Когда мастерская – улица

С наступлением лета студенты художественного училища им. Малютина отправляются на пленэры. В хорошую погоду рисуют на улице, в плохую – работают в классе: делают копии с известных картин. Этим летом первый пленэр состоялся во дворе училища. Будущие художники учатся главному – наблюдать.
Характер цветка
Первокурсники начинают с набросков: рисуют растения, отдельные ветки и листья. Параллельно учатся составлять композицию, затем переходят к отдельным элементам архитектуры. Так художники плавно двигаются к полноценному городскому пейзажу. Сначала нужно научиться рисовать простые элементы.
«Мы только-только начали, и некоторые студенты-дизайнеры вообще в первый раз цветочки рисовали. Они не понимали, как это делать. А нужно всегда смотреть на соотношения, пропорции, – рассказывает педагог Римма Ульянова. – Я приводила им в пример работы, которые были у нас в течение семестра. И они уже начали выполнять зарисовки с пониманием того, что пропорция есть внутри того же самого цветка: один лепесток – выше и длиннее, другой – ниже и короче. То есть они стали не просто срисовывать, а считывать характер цветка».
Перед клумбой
Несколько групп расположилось перед входом в училище. Дизайнеры занимают место возле клумбы, и каждый выбирает растение по душе. Некоторые обращают внимание на те цветы, что находятся ближе к краю, а другие рисуют самые яркие. На полотнах у студентов можно увидеть клевер, тюльпан, колокольчик и даже мак. А кто-то изображает только листья и стебли.
С собой у будущих художников все необходимое: холст, материалы и стул. Некоторые не заморачиваются и кладут полотно прямо на колени, но перед большинством стоят этюдники. Рядом лежат краски, кисти и карандаши. Работают дизайнеры разными материалами: младшие курсы начинают с акварели и гуаши – ими рисовать комфортнее, хоть и сложнее, а старшие пишут маслом.
У пленэра есть свои сложности – могут мешать погода и освещение. Многим студентам педагоги указывают на одну и ту же ошибку: рисунок «тонет» в зелени. Глаза видят лист, и руки сразу тянутся к зеленому цвету. Но в природе он почти никогда не бывает таким, как в тюбике с краской. Поэтому студентов учат обращать внимание на многообразие оттенков.
Погода больше всего влияет на художников, которые пишут этюды: нужно делать все быстро, чтобы точно передать состояние природы. Обычно студентам выделяется два часа. «А когда я сама выезжаю на пленэры, то делаю все более оперативно. Многое зависит от погоды. Если намечается дождь, то стараюсь выбрать формат поменьше и делаю широкий и быстрый этюд», – делится Римма Ульянова. Перед первокурсниками же изначально стоит более легкая задача – изобразить одно растение. Поэтому проблем чаще всего не возникает.
Художественная ботаника
На пленэре почти одни девушки. В некоторых группах юношей нет вовсе. В других – один-два, и те держатся особняком. В легком многоголосье слышны в основном девичьи интонации.
По соседству с дизайнерами работает первый курс живописцев под руководством Александра Алексеева. У них план более обширный: в какой-то из дней планируется пленэр в зоопарке.
Пока же студенты делают зарисовки растений и деревьев. Затем живописцы приступят к этюдам городских пейзажей и замкнутого пространства. В прошлом году студенты делали их дома: интересно выставляли свет и продумывали необычные виды. А этим летом занимаются на заднем дворе училища. Одна часть группы рисует одуванчики, другая – люпины. Каждый выбирает понравившийся цветок и переносит его на полотно.
«Если есть какой-то пейзаж, который стоит зарисовать, то, конечно, студенты садятся все вместе. А когда на пленэре у нас ограничена область, как сегодня, то они спокойно могут рисовать где угодно», – рассказывает Александр Алексеев.
Один человек – десяток образов
Студенты-дизайнеры на пленэры выходят только на первом курсе, а живописцы – каждое лето. Весь семестр они занимались портретом в аудиториях, а сейчас закрепляют навыки – рисуют человека при солнечном освещении и в тени. Работают они вместе с педагогом Любовью Жестаревой.
Второй курс сначала рисовал гуашью, а потом перешел на масло – оно позволяет скрыть некоторые ошибки, его можно снимать и перекрывать. Масло не высыхает сразу: оставляет время на «подумать» и исправить недочеты.
Работать над портретом начинают с подмалевка и лессировки – так закладывается первый живописный слой. Он создает связь между холстом и последующими слоями краски. Сначала студенты четко определяют композицию и пропорции: делают это карандашом, углем или сразу краской.
Кому-то педагог рекомендует определяться с цветом, другим – «не продавливать и не прижимать нос», «сделать поменьше глаза», искать «силуэты пятен». «Нужно, чтобы все было правильно закомпановано», – делится педагог.
Натурщица сидит на складном стуле перед группой – на нее направлено несколько пар глаз. Несмотря на то что все видят одну и ту же фигуру, на холсте получаются будто разные люди. Кто-то рисует сбоку и подчеркивает острые черты лица, а кто-то видит профиль и рисует совсем иначе. У каждого свой ракурс и разный угол света. Натурщица получается то уставшая, то задумчивая, а где-то даже воодушевленная. Даже под палящим солнцем она остается неподвижной, иногда только слегка поправляет шляпу. Над портретом живописцы работают два дня по шесть часов.
«Этюды – не длительная работа. Важно делать все быстро и активно. А главная задача – передать освещение, – добавила Любовь Жестарева. – В аудитории нет солнечного света, поэтому на улице применяется более динамичный подход. Рисунок получается другим, когда делаешь его не в кабинете. Игра солнечного света очень выразительна».
Живописцам солнце не мешает вовсе – они двигаются вместе с его перемещением. Если тень на лице натурщицы смещается, студенты подстраиваются. Художники не боятся никаких трудностей. Одна из студенток забыла принести холст, но нашла выход: начала рисовать поверх чьей-то старой работы. Как оказалось, художники часто записывают старые работы, которые им не понравились.
Дальше по плану у живописцев-второкурсников – натюрморт. А через несколько занятий они отправятся рисовать пейзаж в парк Степанова – в честь его столетия.
Творцы по расписанию
Помимо летней практики, художники редко выходят на пленэры. По программе у них запланировано несколько выходов осенью.
У других специальностей производственная практика идет и в стенах училища, и за его пределами. Студенты направления «предметный дизайн» поначалу также посещают пленэры, где знакомятся с природой, – на нее опирается почти каждый предмет в училище. На старших курсах отправляются на предприятия: заводы, мебельные фабрики и частные фирмы. А вот третий курс живописного направления выезжает на пленэры в другие города региона – в прошлом году художники побывали в Палехе.
На пленэрах студенты учатся не просто рисовать, а видеть: замечать детали и ловить мгновения. Капризы погоды и изменчивое освещение для них не помеха, напротив, они наполняют картину жизнью, которой никогда не добиться в мастерской.
Самые читаемые статьи

Тарифы повысят, но оплату отсрочат
С 1 июля за ЖКХ придется заплатить больше

Что происходит с ценами на стройматериалы?
Цемент, металлопрокат и пиломатериалы пошли в рост

Сегодня День молодежи!
В городе проходят праздничные мероприятия

Комплексная диагностика
Ивановский медуниверситет принял участие в программе обследования слуха для ветеранов СВО