Для кого правила?
Электросамокаты совсем недавно пришли в нашу жизнь. Первое ощущение – скорость, драйв, компактность – сменилось осознанием опасности. Травмы, полученные на таком виде транспорта или при столкновении с ним, крайне серьезны. И, несмотря на поправки, внесенные в законодательство, количество ДТП с участием электросамокатов только увеличилось, а травмы, полученные при таких авариях, становятся раз от раза тяжелее.
Правила ужесточили
«Рабочий край» уже писал, что с 1 марта вступили в силу изменения в правила дорожного движения. Теперь есть понятие «Средство индивидуальной мобильности» (СИМ) – это электросамокат, электроскейтборд, гироскутер, моноколесо, сигвей и иные аналогичные транспортные средства. К тем, кто ими управляет, предъявляется ряд требований, которые относятся к водителям. Например, запрещено управлять СИМ в состоянии алкогольного опьянения. С другой стороны, для СИМ отсутствует необходимость получения водительских прав.
В ПДД появилось разделение СИМ по мощности двигателя и массе. Если вес устройства превышает 35 кг, то на нем нельзя ездить по тротуарам и пешеходным зонам – только по велодорожкам или по проезжей части по краю правой полосы (как при использовании велосипедов). Если масса СИМ менее 35 кг, то на нем можно ехать по тротуару, однако приоритет в данной ситуации будет у пешеходов.
Скорость движения СИМ тоже ограничена – не более 25 км/ч даже на проезжей части, а при движении по тротуару требуется не создавать помех и опасных ситуаций для пешеходов.
Детям использовать СИМ можно при условии движения по велодорожкам, пешеходным зонам и тротуарам. Если ребенку менее 7 лет, то его обязательно должен сопровождать взрослый. С 14 лет можно ездить на электросамокате по тем же правилам, что и взрослый.
При перемещении на электросамокате или другом СИМ по тротуару при подъезде к пешеходному переходу необходимо спешиться – это требование аналогично тому, что предъявляется велосипедистам.
За нарушения этих требований теперь можно получить штраф. Например, если вы не спешились перед пешеходным переходом, вас могут наказать на 800 рублей (ч. 2 ст. 12.29 КоАП), за управление СИМ в нетрезвом виде – на 1500 рублей (ч. 3 ст. 12.29 КоАП), за создание помех движению транспортных средств – на 1000 рублей (ч. 1 ст. 12.30 КоАП). При наезде на пешехода и нанесение вреда здоровью легкой или средней тяжести штраф составит до 1500 рублей.
Но аварий стало больше
Только вот аварий с участием электросамокатов меньше не становится. Причем не только у нас, в Иванове, но и в стране.
Как сообщили в отделении пропаганды безопасности дорожного движения ЦНПДББ ГИБДД УМВД России по Ивановской области, в этом году уже зарегистрировано 29 ДТП с участием электросамокатов, в 16 случаях – с пострадавшими. Травмы различной степени тяжести получили 19 человек, шесть из которых дети. Для сравнения, в прошлом году было только шесть ДТП с пострадавшими, в которых пострадали три ребенка. Как отметили в отделе пропаганды, в этом году девять электросамокатчиков привлечены к административной ответственности.
В стране же по итогам шести месяцев было зафиксировано 1043 ДТП с участием самокатов, что почти в два раза больше, чем за аналогичный период 2022-го. В результате более чем тысячи аварий ранения получили 1082 человека, в том числе 432 ребенка младше 16 лет. Показатель пострадавших на 183,2% превышает показатели первого полугодия 2022 года. В ДТП с электросамокатами погибло 12 человек, включая одного ребенка.
Травмы стали серьезнее
Между тем за статистическими данными и цифрами – человеческие трагедии. Врачи отмечают, на электросамокатах люди получают крайне тяжелые травмы.
«Этим летом как никогда ранее. Падение с самоката, столкновение самоката с мотоциклом, столкновение электросамоката с автомобилем. Все с тяжелыми травмами головного мозга скелета и даже с повреждением внутренних органов. Троих точно помню, но были и другие – те, кто поступил в другие медучреждения. В травмпунктах с ушибами таких пациентов еще больше», – говорит заведующий отделением сочетанной травмы Ивановской областной клинической больницы Владимир Кулыгин.
На станции скорой медицинской помощи сообщили: за текущий год поступило шесть вызовов от жителей областного центра, пострадавших в результате столкновения с электросамокатами. В их числе – два ребенка (мальчик и девочка). Они были госпитализированы в детскую областную клиническую больницу в состоянии средней степени тяжести.
ДТП с участием электросамокатов в стране случаются практически ежедневно. Буквально на этой неделе в Москве восьмилетний мальчик пострадал в результате наезда электросамоката. Инцидент произошел на Болотной площади. Там мужчина на электросамокате сбил школьника, после чего скрылся в неизвестном направлении. Мальчика доставили в больницу, где ему был диагностирован перелом нижней челюсти. Врачи уведомили об инциденте правоохранительные органы. По факту случившегося проводится проверка. Самый обсуждаемый инцидент произошел в столице весной на Новомарьинской улице. Там толпа подростков носилась на самокатах и один из парней сбил 7-летнего мальчика. Ребенок попал в больницу в тяжелом состоянии, а виновник укатил.
Запретить не просто
Получается, то, что сначала казалось новым благом цивилизации, вовсе таковым не является. К примеру, москвичи уже не так довольны кикшерингом (краткосрочный прокат электросамокатов через мобильное приложение), благодаря которому так, казалось бы, просто попасть из точки А в точку Б, минуя пробки и общественный транспорт. Как показала практика, ограничения по скорости – не панацея, травмы можно получить и на небольшой скорости, а в зоне особого риска – пешеходы, особенно пожилые и дети.
Второй источник опасности, по мнению жителей, – службы доставки, где работают преимущественно молодые люди, использующие для быстрого передвижения так называемые средства индивидуальной мобильности.
Сейчас на законодательном уровне готовятся новые поправки, предусматривающие увеличение штрафов и ужесточающие требования. Будут ли они работать? Вопрос остается открытым.
К примеру, ремни безопасности многие и по сей день накидывают для видимости, только когда видят сотрудников ГИБДД, детей перевозят без удерживающих устройств и продолжают говорить по телефону во время движения.