Акция «ЕГЭ для родителей»
Юбилей отмечает почетный гражданин города Иванова, у которого в трудовой книжке всего одна запись о приеме на работу
Определены абсолютные победители - обладатели кубка "Юный лыжник"
Это связано с разрушением деревянного защитного ограждения вдоль одного из зданий
Ответный поединок 30 марта в Ногинске
На второй этап выделено порядка 11,5 млн рублей
Интервью с главным врачом Территориального центра медицины катастроф Сергеем Базановым

В конце прошлого года 25-летнюю ивановскую пациентку экстренно вертолетом доставили в Москву, а в начале января после ряда обследований ей там сделали операцию по пересадке сердца. Слава богу, донор нашелся в кратчайшие сроки.

Вылеты не экономят

Сейчас уже молодая женщина готовится к выписке из московской клиники – ей предстоит длительная трудная реабилитация. «РК» желает ей скорейшего выздоровления. 

Тот экстренный вылет был 72-м по счету за 2022 год в практике воздушной санавиации Ивановской области. Обычно в течение года их планируется порядка ста. Как это вообще работает? Доступна ли летающая скорая простым смертным и в каких случаях можно на нее рассчитывать? Об этом в интервью с главным врачом ГКУЗ ИО «Территориальный центр медицины катастроф» Сергеем Базановым.

– В соответствии с приказом департамента мы курируем отдел санитарной эвакуационной авиации. И моя непосредственная задача – организовывать работу медицинских авиабригад на территории Ивановской области. При необходимости они будут вылетать или на место происшествия, или для эвакуации пациента из центральных районных больниц в областное учреждение или федеральные центры. У нас есть соглашение с Московским и Нижегородским центрами медицинских катастроф, они принимают наших пациентов, доставленных вертолетом, и потом госпитализируют их непосредственно в клиники. Был случай, когда мы эвакуировали пациента в Санкт-Петербург.

– Насколько это востребовано в последнее время?

– Мы понимаем, что это достаточно дорогой вид медицинской помощи. Стоимость летного часа составляет порядка 200 000 рублей. Естественно, для того, чтобы принять решение о медицинской эвакуации (для этого очень оперативно проводится врачебный консилиум), во внимание берется прежде всего состояние и диагноз пациента. Отказов в госпитализации человека вертолетом, если в этом действительно есть необходимость, как правило, не бывает. Для оказания экстренной специализированной медицинской помощи из любой центральной районной в областную клиническую больницу этим способом пациенты всегда доставлялись в максимально короткие сроки. 

В этом году мы планируем порядка 100 эвакуации по территории региона из районов в областной центр и порядка 10–20 пациентов – в федеральные центры.

***

Ивановский центр медицины катастроф заключит государственный контракт с «Национальной службой санитарной авиации» (г. Санкт-Петербург). До конца 2023 года компания обеспечит не менее 81 вылета и в целом 188 часов работы. Цена одного летного часа составляет 221 380 рублей. Услуги выполняются вертолетом «Ансат».

***

– То есть вылеты вы не экономите? 

– Никакой экономии нет. Потребности реализуются в полном объеме. Иногда, к сожалению, а наверное, всё-таки к счастью, к концу года из запланированных по госконтрактам остается несколько неиспользованных вызовов. Мы стараемся максимально ориентироваться на пациента. Главное, чтобы все могли получить этот вид помощи, а она вполне доступна при необходимости. Здесь нет никаких приоритетов, кроме медицинских показаний. Решение об авиаэвакуации не зависит ни от возраста, ни от пола, ни от статуса пациента, ни от расстояния до нужного медучреждения – только от состояния человека и его диагноза.

Травмы, сердце и инсульты – главное, быстрее

– С какими диагнозами пациентов доставляют на вертолете?

– Чаще всего это тяжелые сочетанные травмы, полученные в ДТП. Пациенты с нарушением мозгового кровообращения, с острым коронарным синдромом и другими диагнозами и состояниями, которые требуют экстренного принятия решений и получения высокотехнологичной помощи или в федеральных клиниках, или в областной больнице. В прошлом году у нас эвакуация проводилась между районами, минуя областную больницу. Например, пациентов с рядом патологий доставляли из Шуи в Кинешму, из Фурманова в Шую, а порой, минуя Иваново, сразу в медцентры Москвы и Нижнего Новгорода. Решения всегда принимаются в индивидуальном порядке консилиумом, обычно всегда положительно. Параллельно проводим консультации с коллегами федеральных центров, они всегда дают добро. Уверяю вас, вопрос решается быстро – сами понимаете, время, оперативность реагирования имеет огромное значение. Вот та пациентка с пересадкой сердца, о которой вы говорите, сначала была доставлена из Шуи в Ивановскую областную клиническую больницу – казалось бы, ехать недалеко, но так было нужно для стабилизации ее состояния. И только потом уже мы полетели в Москву и там передали специалистам Московского центра медицинских катастроф. А они эвакуировали пациентку в федеральную клинику трансплантологии – всё по воздуху. Вот такой путь, сейчас операция уже сделана, идет процесс реабилитации. Надеюсь, всё будет у нее теперь хорошо, тем более, как оказалось, она еще и многодетная мать. 

***

 Чаще всего в прошлом году экстренных эвакуационных вылетов было из Кинешмы – 25 случаев, из Фурманова – 12 и Приволжска – 8.

***

Вертолет? За мной?

– Представляю, как удивляется человек, когда узнает, что специально для него вызывают вертолет: «Неужели у меня настолько все серьезно?» Как тут не впасть в шок и со страху не отказаться лететь?

– Да, в ряде случаев отказы были, но желание пациентов лететь, конечно, учитывается, хотя всегда есть альтернатива поехать на автомобиле. Но все-таки если встает вариант авиаэвакуации, значит, в ней действительно есть необходимость, порой даже независимо от небольшого расстояния, как в случае с женщиной из Шуи. Ну, а для глубинки, прилет вертолета – это всегда событие. Как правило, все думают, что появился он тут из-за какого-то высокопоставленного пациента. А я всегда говорю: вертолеты у нас летают к обычным людям. Ограничений нет, если есть потребность в авиамедицинской эвакуации, бригада направляется незамедлительно к любому пациенту. Многие кинешемцы уже привыкли видеть посадку и взлет нашего вертолета около центральной районной больницы, тейковчане, фурмановцы, жители Приволжска тоже часто наблюдают его. Там это событие не редкость. Не говоря уже об ивановцах, живущих у областной больницы. На ее территории, кстати, за счет средств резервного фонда губернатора была построена вертолетная площадка. По всем стандартам, даже с возможностью приема в ночное время – есть специальная подсветка. Согласно госконтракту, базируется вертолет на аэродроме «Южный», где производится дозаправка и обслуживание, оттуда он при необходимости и взлетает. Двое пилотов и техперсонал работают вахтовым методом. Эвакуация вертолетом – более щадящая, чем автотранспортом, это правда. Даже с учетом того, что всё больше дорог отвечают высоким требованиям качества, всё равно доставка пациента по воздуху – самая эффективная: без пробок, сокращая расстояние напрямик. Тем более когда речь идет о Москве.

– А как такой вертолет оснащен, да и врачи в нем должны быть особо подготовленными?

– В соответствии с федеральными требованиями вертолет должен быть новым, санитарным – такая летающая реанимация. В нем должно быть необходимое медоборудование, дыхательная и мониторинговая аппаратура. Пациента в полете сопровождает медицинская бригада, которая включает в себя врача с сертификатом анестезиолога, реаниматолога или скорой помощи (у многих их, как правило, несколько) и среднего медперсонала. Все прошли обучение в Центре медицинских катастроф по программе «авиамедицинской эвакуации». Согласно ей пациент перед полетом подготавливается, в том числе при необходимости и с интенсивной терапией. Были случаи, когда мы везли людей на аппарате искусственной вентиляции легких и на кардиотонической поддержке. Повышение уровня специалистов обязательно, мы и дальше будем обучаться, чтобы всегда быть готовыми к вылету и спасению человека в любых условиях».

 

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

«Пухляш» и «Безразмерный» – вне закона 

Осторожно: появились непроверенные семена

Где жить будем?

«Семейную ипотеку» планируют продлить до 2030 года

Право на права

С 1 апреля в России изменятся правила получения водительских прав

Вторжение в личное пространство?

В этом году ивановских школьников снова проверят на наркотики

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам