Глава города Иванова Владимир Шарыпов провел рабочую встречу с руководителем МУП «САЖХ» Алексеем Сахаровым
174 диагноза, выздоровели 363, умерли 6
Заявки принимаются до 1 марта
Пройдет в Иванове к Дню студента
В течение четырех лет на это направили 1,5 млн рублей
176 подтвержденных диагнозов, 421 выздоровел, 9 скончались
Анастасия Басенко
Мост из парка Степанова попал в Третьяковскую галерею

В Москве открылась масштабная выставка «Молодость России» – в залах Новой Третьяковки на Крымском валу работы подающих надежды художников из регионов. От Ивановской области в проекте участвует четверокурсница политеха Хелена Тадессе – студентка кафедры дизайна костюма и текстиля им. Н.Г. Мизоновой. Ее графический триптих «Монтаж» рассказывает об индустриальном городском пространстве в черно-белых тонах. О замысле и сверхзадаче, о культурных кодах и моде в Иванове художница рассказала «Рабочему краю».

– Хелена, как ты попала на выставку в Третьяковку? Почему отправила именно эти работы, сомневалась ли в выборе? 

– Изначально это был конкурс Союза художников России. Планировалось, что по итогам отбора определят 100 молодых авторов, которые получат возможность на протяжении месяца жить и работать в домах творчества. Коронавирус внес свои коррективы, фестиваль перенесли на следующий год с повторным приемом заявок. Поэтому я приятно удивилась новости о Новой Третьяковке. В выставке такого уровня с графическими работами я еще не участвовала, хотя в Иванове два года назад мой «Монтаж» понравился и Союзу художников, и зрителям.

– На триптихе – серый индустриальный пейзаж. Это про Иваново или какое-то другое место?

– Это не только про Иваново. Это про любое городское пространство, и точное место на карте здесь – не главное. Мне была важна тема взаимодействия человека с окружающей действительностью, а индустриальный пейзаж – лишь средство, инструмент, ее раскрывающий. Пару лет назад я делала много зарисовок Иванова, наблюдала, изучала среду, в которой живу. Смысловой доминантой «Монтажа» стал железнодорожный мост в парке Степанова (на моей работе он не фотографически точен – изменена композиция, форма стилизована). И эта огромная рукотворная металлическая конструкция вписана в «декорации» природы.

– Ты выбрала монохром – получается, индустриальный пейзаж пессимистичный? Может ли человек в такой окружающей действительности быть счастливым? 

– Черно-белое восприятие города – это моя рефлексия, внутреннее ощущение на тот момент. В триптихе я не высказывалась на социальную тему, замысел был эстетический. Мне важно было показать красоту и монументальность формы даже в период ее распада. Человеку комфортно находиться в пейзаже, гармонично сочетающем в себе живую и неживую природу. Неестественность, искусственность материала, черно-белая призма – я выбрала это подсознательно, но настроение создается определенное, с большой долей мрачности.

– Декаданс, деструкция, разрушение – эти темы волнуют тебя и как дизайнера одежды? 

– Спектр моих креативных интересов достаточно широк, и тем, волнующих воображение, множество. Я с раннего детства проявляла большой интерес к творчеству. Я этим всегда жила и живу. В четвертом классе начала ходить в студию моды «Мираж», где рисовала эскизы одежды, придумывала образы, шила. Потом поступила на декоративно-прикладное искусство в художественное училище, где получила сильную базу в живописи и графике. Поступила в политех, и в прошлом году вместе с подругой создала бренд одежды MOSSO. Наша главная идея – делать апсайклинг вещей, использовать их повторно. Пандемия и карантин повлияли на сознание людей и их отношение к «быстрой моде». Тенденции ресайкла и апсайкла не новы, но сейчас набрали обороты популярности. Не скрою, что Иваново в этих убеждениях сильно отстает, мы часто сталкиваемся с непониманием «зачем вы это делаете» и «кому это вообще нужно». Получается, что сейчас новые созидательные формы творчества привлекают меня больше, чем деструкция.

– Используешь ли ты ивановский культурный код в своих коллекциях?

– Стараюсь. Культурное наследие у нас богатое, сильное. Но почему-то те же самые ивановские ситцы возводятся в какой-то неприкосновенный культ: их можно показывать только традиционно. Это очень сковывает современного молодого художника. Выходит, что наследие есть, а пользоваться им не умеем. Есть интересные работы местных дизайнеров – смотрятся эффектно, но коммерческого продвижения не получается. Популяризировать красивой коллекцией ивановские ситцы невозможно, модная индустрия сегодня играет по другим правилам. Четкая стратегия, стабильная коммуникация и верность одной большой идее. Если у бренда нет концептуального высказывания – тебе не жить. Можешь разово заявить о себе, пусть даже ивановскими ситцами, но обязательно должно быть дальнейшие развитие, продакшен, коммерциализация. Ведь каждый дизайнер хочет, чтобы люди, надевая его одежду, носили и кусочек его идеи. А идеям не место в витрине, в музее – им место в жизни. Наглядный пример: для того чтобы оценить красоту ситцев, их нужно интегрировать в то, что понятно современному человеку. То есть шить традиционный сарафан – неактуально, а пустить традиционные принты, например, на пуховик – вполне. Совершенно иное восприятие. Так сделал бренд TEAMPUTIN, просто перепечатав набивные рисунки, не изменив ни масштаб, ни цвет. Ситец тот же, а форма – другая, новая. Совершенно иное восприятие. Сейчас наблюдается большой спрос на всё самобытное, аутентичное, локальное, на забытые культурные коды. К этому активно обращаются дизайнеры и набирают на этом очки узнаваемости и популярности. Еще пример – нашумевшая коллаборация корпорации-гиганта уличной и спортивной одежды PUMA и небольшого бренда Jahnkoy Марии Казаковой, дизайнера, в фокусе творчества которой переосмысление национального костюма и современное прочтение традиционных орнаментов и узоров. А мы живем и не видим того, что происходит вокруг, что лежит на поверхности. У нас глаз замыленный. Я надеюсь, что реинкарнация всего ивановского – дело будущего, и индустриальный пейзаж моего «Монтажа» когда-нибудь заиграет яркими красками.

Посетить выставку «Молодость России» в Новой Третьяковке можно до 29 ноября.

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Редакция РК

Избран глава города Иванова

Им стал Владимир Шарыпов

Николай Голубев

«Хорошие люди бесследно не исчезают»

Письма старого художника

Владимир Шарыпов

Новые ясли в Пустошь Боре

Рубрика "Слово мэра"

Екатерина Сергеева

По заснеженным тротуарам…

Почему ивановцы недовольны состоянием улиц и тротуаров