«Сквозь времена» спустя 11 лет
В 2011 году вышел «Путеводитель сквозь времена. Иваново. Иваново-Вознесенск» Александра Тихомирова. По сути, это справочник, в котором можно найти сведения как о старых, так и о современных зданиях города: узнать биографии архитекторов, знаменитых жильцов, первых владельцев. Сейчас, спустя 11 лет, появилось второе издание – переработанное и дополненное. Шрифт всё такой же убористый, но объем увеличился почти на сто страниц – в основном за счет архивных фотографий, описания новых городских районов и современных памятников. «Рабочий край» задал несколько вопросов автору, краеведу Александру Тихомирову.
– За 11 лет, прошедшие с прошлого издания, удалось сделать какие-то краеведческие открытия, добавить в издание что-то принципиально новое?
– Удивительным образом появились, например, неизвестные фотографии фабрикантов Маракушевых. Несколько лет назад в бывшем ДК железнодорожников проходила выставка семейных альбомов, и посетительница принесла фотографии своих предков и метрику, подтверждающую, что она из рода Маракушевых.
Прежде считалось, что все Маракушевы уехали из Иваново-Вознесенска после революции. Многие из семьи погибли от тифа в Крыму, кому-то удалось эмигрировать в Турцию. Оставалась в России только одна дочь фабриканта – инвалид детства, которая сменила фамилию, работала воспитателем в детдоме. Только она знала, где спрятаны сокровища семьи, вывезенные перед революцией в Москву. Никого больше из Маракушевых в России не оставалось. Но каким-то образом в Иванове жила эта женщина, тоже наследница. Когда выставка закончилась – она не пришла за фотографиями, никаких ее контактов не осталось. Совершенно загадочная история.
– Много вообще белых пятен на карте Иванова: семей, зданий, о которых не сохранилось сведений?
– Один из самых загадочных персонажей Иван Васильевич Небурчилов. Считалось, что он небогатый торговец лоскутом и браком с Куваевской фабрики. Семьи не имел, общественной деятельностью не занимался. А после его смерти выяснилось, что два миллиона рублей он завещал на благотворительные цели, в том числе на строительство больницы в Иванове. Совершенно непонятно, откуда у него взялось такое состояние, многие тогда просто не верили. Загадочный человек.
Также до сих пор не известен архитектор самого большого в городе трехэтажного особняка Зубковых в 46 комнат на Рабфаковской. Явно какой-то столичный мастер. Но кто? Загадка.
– Александр Михайлович, а кто из персонажей ивановской истории лично вам наиболее близок?
– Наверное, Бурылин все-таки. Человек самый необычный в городе.
– Он для вас положительный герой? Вы же наверняка знаете негативные свидетельства современников. Противоречивая фигура: вроде бы старообрядец и в то же время увлеченно собирал порнографические картинки.
– Разные у него могли быть интересы. Но при всей критике, на основе его коллекции созданы три ивановских музея. Всё Бурылин хотел оставить городу, это оговаривалось в завещании.
В 19 веке считалось, что всё богатство греховно. Человек, особенно верующий, должен был понимать, что состояние дано ему на время, что придется отчитаться на том свете. Купцы испытывали определенный дискомфорт: трудно отказаться от богатства, и все-таки это грех большой. Тот же П.М. Третьяков по этому поводу переживал, а Стасов его успокаивал: «Что вы беспокоитесь?! Вы своим торгашеством создаете национальную галерею». А здесь Бурылину Лев Толстой говорил, что это подвиг – создать музей. Богатство в Иванове, конечно, наживалось не совсем честно – особенно на ранних этапах, в первые тридцать лет 19 века. Сначала накопили, а потом в третьем поколении начали что-то делать для города. Но, в конце концов, город ведь создавали предприниматели – люди, в руках которых были средства.
– А какое ваше любимое ивановское здание, описанное в путеводителе.
– Особняк Маракушева (ул. Батурина, 5, где сейчас располагается областная дума). Красивый дворец, но его мало кто видит – он стоит в тупике. Изысканные интерьеры. По заказу Маракушева была также построена лучшая часовня в городе – шатровая, в стиле модерн, облицованная изразцами, железобетонный монолит. Она простояла меньше 10 лет, на ее месте сейчас почтамт. Маракушевская фабрика (нынешний НИМ) – тоже редкость большая в архитектурном плане. У заказчика был великолепный вкус.
– Откуда у Маракушева такое понимание архитектуры?
– Трудно сказать, но ему повезло с архитекторами. Особняк на Батурина строил Н. Шевяков – они учились с Маракушевым примерно в одно время в реальном училище. А часовню проектировал И. Бондаренко – классик неорусского стиля, любимый архитектор старообрядцев. Он многое построил в городе. Дело в том, что он был женат на Елизавете Собиновой – дочке ивановского купца, мучного торговца. Она училась в Москве в музыкальном училище, познакомилась с молодым архитектором.
Есть воспоминания Бондаренко. Например, он рассказывает про неудавшееся сотрудничество с Мефодием Гарелиным, который хотел заказать проект часовни. Бондаренко для встречи нарядился, заказал экипаж, подъехал к парадному крыльцу. Вышла кухарка и сказала: «Иди с заднего входа, отсюда мы не принимаем. Мефодий Никонович выйдет к тебе на кухню». Бондаренко обиделся и уехал. А Маракушев смог договориться – получилась уникальная часовня, она была украшением города.
– Александр Михайлович, и любимый ваш ивановский персонаж, и любимое здание относятся к дореволюционной истории. Можно ли сделать вывод, что советский период вам менее интересен?
– Мне кажется, любой город в основном создается за счет дореволюционной застройки. В советское время развитие архитектуры ведь было под жестким контролем партии. Смены стиля были вызваны не естественными причинами, а директивами – свобода творчества резко ограничивалась. По-моему, и путеводитель, и экскурсии по городу должны быть завязаны на фабрикантских семьях: это и особняки, и фабрика, и объекты, построенные в рамках благотворительности.
Но в путеводителе подробно освещен и советский период. А современным архитекторам очень нравится, что рассказывается и про здания последних лет.
– Можно ли ждать со временем еще одно переиздание вашего путеводителя?
– Пройдет десять лет и, более чем уверен, появятся какие-то новые материалы. Что-то найдется в архиве, какие-то неожиданные сведения выложат в интернет, неизвестные фотографии принесут из домашних собраний. Так что вполне может быть еще одно переиздание.