Персональная выставка Евгения Шишкина
Удаление снежных и ледяных наростов на кровлях должно проводиться незамедлительно по мере возникновения угрозы пешеходам
Почти 3 млн рублей будет направлено на приобретение музыкальных инструментов и специализированной литературы
Открыта регистрация на III Ивановский полумарафон
Число заболеваний растет
Городская физкультурная акция в Иванове состоится 12 февраля
23 января - День ручного письма

О чем говорит наш почерк, может ли он дать человеку характеристику и настолько ли обезличена работа за компьютером, как нам кажется… Об этом и не только мы поговорили с заведующей кафедрой отечественной филологии ИвГУ, доктором педагогических наук, профессором Ириной Сотовой. Встреча была неслучайной – в преддверии Дня ручного письма, который отмечается 23 января.

– Ирина Алексеевна, действительно ли почерк говорит о нас многое? И что? 

– В почерке личность проявляет себя совершенно разными внешними атрибутами. Например, нажим. Психологами установлено, что экстраверты очень активно давят на бумагу, а интроверты напротив – очень слабо. Графологи утверждают, что наклон букв вправо говорит об исполнительности, а влево – о негативизме и склонности к сопротивлению. Если при анализе почерка вы обнаружили бессистемные или периодические изменения наклона, то это может свидетельствовать о низкой психологической устойчивости, резкой смене настроения, проблемах с психосоматикой. Слишком округлые буквы говорят о том, что человек расположен к сотрудничеству, угловатые – о предрасположенности к состязательности и соперничеству. Убористый почерк раскрывает способность концентрироваться на определенном направлении в делах, мыслях, привязанностях. Такие люди сдержанны и неагрессивны. Крупные буквы характеризуют писателя экспансивного, в некоторых случаях склонного к агрессии. Буквы среднего размера характерны для разных почерков, и для графолога такой размер не становится явным показателем. 

– Целая наука…

– Это действительно наука. Почерковедение – криминалистическая дисциплина, призванная идентифицировать личность, установить подлинность текста, а также выявить характеристики определенного человека. Это важно в ситуации, когда совершено преступление или подлог. 

– Есть еще такая наука, как графология…

– Да, но это учение, на мой взгляд, ближе к астрологии и алхимии. Хотя признаем, что опыт алхимиков в определенной степени способствовал развитию химической науки. 

– Почерк – зеркало человека. Это немного пугает. Замаскироваться можно? Есть масса примеров, когда люди копируют почерк друг друга. У некоторых получается…

– Специалист всегда опознает почерк, потому что есть строй букв, который, как бы мы ни старались, не изменится. Не изменится и нажим (это психофизиологическая характеристика). 

– Сейчас проблема решается просто – текст можно набрать на компьютере, ручкой в современном мире пользуются всё реже и реже…

– Действительно, многие люди сейчас перестали писать. Но в компьютерном (или клавиатурном) почерке психофизиологические характеристики себя тоже очень ярко проявляют: идентифицировать пользователя не составляет труда. Люди под разным углом бьют по клавишам, с разной силой, интенсивностью, скоростью. Постановка руки так же зависит от особенностей личности. Соответственно, компьютер способен идентифицировать пользователя, и сейчас есть программы, способные это сделать.

Уже есть решения, которые применяются в крупных фирмах: система, реагируя на компьютерный почерк человека, сама определяет – свой или чужой. 

– Студенты всё так же записывают лекции или уже нет?

– Последние годы примерно половина слушателей уже не пишет, а набивает текст. Причем есть студенты, которые используют ноутбук, а есть те, кто телефон. 

– Хорошо это или плохо?

– В целом педагогическая психология не приветствует отказ от правописания. При формировании личности именно мелкая моторика определяет развитие речи и интеллекта. Неслучайно самые полезные занятия для детей дошкольного и младшего школьного возраста – лепка, игра на музыкальных инструментах, рисование: развитие интеллекта находится на кончиках пальцев. Когда мы овладеваем письмом, учимся написанию той или иной буквы, это существенным образом сказывается на развитии мозга.

– То есть сначала всех учат писать одинаково, а вот на этапе становления личности почерк уже разный?

– Учителя часто отмечают, что в средней и старшей школе одно и то же сочинение может быть написано как будто разными людьми. Иногда мы наблюдаем в сочинении два почерка, а иногда – три или четыре. В нашем городе была такая ситуация: при проверке сочинения ЕГЭ возник вопрос, что, возможно, ребенку кто-то помогал в написании сочинения. Была проведена экспертиза, которая доказала, что все начертания принадлежали одному и тому же старшекласснику. Просто разные состояния ученика (спокойствие, задумчивость, волнение и т.д.) на протяжении экзамена повлекли за собой изменение наклона, размера и стиля оформления букв. Особенность незрелого почерка в том, что человек может писать по-разному, при этом строй букв всё равно сохраняется. 

– На протяжении взрослой жизни почерк может меняться?

– Да, эти изменения могут быть связаны как с личностным развитием, так и с угасанием или с болезнью. Дело в том, что человек пишет мозгом. Есть замечательная книга Владислава Титова «Всем смертям назло…» – автобиографическая повесть о шахтере, где главный герой утрачивает руки и начинает писать карандашом, зажатым зубами. И его жена Татьяна с потрясением узнает его почерк. Есть случаи, когда человек вынужденно пишет ногами. И что вы думаете? Тот же самый почерк! Есть признаки, по которым специалисты определяют, что человек имеет пагубные пристрастия к алкоголю, является наркоманом или страдает заболеваниями психического или неврологического характера. Почерк может облагораживаться или разрушаться. Он может стать дрожащим в стрессовой ситуации или при болезни. Пока личность сохраняется, структура букв будет сохраняться. Полное разрушение почерка свидетельствует о разрушении личности.

– Но у многих учителей почерк идеально правильный и, кажется, одинаковый…

– Вы не правы, у всех почерк разный. Другое дело, что педагоги, особенно начальной школы, должны демонстрировать идеальную каллиграфию. Умение красиво писать приравнивается к умению красиво говорить, умению правильно и культурно вести себя в обществе, соблюдать этикет. Овладение каллиграфией любого языка воспитывает молодое поколение. Это ситуация волевых усилий, преодоления себя, нагрузки на зрительную и моторную память. В этом есть огромный потенциал развития.

– То есть писать от руки полезно, в том числе чтобы развивать мозг? Это касается людей всех возрастов?

– Сто лет назад была высказана идея, что нервные клетки не восстанавливаются. Это утверждение было сделано в 1928 году великим испанским нейрогистологом Сантьяго Рамон-и-Кахалем. Научная мысль боролась с этой догмой сто лет. Позднее было доказано, что нервные клетки продолжают восстанавливаться даже после смерти человека, пока живет материя. Получается, для того чтобы продлить жизнь и отодвинуть угасание, необходимо, чтобы в мозге нарабатывались новые нейронные связи. Это возможно, только если человек учится чему-то новому. Соответственно, если вы никогда не вышивали, а зрение позволяет – начните. Всегда мечтали научиться ездить на велосипеде? Научитесь. И, наконец, то, чему можно учиться бесконечно – это танец и языки. Всё это способствует образованию новых связей и омолаживает человека. Замечено, люди, которые говорят на двух и более языках, как правило, медленнее стареют даже внешне: при произношении на разных языках по-разному задействована мимика. Так что молодость и красота – это не только косметические процедуры, это в первую очередь интерес к жизни и развитие.

 

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Женская онкология: остановить в наших силах?

К сожалению, в Ивановской области очевидна тенденция к росту онкологических заболеваний

Право на ошибку для старшеклассников

С сентября универсальных классов в школах не будет

После святок

В Ивановском художественном музее открылась выставка Константина Васильева «Толкования»