Места для размещения нестационарных торговых объектов предоставляются индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам или самозанятым гражданам по результатам конкурентных процедур
Новый зеленый уголок расположился на улице Парижской Коммуны недалеко от Ивановского государственного энергетического университета
Сегодня город Иваново направил пакет первичной документации в Ростехнадзор для получения «паспорта готовности» к отопительному сезону 2024-2025 года
Сквер планируют благоустроить к следующему юбилею Победы
С 3 по 8 сентября во Дворце игровых видов спорта прошел крупный турнир по баскетболу среди женских команд Суперлиги
«Если вы не подтвердите данные по договору, ваш номер может быть заблокирован»
О путеводителе Александра Тихомирова

В 2011 году вышел «Путеводитель сквозь времена. Иваново. Иваново-Вознесенск» Александра Тихомирова. По сути, это справочник, в котором можно найти сведения как о старых, так и о современных зданиях города: узнать биографии архитекторов, знаменитых жильцов, первых владельцев. Сейчас, спустя 11 лет, появилось второе издание – переработанное и дополненное. Шрифт всё такой же убористый, но объем увеличился почти на сто страниц – в основном за счет архивных фотографий, описания новых городских районов и современных памятников. «Рабочий край» задал несколько вопросов автору, краеведу Александру Тихомирову.

– За 11 лет, прошедшие с прошлого издания, удалось сделать какие-то краеведческие открытия, добавить в издание что-то принципиально новое? 

– Удивительным образом появились, например, неизвестные фотографии фабрикантов Маракушевых. Несколько лет назад в бывшем ДК железнодорожников проходила выставка семейных альбомов, и посетительница принесла фотографии своих предков и метрику, подтверждающую, что она из рода Маракушевых. 

Прежде считалось, что все Маракушевы уехали из Иваново-Вознесенска после революции. Многие из семьи погибли от тифа в Крыму, кому-то удалось эмигрировать в Турцию. Оставалась в России только одна дочь фабриканта – инвалид детства, которая сменила фамилию, работала воспитателем в детдоме. Только она знала, где спрятаны сокровища семьи, вывезенные перед революцией в Москву. Никого больше из Маракушевых в России не оставалось. Но каким-то образом в Иванове жила эта женщина, тоже наследница. Когда выставка закончилась – она не пришла за фотографиями, никаких ее контактов не осталось. Совершенно загадочная история.

– Много вообще белых пятен на карте Иванова: семей, зданий, о которых не сохранилось сведений?

– Один из самых загадочных персонажей Иван Васильевич Небурчилов. Считалось, что он небогатый торговец лоскутом и браком с Куваевской фабрики. Семьи не имел, общественной деятельностью не занимался. А после его смерти выяснилось, что два миллиона рублей он завещал на благотворительные цели, в том числе на строительство больницы в Иванове. Совершенно непонятно, откуда у него взялось такое состояние, многие тогда просто не верили. Загадочный человек. 

Также до сих пор не известен архитектор самого большого в городе трехэтажного особняка Зубковых в 46 комнат на Рабфаковской. Явно какой-то столичный мастер. Но кто? Загадка.

– Александр Михайлович, а кто из персонажей ивановской истории лично вам наиболее близок?

– Наверное, Бурылин все-таки. Человек самый необычный в городе.

– Он для вас положительный герой? Вы же наверняка знаете негативные свидетельства современников. Противоречивая фигура: вроде бы старообрядец и в то же время увлеченно собирал порнографические картинки. 

– Разные у него могли быть интересы. Но при всей критике, на основе его коллекции созданы три ивановских музея. Всё Бурылин хотел оставить городу, это оговаривалось в завещании.

В 19 веке считалось, что всё богатство греховно. Человек, особенно верующий, должен был понимать, что состояние дано ему на время, что придется отчитаться на том свете. Купцы испытывали определенный дискомфорт: трудно отказаться от богатства, и все-таки это грех большой. Тот же П.М. Третьяков по этому поводу переживал, а Стасов его успокаивал: «Что вы беспокоитесь?! Вы своим торгашеством создаете национальную галерею». А здесь Бурылину Лев Толстой говорил, что это подвиг – создать музей. Богатство в Иванове, конечно, наживалось не совсем честно – особенно на ранних этапах, в первые тридцать лет 19 века. Сначала накопили, а потом в третьем поколении начали что-то делать для города. Но, в конце концов, город ведь создавали предприниматели – люди, в руках которых были средства. 

– А какое ваше любимое ивановское здание, описанное в путеводителе. 

– Особняк Маракушева (ул. Батурина, 5, где сейчас располагается областная дума). Красивый дворец, но его мало кто видит – он стоит в тупике. Изысканные интерьеры. По заказу Маракушева была также построена лучшая часовня в городе – шатровая, в стиле модерн, облицованная изразцами, железобетонный монолит. Она простояла меньше 10 лет, на ее месте сейчас почтамт. Маракушевская фабрика (нынешний НИМ) – тоже редкость большая в архитектурном плане. У заказчика был великолепный вкус.

– Откуда у Маракушева такое понимание архитектуры?

– Трудно сказать, но ему повезло с архитекторами. Особняк на Батурина строил Н. Шевяков – они учились с Маракушевым примерно в одно время в реальном училище. А часовню проектировал И. Бондаренко – классик неорусского стиля, любимый архитектор старообрядцев. Он многое построил в городе. Дело в том, что он был женат на Елизавете Собиновой – дочке ивановского купца, мучного торговца. Она училась в Москве в музыкальном училище, познакомилась с молодым архитектором.

Есть воспоминания Бондаренко. Например, он рассказывает про неудавшееся сотрудничество с Мефодием Гарелиным, который хотел заказать проект часовни. Бондаренко для встречи нарядился, заказал экипаж, подъехал к парадному крыльцу. Вышла кухарка и сказала: «Иди с заднего входа, отсюда мы не принимаем. Мефодий Никонович выйдет к тебе на кухню». Бондаренко обиделся и уехал. А Маракушев смог договориться – получилась уникальная часовня, она была украшением города. 

– Александр Михайлович, и любимый ваш ивановский персонаж, и любимое здание относятся к дореволюционной истории. Можно ли сделать вывод, что советский период вам менее интересен?

– Мне кажется, любой город в основном создается за счет дореволюционной застройки. В советское время развитие архитектуры ведь было под жестким контролем партии. Смены стиля были вызваны не естественными причинами, а директивами – свобода творчества резко ограничивалась. По-моему, и путеводитель, и экскурсии по городу должны быть завязаны на фабрикантских семьях: это и особняки, и фабрика, и объекты, построенные в рамках благотворительности. 

Но в путеводителе подробно освещен и советский период. А современным архитекторам очень нравится, что рассказывается и про здания последних лет.

– Можно ли ждать со временем еще одно переиздание вашего путеводителя?

– Пройдет десять лет и, более чем уверен, появятся какие-то новые материалы. Что-то найдется в архиве, какие-то неожиданные сведения выложат в интернет, неизвестные фотографии принесут из домашних собраний. Так что вполне может быть еще одно переиздание. 

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Эмальер из Суздаля Алексей Весёлкин

Об искусстве эмали рассказал Алексей Весёлкин – суздальский художник-эмальер, живописец, график, поэт

Одуванчики отцвели, а ощущение их присутствия осталось

На фестивале моды «Льняная палитра» в Плёсе со своей коллекцией одежды среди других модельеров выступила и Полина Жуйкова, ученица ивановского лицея «Гармония». В отличие от них, опытных и маститых, молодому дизайнеру из Иванова исполнилось всего 14 лет

Особняк, похожий на обедневшего дворянина

Усадьбу фабрикантов Зубковых отреставрируют? 

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам