«Забытый» фотограф Николай Киселёв
Местные фотографы конца XIX – начала ХХ века оставили огромное наследие, благодаря которому мы можем вернуться в прошлое и увидеть город и повседневную жизнь горожан.
В Русском Манчестере начала ХХ века существовало несколько популярных фотосалонов. Например, в Вознесенском посаде с отделением на Соковской улице работал салон И.Г. Павлова, напротив Воздвиженской церкви располагалась «Светопись» П. Григорьева, на Мельничной улице в доме Щудровой была «Большая Московская фотография М.П. Кореневой», в доме Скорынина на Песках спросом пользовался фотосалон М.А. Мищенко и др. Но не многие, как Николай Николаевич Киселёв, занимались фотографированием улиц, новых сооружений, – то есть фотохроникой, отражением текущих событий.
Текстильщик-фотограф-подпрапорщик
Николай Киселёв – брат моей прабабушки, Екатерины Киселёвой – родился в семье мещан 21 мая 1890 года (новый стиль). Умер 11 декабря 1968 года. Отец – Николай Андреевич Киселёв. Мать – Анфиса Тихоновна Замораева. Всего в семье было пятеро детей. Жили в большом каменном доме. Отец занимался литьем и изготовлением валиков для ткани и мелкой торговлей. Николай Николаевич успешно окончил мужскую гимназию, по окончании которой работал гравером, наносил рисунки на матрицы для оттисков на ткани. В те же годы вместе с братом Александром начал осваивать азы фотографии. Братья приобрели камеры для кино- и фотосъемок.
На совместных балах с женской гимназией в старших классах Николай познакомился с будущей женой – Зинаидой Владимировной Соколовой. В 1924 году у них родилась дочь Татьяна.
В Первую мировую войну молодой фотограф был призван в армию. Дослужился до звания подпрапорщика, воевал на русско-австрийском фронте в районе Галиции и Буковины, где нашим противостоял чрезвычайно упорный и жестокий противник – мадьяры. Но помимо боевых задач Николай вспоминал о впечатлениях, которые получал, наблюдая за удивительной карпатской природой и жизнью местного населения. «На всю жизнь запомнилась ему мамалыга – каша из кукурузы, охота на кабана, весившего 15 пудов… В армии ему пригодилось умение фотографировать – он занимался воздушной съемкой с аэростата позиций противника. Был сбит, получил пороховое ранение».
Хроникер
После Октябрьской революции Николай Николаевич стал работать штатным фотографом в Ивановском горпромхозе, где занимался фотохроникой, отражая текущие события города. Работы Николая Николаевича 20–30-х гг. можно условно разделить на четыре тематических блока.
К первому относятся снимки, на которых запечатлен отказ от прежнего строя и традиций, проявившийся в том числе в разрушении дореволюционных зданий. Наглядной иллюстрацией этому служит фото, где на фоне руин особняка фабриканта возвышается Иваново-Вознесенский политехнический институт с советской символикой в виде серпа и молота. Самая же узнаваемая фоторабота Николая Николаевича – снимок так называемой Покровской горы, где прежде возвышались купола златоглавых церквей. В 1931 году объектив моего прадеда запечатлел уже руины церквей и надпись, выложенную большими буквами у основания горы: «На месте очагов классового рабства построим дворец социалистической культуры».
Не менее значимы для потомков снимки строительства новых зданий в еще не привычном для Иваново-Вознесенска стиле, коим был конструктивизм. Благодаря сохранившимся фотографиям мы можем видеть многие здания, которые первоначально выстроены в этом стиле, но с течением времени были реконструированы, утратив отличительные особенности. Характерным тому примером могут служить здания бывшего кинотеатра «Центральный» и Ивановского почтамта, в которых сейчас едва прослеживаются элементы конструктивизма.
Дорожное строительство и транспорт можно также выделить в отдельный комплекс. Такие снимки изображают асфальтирование дорог, прокладку трамвайных путей, появление первых автобусов и трамваев в городе. Фотографии показывают буквально все этапы дорожного строительства.
И, наконец, четвертый комплекс фотографий раскрывает тему советской идеологии. Снимки запечатлели праздничные митинги и советские лозунги на плакатах, знаменах и растяжках.
Восемь лет лагерей
Много фотографий было опубликовано в газете «Рабочий край». Для фотосъемки использовались фотопластинки 12х16 см. Их неограниченная долговечность позволила донести до наших дней около пяти тысяч негативов – но это лишь малая часть наследия Николая Киселёва. Многие негативы были смыты или разбиты во время Великой Отечественной войны. Позже Николай Николаевич перешел на роликовые фотопленки. У дочери до сих пор бережно хранится старый фотоаппарат отца.
Однажды, в далеком 1938 году, в Иваново приехала японская делегация по обмену опытом ткачества. Николай Николаевич как фотокорреспондент сопровождал группу. Этот эпизод и служба в царской армии сыграли роковую роль – моего прадеда заподозрили в шпионской деятельности, и под жестокими пытками в Ивановском НКВД ему пришлось «сознаться» в шпионаже на японскую разведку. Этот эпизод он помнил всю жизнь и однажды в разговоре с маленьким внуком не сдержался, расплакался и рассказал лишь о малой части тех мучений, которые пришлось пережить.
Летом 1938 года Николай Николаевич был репрессирован и сослан в Воркуту на восемь лет. Работал на шахте, чудом остался жив, в 1960-м был реабилитирован. После воркутинских лагерей с мая 1946 года стал преподавать фотодело (теорию и практику) в Ивановском педагогическом институте, работал преподавателем до 1960-го.
Николай Николаевич постоянно совершенствовался, изучал литературу по фотоделу, осваивал новое, в том числе овладел искусством ретуширования. Он был настоящим профессионалом и передавал опыт молодежи. В 1960-х годах вышел фотоальбом об Иванове, в котором представлены фотоработы Николая Николаевича.
Мой прадед прожил непростую жизнь, однако оставался очень добрым и отзывчивым, всегда старался помочь окружающим. Казалось бы, восемь лет лагерей и пытки в НКВД должны были навсегда сломить и уничтожить тягу к любимому делу, но вопреки всему Николай Николаевич не только продолжил фотографировать, но и подготовил смену, благодаря которой мы до сих пор можем видеть повседневную жизнь города.