В День Победы в Иванове будет временно ограничено движение на части центральных улиц
Открыта запись подростков в профильный летний лагерь
Ивановские коммунальщики вывозят мусор после субботников
«Россети» открыли фотовыставку к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне
Дуб из Вичугского района представит Ивановскую область на всероссийском конкурсе «Российское дерево года – 2025»
21 марта – профессиональный праздник артистов-кукольников

«Как хорошо, что и у нас появился свой праздник, – говорит главный режиссер Ивановского театр кукол Владимир Гусаров. – Прошу не путать с Всемирным днем театра. Он нам тоже дорог, но своя дата тоже нужна, потому что артисты-кукольники – особенные».

Сделай сам

История кукольного театра довольно древняя. Она начинается с языческих обрядов древнего Египта, Греции и Рима. Именно в античности возникла идея изобразить мир с помощью ящика без передней стенки. На дне делали прорези, в которые вставляли палочки для управления куклами.

В России были популярными балаганы с кукольным Петрушкой, который собирал на городских площадях толпы восхищенных зрителей. Этот разухабистый, смелый и острый на язык персонаж довольно часто появлялся и в Иваново-Вознесенске. На ярмарках и массовых гуляньях артисты разворачивали свой мини-театр и как могли развлекали и даже просвещали людей. Кукольный театр – это подлинно народное искусство. И, конечно, наш Ивановский театр кукол ежедневное тому доказательство.

И всё же, в какой момент человек становится кукольником? Владимир Гусаров уверен: «Мало выучиться в институте (в Санкт-Петербурге есть такой специальный вуз), артист должен своими руками сделать куклу, понять, как она живет, как двигается. В начале своей работы я делал как раз Петрушку. Помню, вырезал его голову из дерева, и наш завхоз для этого специально доставал липу. Хотя проще было использовать глину или папье-маше. Теперь могу спокойно понять, как устроена любая кукла, как и что в ней можно отремонтировать при необходимости. Но сейчас уже пришли новые технологии, такие как печать на 3D-принтере. В нашем новом спектакле «Умка» белая медведица, например, сделана из пластика и распечатана. Ее вместе с другими героями привез в наш театр московский режиссер и художник Амир Ерманов. Мелкие детали действительно проще напечатать, кукла при этом ничего не теряет, ни в образе, ни технически, а художнику проще. Но в любом случае все куклы дорабатываются вручную, чтобы они были выразительными и «теплыми».

С инструментом нужно здороваться

Труднее ли кукольнику выразить себя, в сравнении, допустим, с драматическим артистом? Был бы, к примеру, Андрей Миронов с куклой в руках так же хорош? Владимир Гусаров считает, что любой хороший артист справился бы: «Во многих драматических спектаклях тоже используется куклы, приглашают для консультаций наших специалистов. Мне кажется, равноценна любая творческая работа, если она делается с отдачей, с любовью. И нельзя сравнивать, что легче: петь арию, произносить монолог или играть на сцене с куклой. Кукла – это инструмент, но в то же время не реквизит. Я сам работал артистом-кукольником, у нас было принято перед спектаклем здороваться, согреть куклу, проверить, всё ли у нее работает, не болеет ли. У них ведь тоже есть характер, и ведут они себя по-разному: капризничают, бывает, не хотят работать или, наоборот, находятся в полном контакте с артистом. Плох тот кукольник, кто не может выразить себя через куклу».

Слон из канистры, павлин из веера

Насколько сложно оживить кусок ткани, дерева или пластика? Артист берет в руки тряпочку, а публика видит дерево на ветру – как так? Заслуженный артист России, заведующий труппой Ивановского театра кукол Борис Новиков сам удивляется: «Наверное, это фантазия актера. Если она есть, оживить можно всё что угодно – даже обыкновенную палку с сучком. У нас есть такой спектакль-концерт «Без лишних слов, или Игра во все руки» (его поставила Елена Иванова). Он доказывает, что сказку можно сыграть просто руками и с самыми обыкновенными предметами. Например, пятилитровая канистра, пластиковые тарелки, гофра – и вот уже слон с ушами и хоботом. Веер – хвост павлина, его лапы – руки артиста. Горшки с цветами – Ромео и Джульетта. Да, всё это фантазия, можно сказать больная (смеется)».

Болеют и артисты, и куклы

Как у всех театралов, у кукольников есть и свои байки. Борис Новиков вспоминает, как однажды артисты выехали в отдаленный пионерский лагерь со спектаклем «Кот в сапогах», а главного персонажа забыли в театре. «Обнаружили это уже по приезде к детям. Ну, срочно пришлось создавать куклу из подручных средств, ниток, веревок, тряпок и палок, глазки-пуговки. Соорудили кота на скорую руку – никто и не заметил подмены. Вышли из положения, хотя стресс пережили. А был случай, когда перед началом спектакля у Буратино отвалилась нога, это была марионетка. Пришлось придерживать ее рукой и слегка прихрамывать. Да уж, болеем мы вместе. У кукол свой остеохондроз и травмы, у нас – свои». 

Профессиональные болезни артистов-кукольников и правда похожи: позвоночник, плечи, шея, руки, суставы. Куклы бывают тяжелые – 5-6 килограммов, потаскай на весу такую полтора часа спектакля или на репетициях. Правда, есть и совсем маленькие – 15-20 сантиметров, но всё равно очень выразительные. Их, кстати, прекрасно видно и с последнего ряда зрительного зала.

Интересуюсь, бывают ли у кукольников любимчики? Оказывается, больше любят тех, кто хорошо поддается артисту. Борис Новиков знает, о чем говорит: «Такими легко работать. Конечно, много зависит от художника и от конструктора. Но бывали такие дубовые куколки: вот хочется сделать какое-то движение, а в ней это не заложено – вот тогда сложно, приходится приноравливаться, а иногда что-то менять, чтобы добиться большей мобильности или пластики». 

Ситцевая красавица на трубе

Коллеги из Костромы поставили спектакль «Снегурочка», позиционируя сказочного персонажа как свой городской бренд. А была ли какая-то кукла – символ города Иваново? Артист вспоминает: «Не для спектакля, а для различных мероприятий, в том числе и шествий по городу, наши художники создали такую огромную, трехметровую красавицу в сарафане. Вместо палки – труба, голова огромная из поролона, платье – наверное, из целого рулона ситца. Очень милая была девушка, но просто гигант, по сравнению со сценическими куклами. Несмотря на размеры, она легко двигалась и управлялась, была такая живая, очень подвижная и добродушная. Мы летали на самолете на юбилей Челябинского театра кукол (тогда был прямой рейс Иваново – Челябинск) и брали ее с собой. Помню, как мы выгружались – будто приехал целый спектакль. Челябинских коллег и зрителей ивановская красавица тогда просто потрясла и имела огромный успех».

Есть ли мода или тенденции в кукольном театре? Борис Новиков, проработавший на одном месте почти полвека, ничего такого не замечал: «Меняются материалы, которые помогают делать лучше их движения и пластику. А виды кукол – перчаточные ли они, тростевые, теневые или планшетные – остаются прежними. Как и творческое самовыражение, фантазия художника, артиста или режиссера. И маленькие зрители –такие же: всё так же кричат из зала, помогают персонажам, сопереживают им, так же расстраиваются или радуются вместе с ними, так же хлопают – это остается неизменным».

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Программа мероприятий

Юбилейный День Великой Победы в Ивановской области

Спустя годы: семья Василевского получила Знак Почетного гражданина

Знак и документы о присвоении звания «Почётный гражданин Ивановской области» Александру Василевскому переданы семье легендарного Маршала Победы

Иваново чествует героев

Звание «Почетный гражданин города Иванова» присвоено ветеранам Великой Отечественной войны

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам