросы лежат порой до трех лет. Но активные соискатели, которые звонят и напоминают о себе, получают информацию быстрее. Если у человека возникло желание составить генеалогическое древо, надо просто начать с описания известных родственников. А дальше будет понятно, в каком направлении двигаться».

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

«Стремились передать чувство радости»

Художники Родионовы – о своих знаковых полотнах

Взрослые школьники: шанс наверстать упущенное

Мало кто знает, что в Иванове есть вечерняя школа

Песьяков бьет рекорды 

Вратарь провел 243-й матч в Премьер-лиге. Это рекорд среди лучших ивановских футболистов

«Вход обязательно во фраках» 

Ивановские пригласительные рубежа ХIХ–ХХ веков (продолжение)

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам