20 теннисных столов передадут в детские дошкольные учреждения областного центра
Александру Михайловну Мурзаеву поздравили со 100-летним юбилеем
Ивановские спортсмены отметили годовщину субботних стартов
На ремонт, закупку мебели и тренажеров из городского бюджета направлено 11,4 млн рублей
В Иванове около 8% малышей дошкольного возраста нуждаются в особых условиях
21 марта – профессиональный праздник артистов-кукольников

«Как хорошо, что и у нас появился свой праздник, – говорит главный режиссер Ивановского театр кукол Владимир Гусаров. – Прошу не путать с Всемирным днем театра. Он нам тоже дорог, но своя дата тоже нужна, потому что артисты-кукольники – особенные».

Сделай сам

История кукольного театра довольно древняя. Она начинается с языческих обрядов древнего Египта, Греции и Рима. Именно в античности возникла идея изобразить мир с помощью ящика без передней стенки. На дне делали прорези, в которые вставляли палочки для управления куклами.

В России были популярными балаганы с кукольным Петрушкой, который собирал на городских площадях толпы восхищенных зрителей. Этот разухабистый, смелый и острый на язык персонаж довольно часто появлялся и в Иваново-Вознесенске. На ярмарках и массовых гуляньях артисты разворачивали свой мини-театр и как могли развлекали и даже просвещали людей. Кукольный театр – это подлинно народное искусство. И, конечно, наш Ивановский театр кукол ежедневное тому доказательство.

И всё же, в какой момент человек становится кукольником? Владимир Гусаров уверен: «Мало выучиться в институте (в Санкт-Петербурге есть такой специальный вуз), артист должен своими руками сделать куклу, понять, как она живет, как двигается. В начале своей работы я делал как раз Петрушку. Помню, вырезал его голову из дерева, и наш завхоз для этого специально доставал липу. Хотя проще было использовать глину или папье-маше. Теперь могу спокойно понять, как устроена любая кукла, как и что в ней можно отремонтировать при необходимости. Но сейчас уже пришли новые технологии, такие как печать на 3D-принтере. В нашем новом спектакле «Умка» белая медведица, например, сделана из пластика и распечатана. Ее вместе с другими героями привез в наш театр московский режиссер и художник Амир Ерманов. Мелкие детали действительно проще напечатать, кукла при этом ничего не теряет, ни в образе, ни технически, а художнику проще. Но в любом случае все куклы дорабатываются вручную, чтобы они были выразительными и «теплыми».

С инструментом нужно здороваться

Труднее ли кукольнику выразить себя, в сравнении, допустим, с драматическим артистом? Был бы, к примеру, Андрей Миронов с куклой в руках так же хорош? Владимир Гусаров считает, что любой хороший артист справился бы: «Во многих драматических спектаклях тоже используется куклы, приглашают для консультаций наших специалистов. Мне кажется, равноценна любая творческая работа, если она делается с отдачей, с любовью. И нельзя сравнивать, что легче: петь арию, произносить монолог или играть на сцене с куклой. Кукла – это инструмент, но в то же время не реквизит. Я сам работал артистом-кукольником, у нас было принято перед спектаклем здороваться, согреть куклу, проверить, всё ли у нее работает, не болеет ли. У них ведь тоже есть характер, и ведут они себя по-разному: капризничают, бывает, не хотят работать или, наоборот, находятся в полном контакте с артистом. Плох тот кукольник, кто не может выразить себя через куклу».

Слон из канистры, павлин из веера

Насколько сложно оживить кусок ткани, дерева или пластика? Артист берет в руки тряпочку, а публика видит дерево на ветру – как так? Заслуженный артист России, заведующий труппой Ивановского театра кукол Борис Новиков сам удивляется: «Наверное, это фантазия актера. Если она есть, оживить можно всё что угодно – даже обыкновенную палку с сучком. У нас есть такой спектакль-концерт «Без лишних слов, или Игра во все руки» (его поставила Елена Иванова). Он доказывает, что сказку можно сыграть просто руками и с самыми обыкновенными предметами. Например, пятилитровая канистра, пластиковые тарелки, гофра – и вот уже слон с ушами и хоботом. Веер – хвост павлина, его лапы – руки артиста. Горшки с цветами – Ромео и Джульетта. Да, всё это фантазия, можно сказать больная (смеется)».

Болеют и артисты, и куклы

Как у всех театралов, у кукольников есть и свои байки. Борис Новиков вспоминает, как однажды артисты выехали в отдаленный пионерский лагерь со спектаклем «Кот в сапогах», а главного персонажа забыли в театре. «Обнаружили это уже по приезде к детям. Ну, срочно пришлось создавать куклу из подручных средств, ниток, веревок, тряпок и палок, глазки-пуговки. Соорудили кота на скорую руку – никто и не заметил подмены. Вышли из положения, хотя стресс пережили. А был случай, когда перед началом спектакля у Буратино отвалилась нога, это была марионетка. Пришлось придерживать ее рукой и слегка прихрамывать. Да уж, болеем мы вместе. У кукол свой остеохондроз и травмы, у нас – свои». 

Профессиональные болезни артистов-кукольников и правда похожи: позвоночник, плечи, шея, руки, суставы. Куклы бывают тяжелые – 5-6 килограммов, потаскай на весу такую полтора часа спектакля или на репетициях. Правда, есть и совсем маленькие – 15-20 сантиметров, но всё равно очень выразительные. Их, кстати, прекрасно видно и с последнего ряда зрительного зала.

Интересуюсь, бывают ли у кукольников любимчики? Оказывается, больше любят тех, кто хорошо поддается артисту. Борис Новиков знает, о чем говорит: «Такими легко работать. Конечно, много зависит от художника и от конструктора. Но бывали такие дубовые куколки: вот хочется сделать какое-то движение, а в ней это не заложено – вот тогда сложно, приходится приноравливаться, а иногда что-то менять, чтобы добиться большей мобильности или пластики». 

Ситцевая красавица на трубе

Коллеги из Костромы поставили спектакль «Снегурочка», позиционируя сказочного персонажа как свой городской бренд. А была ли какая-то кукла – символ города Иваново? Артист вспоминает: «Не для спектакля, а для различных мероприятий, в том числе и шествий по городу, наши художники создали такую огромную, трехметровую красавицу в сарафане. Вместо палки – труба, голова огромная из поролона, платье – наверное, из целого рулона ситца. Очень милая была девушка, но просто гигант, по сравнению со сценическими куклами. Несмотря на размеры, она легко двигалась и управлялась, была такая живая, очень подвижная и добродушная. Мы летали на самолете на юбилей Челябинского театра кукол (тогда был прямой рейс Иваново – Челябинск) и брали ее с собой. Помню, как мы выгружались – будто приехал целый спектакль. Челябинских коллег и зрителей ивановская красавица тогда просто потрясла и имела огромный успех».

Есть ли мода или тенденции в кукольном театре? Борис Новиков, проработавший на одном месте почти полвека, ничего такого не замечал: «Меняются материалы, которые помогают делать лучше их движения и пластику. А виды кукол – перчаточные ли они, тростевые, теневые или планшетные – остаются прежними. Как и творческое самовыражение, фантазия художника, артиста или режиссера. И маленькие зрители –такие же: всё так же кричат из зала, помогают персонажам, сопереживают им, так же расстраиваются или радуются вместе с ними, так же хлопают – это остается неизменным».

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Апрель – месяц саженцевый

Что огородники не посадили осенью, посадят весной. Как выбрать саженцы, чтоб они прижились

Покорнейше просят Вас…

Приглашения на свадьбу до сих пор принято подписывать и рассылать гостям

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам