Аттракцион заработает 1 мая
Отключение тепла начнется 25 апреля
Она объединила более 500 студентов высшего и среднего профессионального образования
Вывезено около 90 процентов собранного мусора
Памяти Игоря Мельниченко (1934–2022)

16 марта умер Игорь Михайлович Мельниченко – руководитель областного комитета по культуре и искусству в 1992–2001 гг. В период общей растерянности и упадка он сумел открыть несколько первоклассных музеев, развернул сеть домов ремесел. При нем не закрылась ни одна сельская библиотека, ни один клуб. О Мельниченко многие вспоминают как о нетипичном чиновнике – деятельном, инициативном, неравнодушном.

Работать в культуре ему было в удовольствие, хотя эта сфера изначально для него не родная. Мельниченко начинал с комсомольских должностей на заводе чесальных машин, затем перешел в горком партии. В управление культуры он был назначен заместителем начальника в 1984 году. 

Повезло со временем?

Как ему удалось так легко и органично влиться в новую сферу? Николай Бихерт, директор областной научной библиотеки в 1968–2008 гг., объясняет: 

– И.М. Мельниченко был подготовлен комсомольско-партийной работой. Но самое главное – он очень много читал, имел энциклопедические знания. Не знаю, у кого еще в городе библиотека, как у него. Со вкусом подобранная, больше пяти тысяч томов: художественная литература, мемуары. 

Я прежде считал, что Игорю Михайловичу не повезло – в тяжелое время он был руководителем, ни одного года нормального финансирования. А теперь думаю, может быть, именно в таких условиях он и мог проявить свой талант. 

Денег ведь в то время никаких не было. Зарплаты получали ситцем. Часть ассигнований выдавали автокранами. И.М. Мельниченко связывался с другими областями, с Чечней – давал туда краны, получал строительные материалы. При нем управлению культуры передали многие здания. Причем он брал аварийные, брошенные и затем находил деньги, восстанавливал.

Он был в душе своей реформатор, смотрел на годы вперед. Часто шел против течения. Например, после того как восстановил брошенное помещение на ул. Крутицкой решил открыть там областную детско-юношескую библиотеку. Все были против: и в министерстве, и здесь – ведь везде разделены детские и юношеские библиотеки. Но он настоял на своем. 

– Это из желания сэкономить, сделать из двух учреждений одно?

– Нет. Он знал литературу, психологию. Считал, что нельзя делить библиотеку. Ведь грань между детской и юношеской литературой очень трудно провести. Он всегда действовал из соображения – как лучше. 

Игоря Михайловича очень уважали в Министерстве культуры – всегда перед ним были открыты двери. У нас в области он выстроил систему повышения квалификации для работников культуры. В Шуйском педагогическом институте открыли факультет – приезжали корифеи читать лекции, самые известные доктора наук. Потому целую группу наших сотрудников отправляли в Москву на учебу. Были постоянные семинары. Игорь Михайлович – пробивной человек, ему редко когда отказывали.

Он и сам был открыт. Ему постоянно звонили из районов: это не получается, клуб разваливается, библиотекаря выселили из колхозного дома. Он выезжал на место, собирал руководителей, местных бизнесменов. Он был настоящим государственником. Звучит казенно, но он действительно проводил политику государства в области культуры. В то время, когда всё растаскивали, он собирал. Другого такого руководителя в тот период не могу вспомнить. 

Три новых музея

О некабинетном стиле работы Мельниченко вспоминает и музейный работник Елена Толстопятова:  

– В конце 1980-х, когда создавался музей Ивановского ситца, в стране не было специализированных мастерских, которые делали бы экспозиционное оборудование. Потому задания и чертежи получили 24 промышленных предприятия по всей области. Для них это было необычной работой, дополнительной нагрузкой. Игорь Михайлович Мельниченко тогда только пришел в управление культуры. И он посетил все эти 24 предприятия: «пробивал», убеждал, заставлял делать оборудование для музея качественно.

Возглавляя управление культуры, он постоянно ездил по области на старом уазике (таких сейчас уже не встретишь) – по бездорожью, по колдобинам. Я была с ним в одной из поездок и по пути мы заезжали в сельские клубы. Игорь Михайлович знал по имени-отчеству всех заведующих. Он относился к сотрудникам не как к подчиненным, а как к соратникам. Порой собирал нас всех на природе, приглашал к себе домой – это было в рамках рабочих отношений. Для него было важно, чтобы люди общались между собой. Он прекрасно понимал систему, которой руководил, и видел перспективы развития.

Игорь Михайлович сумел поставить культуру на такой уровень, что в его ведение были переданы многие помещения. В частности, ему удалось получить здание бывшего райкома партии на ул. Батурина. На первом этаже там открыли выставочный зал, который интенсивно работал.

И.М. Мельниченко был инициативным человеком. Лично я о том, что в Ивановской области должен быть музей Цветаевых, услышала именно от него. Он же многое сделал для того, чтобы появился мемориальный кабинет Михаила Дудина. 

Спустя десятилетие, когда И.М. Мельниченко был уже на пенсии, дудинскую экспозицию передали в ИвГУ и кто-то в городе пустил по этому поводу нехорошие слухи. Игорь Михайлович сразу же пришел в университет – осмотрел литературный музей, мемориальный кабинет Дудина, всё одобрил. И мы долго потом разговаривали о музейных делах в области. То есть он жил этим даже тогда, когда ему пришлось уйти с работы. Ему было небезразлично. Такой искренний «нечиновный» интерес к делу, являвшийся постоянно, вызывает долгую и благодарную память. 

По инициативе Мельниченко в 1997 году в Плёсе году открылся музей пейзажа – необычный по тем временам. Директор областного художественного музея Людмила Воловенская объясняет:  

– Это сейчас есть музеи водки, заплатки, чего угодно. А тогда музеев одного жанра просто не было. И, конечно, идея Игоря Михайловича поначалу была встречена с непониманием в Министерстве культуры, в методсовете. Но Мельниченко нашел нужные связи, сторонников. И музей пейзажа удался, он прозвучал на всю Россию. 

Игорь Михайлович знал всех сотрудников, понимал, кто на что способен. Очень ценил активных людей, талантливых. И самое главное, у него была огромная любовь к культуре, это было искренне. Он безусловно был очень субъективным, подчас несправедливым, вспыльчивым. Но самое важное для руководителя – это реакция на новые идеи. Игорь Михайлович их принимал моментально и помогал.

Культура одна

Кажется, что И.М. Мельниченко с одинаковым вниманием относился ко всем вопросам отрасли. Софья Федосеева, на протяжении нескольких десятилетий возглавлявшая Областной координационно-методический центр, утверждает, что начальник управления никогда не разделял культуру на высокую и низкую. 

– Культура есть культура, она неделима. И все учреждения тогда работали сообща. Например, при Игоре Михайловиче мы начали проводить фестиваль «Лоскутная мозаика». Сначала он был чисто областной, затем расширился. Это сейчас очень трудно найти помещения для выставок в рамке фестиваля, а тогда такой проблемы не было. Мельниченко создал пространство культуры, в котором все работали заодно – музеи, театры, музыкальные школы, дома культуры. Это очень важно. 

Игорь Михайлович выделялся на фоне других руководителей. Во-первых, он человек дела. Во-вторых, отдавался работе со страстью. Думал не о себе, а о том, чтобы принести пользу. 

Заслуженный работник культуры Валерий Маслов написал стихотворение памяти И.М. Мельниченко. 

Пусть нет его сегодня рядом с нами,

А время дальше свой торопит бег,-

В сердцах, живущих добрыми делами

Свой след оставил этот человек

 

Хвалебных од ему уже не нужно,

И все ж должны сегодня мы признать,

Что он всегда ценил мужскую дружбу,

Умел всегда за правду постоять.

 

На век его хватило дел немало,

«Взялся за гуж…» - подмечено умно,

На прочность ежедневно проверялось

В среде культуры каждое звено.

 

Разруливая важные проблемы,

Чурался он фанфарных громких труб,

К тому же знали по работе все мы

Какой он оптимист и жизнелюб.

 

Жить – значит верить: будет все в порядке! –

Заботы повседневные верша…

К тому ж в Быковке ждали дом и грядки,

И встреч с природой жаждала душа.

 

Его природный юмор принимая,

Ждал вещей фразы творческий народ,

«Опять бардак в культуре, мать честная!

Смотрите – перекрою кислород!»

 

Так должно быть, что волевой натуре

Особое предвиденье дано,-

Но то как он радел родной культуре,

При всех проблемах… - нам роптать грешно!

 

В его уходе, в горестной кончине

Сказалась боль восьми последних лет

За беспредел на ридной Украине,

Повергнутой в пучину страшных бед.

 

Когда-то хлопца из Кировограда

Дорога в край текстильный привела…

И наша память – лучшая награда

Ему за все хорошие дела!

 

Мы в нем ценили такт и человечность,

Он был всегда надежен у руля,

Живым – живое,

Уходящим – вечность,

Да будет пухом для него земля!...

 

Пусть нет его сегодня рядом с нами,

А время дальше свой торопит бег, –

В сердцах, живущих добрыми делами

Свой след оставил этот человек.

 

 

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Взрослые школьники: шанс наверстать упущенное

Мало кто знает, что в Иванове есть вечерняя школа

Песьяков бьет рекорды 

Вратарь провел 243-й матч в Премьер-лиге. Это рекорд среди лучших ивановских футболистов

«Вход обязательно во фраках» 

Ивановские пригласительные рубежа ХIХ–ХХ веков (продолжение)

За недопуск – штраф

Вступили в силу поправки в административный кодекс об ответственности за нарушение правил обслуживания и ремонта газового оборудования

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам