Не хочу и не буду!

Недавно в редакции зашел разговор о детях, и коллега пожаловался: мол, дочери 14 лет, и в последнее время она дома отказывается от «нормальной» еды. Ни салаты, ни котлеты, ни кулинарные изыски мамы ее не устраивают – всему она стала предпочитать… лапшу быстрого приготовления. «И что делать? – сокрушался коллега. – Не маленькая уже, не заставишь есть, и скандалить не хочется – мало ли что выкинет».
Мы тут же вспомнили массу случаев, когда подростки отказываются есть то или другое. Кто-то отворачивается от рыбы или мяса (хотя родители отродясь не были вегетарианцами), кто-то – от молочных продуктов, даже сыра, кто-то принципиально не ест овощи. Мы, взрослые, прекрасно понимаем, что такие пищевые предпочтения могут плохо сказаться на развивающемся организме подростка, а впоследствии аукнуться проблемами со здоровьем. Но, действительно, что делать в таких ситуациях? Как откорректировать пищевые предпочтения ребенка и не поссориться с ним? Об этом мы поговорили с заведующей Центра здоровья детской клинической больницы № 5, врачом-педиатром высшей категории, детским диетологом Екатериной Клыковой.
– Екатерина Николаевна, насколько часто вам приходится сталкиваться с пищевыми перекосами у детей и подростков, насколько это серьезная проблема? Стоит ли родителям беспокоиться?
– Мы проводим регулярные обследования детей школьного возраста и регулярно сталкиваемся с теми или иными отклонениями в состоянии здоровья. Когда начинаем разбираться в причинах, обязательно спрашиваем детей, что и как они едят. Особенно если видим, что у ребенка высокая масса тела или уже ожирение. Чаще всего оказывается, что ребенок питается нерегулярно (регулярное питание предполагает прием пищи 4–5 раз в день, через каждые 4 часа).
Если говорить о школьниках, то, как правило, они не завтракают дома, а в школе вместо полноценного горячего питания предпочитают пиццу или булочки из буфета. Или тратят деньги, которые родители им дают на завтраки, на чипсы, снеки и газировку в магазинах. В обед тоже берут в лучшем случае только второе блюдо, а то и просто бутерброды, и садятся за компьютер.
По нашим наблюдениям, сбои пищевых привычек очень часто происходят у подростков, которые увлекаются компьютерными играми. Один из мальчиков, с которыми мы работали, так и говорил: когда я сажусь играть, я не замечаю, что и сколько я ем. Просто под рукой стоит пачка чипсов или сухариков, и я это ем постоянно во время игры.
Основная проблема, связанная с играми, это еда всухомятку, переедание, избыток сладкого, соленого плюс гиподинамия. Игра – это всегда стресс, и дети заедают его всем подряд. Это входит в привычку.
Причем привычка эта вовсе не безобидная, и опасность компьютерных игр может быть совсем не иллюзорная. Года три назад к нам пришел папа с мальчиком 10 лет, этот ребенок за три недели похудел на 4 килограмма, пил по 3–4 литра воды в день. Когда мы взяли кровь на сахар, у него было 22,6 ммоль/л, это очень много. Норма для этого возраста – от 3,3 до 5,6 ммоль/л.
Наследственность прекрасная, не отягощена ни по эндокринным заболеваниям, ни по сахарному диабету. В семье всё хорошо. И папа вспоминает: у ребенка был день рождения, они с мамой купили ему компьютер, и с этого времени ребенок постоянно играл. По мнению нашего психолога, скорее всего, получилось так: во время игры возрастает уровень гормонов, и в конкретном случае это привело к сахарному диабету 1-го типа. Именно такой диагноз был поставлен, и хорошо, что родители вовремя спохватились, и ребенок не впал в кому.
Другой пример: восьмиклассник, 13 лет, вес 126 килограммов. Когда мы сделали биопедансметрию – исследование состава тела – то жировой массы оказалось 58 кг. Это масса нормального здорового ребенка. Уровень сахара 6,5.
Стали разбирать ситуацию, и оказалось, что его в 9 часов вечера отправляли спать, он дожидался, пока родители тоже уснут, вставал, садился за компьютер, набрав предварительно себе кучку еды. И играл полночи. Естественно, не высыпался, в школе постоянный стресс, который он тоже заедал. Как это отразится на его здоровье в будущем, думаю, не надо объяснять.
– Но есть ведь еще и другая сторона, когда девушки лет в 14 начинают «блюсти фигуру», садятся на какие-то диеты. И как крайний вариант – анорексия.
– Да, у нас есть и такие случаи. Здесь требуется не только коррекция режима и состава питания, но и работа с психологом. Обычно, если мы видим у ребенка изменения массы тела – как в сторону повышения, так и в сторону понижения – или другие нарушения, мы подключаем всех наших специалистов, и родителей ребенка тоже. Потому что, как правило, проблема бывает комплексной, и решать ее тоже нужно в комплексе.
– А если ребенок говорит: я не ем то, я не ем это – как быть? Ждать, когда пройдут подростковые закидоны или бить тревогу и пытаться убедить, что рацион должен быть полноценным?
– Конечно, бывает, что это просто мода. Но мне кажется, что в подростковом возрасте лучше не пускать дело на самотек. Потому что мода пройдет, а ущерб организму уже будет нанесен. Например, если в 13 лет ребенок не будет год есть молочные продукты, то возникнут проблемы с формированием костей. Можно ведь не заставлять его что-то есть, а найти альтернативу тому или иному продукту, чтобы ребенок получал все необходимые витамины и микроэлементы.
В то же время, если речь идет о выборочном отношении к продуктам, я бы рекомендовала пройти консультацию у психолога, причем не только ребенку, но и родителям. Бывает, что выборочный аппетит является следствием каких-то психологических проблем. А бывает, что ребенок рассказывает психологу, что это они просто с подружками договорились или поспорили, что не будут есть что-то. Или это подражание персонажу какого-нибудь фильма или сериала.
Есть и более серьезные причины. Например, определенные пищевые предпочтения, отказ от каких-то продуктов может быть следствием анемии. Именно так: железодефицитная анемия является причиной, а не следствием. Так что если вместе с изменением пищевых привычек ребенка вы видите и другие изменения – например, повышенную утомляемость, раздражительность или сонливость – лучше пройти обследование. Скажем, сдать кровь на биохимию.
Если же по здоровью всё в норме, то, скорее всего, нужно участие психолога.
– Насколько влияют на детей пищевые привычки родителей?
– Очень сильно влияют. Чаще всего ведь именно родители начинают покупать детям чипсы и газировку, особенно в качестве награды. Или сами едят это – перед телевизором. А потом удивляются, что ребенок ест то же самое, но перед компьютером.
Если у ребенка меняются пищевые привычки – ищите причину еще и в себе. Возможно, это вы делаете что-то не так. И если мы видим, что у ребенка высокая масса тела или ожирение, мы разговариваем с родителями. Особенно с мамами – ведь именно они чаще всего готовят дома еду.
– Родители прислушиваются к вашим рекомендациям?
– Если они понимают, что с ребенком происходит что-то не то, да. Кстати, дети тоже часто готовы что-то менять, особенно если объяснять им, что происходит и что будет происходить впоследствии, причем не в назидательной форме, а в простом человеческом разговоре. Мама одной девочки говорила, что ее дочь после консультаций у нас стала помогать готовить именно правильные блюда, начала готовить еду сама.
Очень важно, чтобы у подростка была внутренняя мотивация. Например, впереди выпускной и очень хочется хорошо выглядеть. Или влюбился и хочет понравиться объекту своей привязанности.
А если мотивации нет, если невозможно устранить причину негативных пищевых привычек, то это тупик. Например, мы увидели, что девочка прибавляет в год по 8–10 килограммов. Оказалось, что мама второй раз вышла замуж, в семье родился ребенок, и девочку заставляют с ним сидеть. У нее стресс, который она заедала всем подряд. Поменять ситуацию в семье не удалось, и девушка продолжает набирать вес.
– Но часто внешних признаков проблем нет, а применять жесткие меры – например, запрещать пользоваться компьютером – не хочется. Во-первых, ребенок замкнется в себе и неизвестно, к чему это еще приведет, а во-вторых, многие дети сейчас легко взламывают любые пароли, которые ставят родители.
– Безусловно, нельзя просто сказать: все, с завтрашнего дня компьютер только 2 часа в сутки и только для учебы. И ложиться спать в 10 часов. Для того чтобы найти ключ к конкретному ребенку, и требуется консультация с психологом.
А на первых этапах я бы посоветовала постараться вовлечь подростка в какую-то новую деятельность. Вместо болтовни с друзьями по зуму организовать им всем выезд куда-нибудь, чтобы они общались лично, а не залипали в телефонах. В качестве альтернативы «стрелялкам» пойти вместе поиграть, например в пейнтбол, лазертаг, или заняться каким-нибудь активным видом спорта: скейтбордингом, борьбой, сейчас много разных вариантов.
А что касается пищевых привычек, то здесь можно попробовать вовлечь ребенка в процесс приготовления еды дома. И не думайте, что это работает только с девочками – мальчиков тоже можно этим заинтересовать. Например, приготовить домашний хлеб. Или какой-нибудь фирменное семейное блюдо. Или освоить интересный рецепт из интернета. Ребенок, в том числе подросток, с большим удовольствием будет есть то, к приготовлению чего он приложил усилия. Но нужно понимать, что идти нужно очень постепенно, маленькими шагами. И обязательно отслеживать собственные пищевые привычки, менять их, если в этом есть необходимость. Тогда ваше беспокойство о ребенке принесет пользу и ему, и вам.
Самые читаемые статьи

Луч надежды для маленьких героев
Детское отделение гематологии получило жизненно необходимое оборудование

Не использовать нельзя
Могут ли изъять земельный участок, заросший бурьяном

«Все грибы можно есть, некоторые только один раз»
Что объединяет интернет и лесную корзинку

Как цветочные магазины пережили 1 сентября
Флорист рассказала о предпочтениях ивановцев и профессиональных хитростях