Кадры старой кинохроники прошлого века про Иваново удалось спасти от ветхости, переведя их на цифровые носители. Где и как их можно увидеть?

«Смотрите, здесь еще нет высоток, кругом частный сектор, а тут по Уводи катаются на лодках! Ой, и как мало машин на улицах, и девушки в ситцевых платьях! И камвольный еще работает…»

В соцсетях стали появляться небольшие трогательные ролики про Иваново советских лет, которые у старшего поколения вызывают ностальгию, у молодого – живой интерес. Много лет черно-белую кинохронику снимал известный ивановский кинооператор Александр Третьяков (он работал на Ленинградской студии документальных фильмов). После смерти документалиста его дочери берегли многочисленные коробки с пленками, держали их в своей небольшой ивановской квартире, понимая, конечно, каким бесценным для истории города материалом владеют. Пленки требовали особых условий хранения, а дома их, конечно, создать было невозможно. К тому же сотни километров кинокадров нужно было использовать по назначению, то есть демонстрировать, показывать людям. На семейном совете приняли решение – передать архив профессионалам, но интерес проявил только Олег Алалыкин, в то время возглавлявший телекомпанию «Барс». Об этом мне рассказала одна из дочерей документалиста, Ольга Третьякова.

– А как получилось, что всё это богатство осталось у вас дома, а не на студии или в каком-нибудь киноархиве?

– Это были копии, которые предназначались для кинопроката здесь, в Иванове. На самой Ленинградской студии все отснятые по областям материалы, в том числе и наши, ивановские, хранились должным образом. А вот на местах, про которые и снимались эти сюжеты, они оказались никому не нужны. Вот так и получилось, что все они остались у нас дома. Это было в конце 80-х.

– Многие помнят, как в кинотеатре перед художественным фильмом показывали киножурналы «Панорама» или «Наш край» с сюжетами из Ивановской области. 

– Вот их и снимал наш папа, Александр Третьяков. Кстати, не только из Иванова, но и из Ярославля, Костромы и Владимира. Темы, как правило, согласовывали с обкомом, с самой киностудией. Например, приезжает в область председатель Совета министров СССР Косыгин – естественно, это главный сюжет. Или ткачиха Голубева в очередной раз перевыполнила план по пятилетке – опять информационный повод. Хотя папа мог предложить и свое, что ему показалось интересным. При этом был план – ежемесячно сделать четыре сюжета, из них три на серьезные темы (как тогда говорилось, «железобетонные»: производство, партийная работа) и один «бантик», то есть про выставки, спектакли, детский садик и тому подобное. Всё это, конечно, обсуждалось у нас дома, мы жили все папиной работой. И, насколько это было возможно, были вовлечены в неё. 

– Что вам доверялось?

– Мы часто были на корреспондентском пункте, знали всю киноаппаратуру. Постоянно помогали ему отсылать готовые отснятые материалы в Ленинград, где их проявляли и монтировали. Надо было бежать на почту – отправлять посылки. Что-то заполняли, какие-то бланки и отчеты прикладывали – такая работа помощников. Конечно, снимать и писать тексты ни мы, его дочери, ни наша мама не допускались.

– А разве оператор должен был писать тексты к своим сюжетам?

– Да, тогда был так. Хоть его должность и значилась как «оператор», всю раскадровку, описание события, сам сюжет – всё делал папа. Современным корреспондентам это, должно быть, странно. Конечно, потом на студии тексты обрабатывали, но основу давал сам оператор. Был период, когда моя сестра Татьяна (известный диктор, ведущая ивановского радио. – Прим. авт.) училась в Ленинградском институте культуры. Тогда она озвучивала сюжеты нашего папы там в студии документальных фильмов. И многие зрители в ивановских кинотеатрах в киножурнале «Панорама» узнавали ее голос. Замечательно, что всё это богатство, история Иванова, запечатленная в кинокадрах, отснятых нашим отцом, сохранена. Мы благодарны специалистам «Барса», что они его буквально спасли.

Главный редактор ТРК «Барс» Сергей Кустов рассказал, что стало с уникальной кинохроникой Александра Третьякова после того, как ее приобрела телекомпания.

– В каком виде ТРК «Барс» получил кинохронику? 

– Как мне рассказывали коллеги, сами киноленты на момент передачи были в таком состоянии, что еще немного и они были бы утеряны навсегда. Пленка чисто физически имеет свойство портиться, до наших дней она, конечно бы, не дожила. У нас в редакции хронику переснимали и перезаписывали на специальной, уже телевизионной аппаратуре. Позже, когда появилась возможность, перевели в цифровой формат, и теперь уникальные кадры ивановской кинохроники хранятся на электронных носителях. 

– О чем эти съемки?

– Это документальные кадры жизни города Иваново и области, снятые в период с 1959 по 1987 год. Информация разноплановая. Много рассказов о текстильных предприятиях, например комбинат имени Самойлова запускает новое производство. Или репортаж с футбольного матча 1961 года, когда «Текстильщик» играет на своем поле с какой-то командой. Или вот только недавно смотрел сюжет об открытии нового цеха на Ивановском мебельном комбинате. Есть и политические темы: выступления прежних руководителей области, первых секретарей обкома – Капитонова, Клюева. Такие фамилии, которые пожилые люди помнят. Сняты первомайские демонстрации. Есть даже уникальные кадры 1975 года с празднования юбилея газеты «Рабочий край». 

Всё-всё я лично не пересматривал, это бы заняло очень много времени. Представляете, порядка шестисот готовых сюжетов, коротких или длинных, иногда скомпонованных в одну программу «Наш край», есть несколько репортажей и из других областей соседей. Наши коллеги над всеми этими кадрами провели огромную работу – не просто оцифровали, но и структурировали по годам и темам. Конкретное видео можно найти теперь по конкретному запросу.

– А как телеканал использует эти видеоматериалы и могут ли ивановцы познакомиться с ними?

– «Барс» – это круглосуточный телеканал новостного вещания, в ходе которого мы показываем много информационных продуктов, в том числе и архивные съемки. Причем программы мы ставим сначала утром, потом днем и вечером – чтобы как можно больше зрителей в разное время суток могли посмотреть. Например, в рамках получасовой программы «IvanovoNews телеверсия» есть рубрика, связанная с историей города Иваново, вот в нее мы и будем включать эти уникальные кадры старой кинохроники.

– А где-то в интернете нельзя всё это увидеть отдельно?

– Есть идея создать какой-то специальный сайт, на котором всё будет выложено, чтобы каждый зритель мог зайти и посмотреть, что хочет. Но есть проблема с воровством в интернете – как только мы ее решим (это непростая задача), мы максимально обеспечим доступ. Параллельно мы ведем переговоры с другими правообладателями ивановской кинохроники. Сохранились очень интересные съемки Иванова – 30-х годов, 1924-го и даже 1913 года. Я сам их видел, очень интересно. Правда, всё это совсем недешево. Но было бы здорово иметь эти кадры, создавать, дополнять архив. Это наша история.

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Генеральные предложения

Завершились общественные обсуждения изменений в генеральный план города и правила землепользования и застройки

Бронза, камень-бумага и синий лен

В музейно-выставочном центре на Советской, 29 открылась небольшая, но насыщенная выставка (арт-проект) девяти московских художников «Лен»

Золотой "квадрат"

Квартиры в Иванове подорожали на 25-30%

Священная – противовирусная

Ивановский музыкальный театр представил премьеру хореографического спектакля «Весна священная» на музыку одноименного балета Игоря Стравинского