Занятия проходят в парках Харинка и Степанова каждую субботу в 11.00
Ивановские спортсмены стали серебряными призерами Всероссийских соревнований по каратэ
Мастера из Иванова вышли в финал III  Межрегионального конкурса 
Указ о награде ивановского художника Владимира Мухина подписал Президент РФ Владимир Путин
Определены победители регионального турнира
Актриса Ивановского музыкального театра Ирина Ситнова стала лауреатом главной театральной премии страны «Золотая маска»
Театральные критики об ивановских премьерах

В Иванове прошел семинар театральных критиков и журналистов под руководством Григория Заславского – известного театроведа, ректора ГИТИСа. Среди просмотренных спектаклей были две недавние премьеры: «Влюбленный Журден» и «Бесприданница». С разрешения авторов – публикуем фрагменты некоторых рецензий, написанных в Иванове.

Бесприданница: может ли драма быть мюзиклом

Наталья Лесных (Воронеж): «Создание спектакля на основе текста, по которому снял фильм «сам» Эльдар Рязанов, требует определенного мужества. Еще большая смелость необходима для переложения драматической истории на опереточный лад, когда акцент со слова-действия переносится на песенную и хореографическую составляющие, и когда в заведомо облегченной вербальной конструкции музыкального спектакля все же необходимо попытаться сохранить драматургическое слово или хотя бы сюжет, не опрощая его.

В отличие от невыразительного музыкального наполнения спектакля, сочиненного композитором Ефремом Подгайцем, либретто Льва Яковлева изумляет, прежде всего, стилистически: купечество разговаривает на полублатном жаргоне. В диалоге Вожеватого и Кнурова нет-нет да и проскользнет что-то вроде фразы «встревать не резон» <….>. Не дельцы, а нувориши, не трагическая героиня, а наивная провинциальная барышня... складывается ощущение, что образы выкроены не по тем лекалам.

Паратов – в белом, Лариса Огудалова – в голубом... Цыгане... Ротонда с видом на Волгу, золотые купола, березы... такая образная система наводит на мысль, что вместо посвящения Островскому режиссер-постановщик Антон Лободаев пытался создал оммаж популярному среди зрителей кинофильму. Недаром душа погибшей Ларисы Огудаловой в финале спектакля возносится на небо и сияет той самой «звездой кочевой», о которой пел герой Михалкова в «Жестоком романсе»...

Александра Коковина (Архангельск): Каждый из персонажей в спектакле словно картонная копия героя пьесы. Каждый как марионетка что-то говорит, и вроде бы сюжет совпадает с Островским, только это вызывает недоумение, нежели эмоциональное переживание, подключение.

Визуальное оформление спектакля также настраивает будто бы на шуточный лад. Задник – полотно во всю стену с фотографией Волги, и беседка, установленная на сценическом круге, словно убранство кукольного домика. Под стать этому слишком большие чашки в руках героев и бокалы с шампанским, покрашенные изнутри золотистой краской. <…>Пожалуй, главным упущение здесь становится неясность мотивов персонажей. Герои холодные, отстраненные. Страстей у них нет, а чувства такие же картонные, как и декорации. Фоном звучит музыка, фигурки двигаются как в музыкальной шкатулке.

Наталья Зотова (Белгород): «Непростая ткань «Бесприданницы» с ее жестокими вопросами: кто, за что и как продается, с ее отчаянным одиночеством героев, с ее безрассудными и безнадежными поисками счастья одних и выбором подходящей цены для чего угодно других – всё это тонет в огромных шиньонах, бесконечных цыганских плясках, вяловатой, разряженной чуть ли не в перья массовке. <...> Мелодрама, всюду мелодрама: Лариса (Наталия Леляева) так картинно заламывает руки, так красиво падает в своих турнюрах на ступени беседки, что думаешь – даже в фильме Протазанова, которому сто лет, так не наигрывали. Номер «с предметом» в финале, когда затянутые в тесные платья дамы, тыча в Ларису зонтиками, демонстрируют своё к ней отношение, выглядит не любопытной режиссерской находкой, а надуманным и нелепым приемом – хоть бы с одинаковой скоростью крутили эти самые зонтики.

История, в общем, невеселая. Но несмотря на это, в спектакле много пляшут. Слишком много. Смерть Ларисы тоже делается несерьезной и комичной, коли после выстрела, трагично упав в объятия своего убийцы, героиня начинает петь. Видимо, пуля не задела легкие.

Возможно, стоит относиться к этой «Бесприданнице» как к вещи. Вещи, имеющей к пьесе Островского весьма далекое отношение. Ну и давайте назовем это, например, «Любовь, смерть, деньги». Вполне себе будет соответствовать, да и зрителя привлечет. А Островского оставим в покое».

Влюбленный Журден: открытый прием

Наталья Лесных: «Пьеса «Полоумный Журден» имеет интертекстуальную природу и написана по следам не только «Мещанина во дворянстве», но и других текстов Мольера. Булгаков не просто создал ремейк, а сочинил свой текст поверх мольеровского. В получившемся палимпсесте, выходящем за пределы социальной проблематики пьесы-оригинала, на первый план выдвинулась фигура самого автора-творца, главным героем стал сам драматург, остающийся однако фигурой за/надтекстовой.
Этот прием «текст в тексте», вскрывающий «театральную» условность происходящего и так или иначе проблематизирующий тему творчества, режиссер спектакля [И. Зубжицкая] не отрицает и реализует в первых двух сценах, из которых понятно, что артисты труппы Ивановского театра исполняют роли актеров из труппы театра Мольера, которые в свою очередь распределены на роли в спектакле «Мещанин во дворянстве». К сожалению, прием этот финалом никак не подкреплен, увлекшись трюками, развлекающими публику, постановщик, видимо, забыла о том материале, с которым работала.

Развлекают зрителя гипертрофированной метафорой, эксцентрикой, нарочитой небрежностью, театральными штампами, характерными для исполнения комедии положений в российской традиции последнего десятилетия. <…>

В сухом остатке зритель оказывается в глупом положении: он, с одной стороны, понимает, что всерьез происходящее на сцене воспринимать никак нельзя, с другой – двухчасовые ожидания снятия приема, объяснения, интерпретации оказываются пустыми.

Александра Коковина: «В таком высмеивании театральной обыденности кроется главная задача, главное правило игры, которое выполняют далеко не все участники действа. Кажется, что актеры пропускают то самое промежуточное звено, заявленное в пьесе, и выходят на сцену уже в образах мольеровских персонажей. Открытый театральный прием для многих как бы не существует. Соответственно, уходит и то самое заявленное в начале лукавство над своим же видом искусства».

Наталья Зотова

«Влюбленный Журден» – спектакль актерский, собирающийся из разных и интересных лиц исполнителей. В этом многоголосье главный герой оказывается не потому, что артист (Дмитрий Бабашов) не может ярко солировать, а потому, что здесь солистов много и они так же выразительны…

Люсиль (Алиса Рыжкова) с Дорименой (Ирина Татарникова) – высокие, белокурые, будто из одного кукольного набора, эмоционально включаются в комедию положений. Клеонт (Никита Степанов) подкупает обаянием юноши «без страха и упрека» <…>. Маленькая, подвижная, будто созданная для роли служанки, Николь (Тамара Лимонова), чьи огромные глаза поминутно меняют выражение. Ее партнер Ковьель (Алексей Втулов), ведущий за собой практически всю интригу второго акта <…>. И все журденовы учителя – Кирилл Горшков, Яков Дергачёв, Кирилл Богданов, среди которых особой статью блистает заслуженный артист Андрей Булычёв в роли учителя философии, своей вальяжностью и странным костюмом отсылающий не то к Воланду, не то к Понтию Пилату. Особенно очарователен Антон Попов, он же Юбер, он же жена Журдена. Михаилу Булгакову, видимо, был принципиален мужчина-актер в этой роли, и театр с удовольствием подхватывает эту шалость. Над журденовой супругой-Поповым и посмеяться хочется, и поплакать. Артист сочувствует своей героине, делая ее не грозной бой-бабой, а искренне огорченной непутевостью мужа милой дамочкой. <…>

В финале спектакль становится неожиданно трогательным: сыграна пьеса, исполнена в очередной раз нелегкая актерская работа. Фальшивые парики, фальшивые костюмы, придуманная история о глуповатом мещанине, так и не пожалованном в дворяне – за всей этой мешаниной искренние и честные актерские сердца. Наверное, ради этой простоты и открытости по отношению к зрителю, к своей профессии и придуман этот спектакль. 

 

 

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

За пять лет завод вырос с семи человек до двухсот

Ивановские ковши для столичного метро и строек всей страны 

90 лет самому детскому факультету

Педиатры вспоминают о студенчестве: своих преподавателях, однокурсниках и учебе

Как «бьют» в Иванове

Чтобы развить музыкальный слух и получить удовольствие

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам