За час станция способна перекачать 360 кубометров воды
Здесь начались работы по благоустройству
Ход работ проверил глава города Александр Шаботинский
В школах Иванова проходят последние звонки
 Студенты-медики расскажут о работе врачей 
Команда ивановцев заняла второе место на соревнованиях по каратэ
Лень, инфантилизм или поиск человеческого тепла?

Посещать психотерапевта сегодня модно. Для многих это словно личный тренер в фитнес-зале. Аналогия напрашивается вполне очевидная: раз мы держим в тонусе мышцы на фитнесе, то почему бы не «подкачать» душу со специально обученным человеком (психотерапия, собственно, и переводится как «забота о душе»). Врач, доктор медицинских наук Ирина Бобошко признает, что психогигиена нужна каждому. Но важно, чтоб это была самостоятельная работа человека, а не суррогат. 

Суррогат дружбы

– Ирина Евгеньевна, чем объясняется популярность психологов? К ним сегодня массово ходят и студентки по поводу сердечных переживаний, и вполне успешные состоятельные люди. 

– Спрос на психологическую помощь действительно увеличился. Как увеличился спрос на доставщиков еды, аниматоров, которые за вас организуют праздник. В этом есть некоторый инфантилизм: современные люди хотят переложить часть своих обязанностей на других. 

– То есть человек вполне может решать свои внутренние проблемы самостоятельно? 

– Да, при условии, что человек культурен, начитан, самокритичен и, самое главное, готов меняться. А достаточно большая доля обращений касается не желания измениться, а желания получить психическое самообезболивание – перенести ответственность на других. Но для серьезной работы нужен серьезный настрой. 

– Как раньше человечество обходилось без психологов?

– Я считаю, что элементами психотерапевтического воздействия обладают хорошая литература, кинематограф, театр. В настоящее время к подобным источникам обращаются реже.

Вспомните также, какие были большие дружные семьи, какие люди шли работать в школы, какие были тренеры в спортивных командах. Я не говорю, что они были психотерапевтами, но они разъясняли, как устроена жизнь: что такое хорошо, а что такое плохо; как поступить в трудной ситуации. Может быть, какие-то вещи звучали авторитарно, но задавались рамки. И фразы «Добро побеждает зло», «Поступай как должно и будь что будет» были не пустыми лозунгами.

– То есть в современном обществе исчезли ориентиры и у людей от растерянности появилась потребность в психотерапии?

– Безусловно. Но многие идут на самом деле не за психотерапевтической помощью – они ищут «двоюродных» мам, пап, братьев, сестер, друзей, имитацию супружеских отношений. Они идут за суррогатами. Очень многие люди приходят с неосознанным желанием получить тепло, понимание, одобрение, прощение и «застревают» в психотерапии. 

На что жалуетесь?

– С какими запросами приходят к вам на прием пациенты?

– Можно выделить несколько категорий обращений:

1) люди приходят в отчаянных ситуациях, когда есть кризис, потеря надежды. Прежде всего, им нужна поддержка, а потом пойдет реконструкция; 

2) есть те, кто при внешних проявлениях благополучия не ощущает себя счастливым. Их запрос – поиск смысла жизни;

3) и большая категория – те, кто хочет улучшить свое ближайшее окружение (детей, супруга, родителей), считая, что именно оно является причиной проблем. 

– Увеличился не только спрос на психологическую помощь, но и предложения. На «Авито» можно найти тысячи психологов, готовых дать онлайн-консультацию. Откуда взялось такое количество специалистов? 

– Разведем понятия: психотерапевты и психологи. Психотерапевт – это врач, у него серьезная подготовка, он имеет право на медикаментозную терапию, он занимается глубинными вещами, дает серьезные личностные изменения.

Психологом же сегодня можно стать на двухнедельных курсах или даже за три занятия. Скорее всего, именно к таким «специалистам» попадают те, кто ходит за психологической помощью из-за моды (как в ресторан, на фитнес). На мой взгляд, это развращает: люди на таких консультациях слышат то, что хотят услышать: «Ты лучше всех. А остальные по отношению к тебе провинились или не оценили твои таланты и способности». Человек ищет и находит того, кто похвалит его лучше всех. А психотерапия предполагает серьезную, почти всегда непростую и затратную работу над собой.

– Что отличает хорошего психотерапевта?

– В первую очередь, он должен быть хорошим человеком. Во-вторых, быть хорошим специалистом, иметь клиническую практику. В-третьих, должен быть ответственным. 

Бизнес и лекарство от одиночества

– Сейчас огромное количество образовательных курсов, где готовят якобы психологов. С чем связана популярность такого обучения? Почему все мы так стали интересоваться психологией, психикой?

– Видимо, это связано с нарастающей проблемой человеческого одиночества и поиска смысла жизни. Искать его в коллективном счастье или в общности с кем-то извне становится сложнее. Мода на специальность продиктована еще и тем, что многие хотят на этом заработать. Кажется, что психология не требует долгого образования, специального оборудования. Для многих профессия ассоциируется с задушевным разговором.

– Как в обилии предложений найти хорошего специалиста?

– Люди обычно приходят по рекомендации других: «Раз мне помогло – поможет и тебе». 

– А есть «ред флаг», по которому можно понять, что специалист плохой и от него нужно уходить?

– Странно, если специалист не уважает этические нормы, не придерживается заранее оговоренных условий, не ведет записи, не подводит итоги сессии; если нет логики продвижения и вам непонятно, что происходит. Должно насторожить, если специалист обещает стопроцентный результат или, напротив, не обещает ничего, Я вижу, что степень разочарованности в психологии растет у людей, которые обращались за помощью к некомпетентным специалистам.

– Ваш прогноз: мода на психологические услуги будет расти или сойдет на нет?

– Я за то, чтобы мода перешла в разряд необходимости. А для этого нужны грамотные наставники, специалисты.

МНЕНИЯ:

Когда психолог лечит неправильно

Лариса Александровна Лебедева, врач-психиатр областной клинической психиатрической больницы «Богородское»:

– В своей практике я не раз сталкивалась с ситуациями, когда пациенты, длительное время посещавшие психологов, не получали должного результата. К сожалению, встречаются случаи, когда люди, потратив массу сил, времени и средств, так и не находят решения своих проблем.

Помню случай с молодой девушкой, которая обратилась ко мне в отчаянии. Она несколько лет посещала психолога, но без видимых улучшений. Оказалось, что у нее достаточно серьезное психическое расстройство, требующее медикаментозной терапии. Только после назначения правильного лечения ее состояние начало улучшаться.

В нашей больнице мы придерживаемся комплексного подхода. У нас работают грамотные медицинские психологи, которые обладают знаниями в области психиатрии и могут вовремя распознать, когда пациенту необходима помощь врача. При необходимости они направляют пациента на консультацию ко мне или моим коллегам.

В то же время наши медицинские психологи, работая в тесном контакте с докторами, обладают ценными навыками немедикаментозной помощи. Они помогают пациентам справляться со стрессом, тревогой, депрессией, используя различные психотерапевтические методики.

Я считаю, очень важно, чтобы психологи и психиатры работали в сотрудничестве, чтобы пациент получал наиболее эффективную и всестороннюю помощь. Важно помнить, что психологическая помощь не всегда может заменить медицинскую, и наоборот. Только комплексный подход, учитывающий все особенности состояния человека, может привести к положительному результату.

Сама отвела дочь к психологу. И пожалела

Светлана:

– Когда мы с мужем развелись, я понимала, что это тяжело для ребенка – рушится привычная картина мира. Не каждый взрослый сможет самостоятельно найти точку опоры, когда земля уходит из-под ног. В тот момент я посчитала необходимым обратиться к специалисту. Мы записались к психологу, к которому ходили многие наши знакомые и о котором я слышала исключительно положительные отзывы. Мы позвонили, нам обозначили стоимость приема. На тот момент – а это было почти 10 лет назад – полторы тысячи рублей. Это было совсем не дешево. В назначенный день и час мы пришли. Поскольку дочери не было и 14 лет, на консультации мы были вместе. И ход беседы меня поразил. Выслушав рассказ девочки о ее детстве, круге общения, взаимоотношениях с родными, психолог спросила, сколько у нее подруг. Дочь ответила, что две. (Она интроверт, и даже сейчас, будучи взрослой, предпочитает ограничиваться узким кругом общения.) Дама сделала вывод: «Ты одинока». «В общем, нет. Мне нормально», – ответила дочь. «Ну почему же нет, – продолжила дама, – вот у тебя и в школе друзей нет. Ведь нет же? А что ты им можешь дать? Понятно же – ничего. Вот и нет их». Тут я сама впала в ступор и ужас: если бы такой вопрос задали мне, я бы тоже не ответила, что могу дать своим друзьям, родным и близким людям. Такие моменты крайне сложно облечь в слова, к тому же чувства и отношения не товар, где есть покупатель и продавец. Чтобы «терапия» не привела к другим, более серьезным травмам, мы предложили закончить сеанс. Но на выходе (а у дамы был даже секретарь!) выяснилось, что должны мы не полторы, а уже две с половиной тысячи, поскольку вместо часа беседовали полтора. Деньги я заплатила, но столько, сколько обговорили изначально. После этого к психологам мы больше не обращались. В плане психологической помощи близким я поняла тогда очень важную вещь: начинать надо с себя. Ребенок еще не вполне может самостоятельно осознать масштаб трагедии, если она произошла. О том, насколько все плохо, он во многом определяет по состоянию самого близкого человека. И если мы спокойны, уравновешенны, улыбаемся, наша жизнь структурирована, тогда и ребенок чувствует: все в порядке и все наладится. Ну и для взрослого это мощный стимул собраться.

Подростковые переживания привели к выбору профессии

Гелла, студентка Ивановского ГМУ, будущий клинический психолог:

– Еще в подростковом возрасте, когда мир эмоций и межличностных отношений казался особенно сложным и запутанным, во мне зародилось искреннее желание разобраться в тонкостях человеческой психики. Я хотела не просто ощущать собственные чувства, но и понимать их природу, причины возникновения и влияние на мои поступки. Одновременно с этим росло стремление понять мотивы и поведение других людей, разобраться в сложностях их взаимодействия и взаимоотношений.

Я всегда любила общаться с людьми, находить общий язык с разными характерами и взглядами на жизнь. Мне нравится анализировать ситуации, выявлять причинно-следственные связи, искать закономерности в поведении людей. Я считала, что эмпатия, умение слушать и сопереживать, а также аналитический склад ума – это важные качества для успешного психолога.
Признаюсь, выбор будущей профессии не был для меня однозначным и простым. Психология, безусловно, вызывала у меня наибольший интерес, но я не была на сто процентов уверена, что свяжу жизнь именно с этой сферой деятельности. Были и другие области, которые казались мне привлекательными, и я допускала возможность, что в будущем мои интересы могут измениться.

После того как я начала обучение, мои сомнения постепенно рассеялись. С каждым новым предметом, с каждой лекцией и семинаром я все больше убеждалась, что сделала правильный выбор. Я осознала, что психология – это не просто область моих интересов, а мое призвание.

Психология – не «психушка»

Александра Кузьмина, 35 лет. Психолог по второму образованию, в профессии – третий год. 

– Я начала изучать психологию, потому что мне хотелось разобраться с собой: почему со мной происходят те или иные ситуации и переживания, как устроены взаимоотношения, психика человека и я сама. По мере узнавания воодушевлялась помогать другим. Но чем больше изучала психологию, тем больше соглашалась с утверждением: «Спасешься сам – спасется мир вокруг тебя».

Психология для меня – наука о душе, о восприятии реальности, о внутреннем мире и о структуре его взаимодействия с внешним. Лично мне это дает понимание: кто я, что я, как мне в этом мире быть. 

Улучшились отношения с близкими людьми. С кем-то стала общаться иначе, а с кем-то вовсе перестала. Окружение тоже поменялось: появились новые друзья на одной волне, кто умеет слушать, не критиковать, поддерживать. С родственниками также – психология помогла осознать, как и почему все было в детстве, как я переживала эти отношения, почему и на что я имею право, что с этим делать дальше.

Задача процессуальной терапии (то есть заточенной на процессах), которой я занимаюсь, состоит в том, чтобы расширить зону осознания собственной внутренней и внешней жизни. И тут тоже есть критерии качества. Они определяются пониманием, насколько человек смог осмыслить ту или иную ситуацию, с которой обратился.

Я вижу, что обращение к психологам, особенно у молодежи, сейчас мейнстрим – востребовано, популярно, актуально. А ведь раньше было такое: «Зачем тебе это, ты псих, что ли?» Психология ассоциировалась именно с психушкой. Сейчас появилось понятие «культура эмоциональной гигиены и психологического здоровья». Если мы хотим здоровое тело, идем в спортзал и нам нужен тренер. Здесь то же самое: чтобы поддерживать свое ментальное здоровье – нужен психолог.

Конечно, кому-то достаточно книг, образования, хороших отношений с близкими. Но те, у кого этих качественных надежных связей не образовалось за жизнь, сталкиваются с трудностями. Кто это осознал, идет решать их к специалистам разных направлений. А у кого не получается – пытается сам, зачастую в том числе и с помощью алкоголя, наркотиков и так далее.

Но обращаться за помощью сейчас не зазорно, касается это воспитания ребенка, подготовки документов, ремонта дома или машины, ухода за волосами и так далее. Так и с внутренним миром – нет ничего унизительного обратиться к специалисту, который в этой области больше разбирается. Ты не всемогущ. Человеку нужен человек. 

В нашей культуре, к сожалению, не учат обращаться внутрь себя. Поэтому не каждый способен встроиться в структуру, не теряя собственной уникальности, – это трудно. Психика – это зеркальная структура. Чтобы увидеть, как я выгляжу, нужно зеркало. Психолог может подсветить те стороны нашей личности, которые мы не видим.

 

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Треугольный дом 

Как построить А-фрейм, удобно ли в нем жить и можно ли разбогатеть на аренде

Важно зафиксировать все повреждения

Жителям, чьи дома пострадали в результате атаки беспилотников, окажут необходимую помощь

Человек на своем месте

Творчество начинается с «Лоскута»

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам