Новые автобусы ЛИАЗ вышли на маршруты в Иванове
Первый объект, благоустроенный в этом году по программе «Местные инициативы», прошел общественную приемку
Ивановский театр кукол приглашает на премьеру!
Общественный совет города обсудит ремонт проспектов Шереметевский и Ленина
Вопросы, связанных с пуском тепла, в первую очередь необходимо направлять в управляющие компании
Когда и кому нужно обращаться к специалистам

День логопеда празднуют 14 ноября. Специальность сформировалась как отдельная ветвь науки в 1850-х годах. Современный логопед обладает навыками психологии, дефектологии, физиологии и языкознания, работает как с детьми, так и со взрослыми. Корректироваться могут не только звуки, но и письмо, дыхание, глотание.

В каком возрасте пора показать ребенка логопеду, что должно насторожить родителей в речи ребенка и можно ли исправить недостатки произношения во взрослом возрасте. Об этом мы беседуем с учителем-логопедом детского сада  № 157 Еленой Аксеновой.

– Елена Анатольевна, как вы пришли в профессию логопеда?

– Когда в 2001 году я поступала в Архангельский университет, факультет дефектологии и логопедии существовал всего три года, не было еще ни одного выпуска. Но уже тогда спрос на этих специалистов был достаточно высок – это и подтолкнуло к выбору профессии. 

– Что входит в сферу деятельности логопеда?

– Когда мы говорим про логопедов, то на ум сразу приходит детский сад, логопедические группы и логопедический пункт. Но это далеко не так. Специалисты востребованы и для детей школьного возраста при коррекции чтения (дислексия) и письма (дисграфия). В поликлиниках, в сосудистых центрах, в реабилитационных центрах для восстановления речи и навыка глотания у больных, перенесших черепно-мозговые травмы, острые нарушения мозгового кровообращения (ОНМК, инсульты).

– Почему, на ваш взгляд, растет количество детей с речевыми нарушениями?

– На мой взгляд, одной из причин этого является недостаточное общение родителей с детьми. Часто, ввиду занятости и усталости, родители сажают детей перед планшетом, телефоном или телевизором. И вместо качественного общения, вместо грамотной человеческой речи ребенок вынужден слышать искаженный голос мультяшных героев, зачастую дети подражают им. Кроме того, развитие медицины позволяет сейчас выхаживать недоношенных детей с экстремально малым весом, всё это сказывается на речевом развитии впоследствии. Также причиной речевой патологии является экологическая обстановка и качество употребляемых продуктов. Ну и, конечно, проблемы могут возникнуть после перенесенных заболеваний, травм ребенка в первые годы жизни. 

– В каком возрасте пора показать ребенка логопеду? Что должно насторожить?

– Речь ребенка развивается постепенно, но существуют благоприятные периоды. Впервые родителей должно насторожить, если у ребенка до года нет гуления, лепета и он не реагирует на свое имя. Это повод обратиться к специалистам: прежде всего неврологу, оториноларингологу. Также если в 1–2 года ребенок совсем не говорит, если в 2–3 года ребенок всё понимает, но не говорит, или говорит меньше 10 слов, или говорит на «своем» языке, который не понятен даже родителям – это тоже повод обратиться к логопеду за консультацией. Кроме того, когда ребенок в 4–6 лет говорит невнятно, звуки смазанные и нечеткие, а в 6 лет неправильно произносит отдельные звуки, например [Л, Р], это также повод пойти к логопеду. 

В нашем детском саду функционирует консультативный пункт, куда могут за консультацией психолога или логопеда обратиться все желающие родители с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Для этого нужно позвонить по телефону 34-64-67 и записаться.

– Есть ли разница в развитии речи у мальчиков и девочек? Отчего это зависит?

– Разница есть. Считается, что мальчики начинают говорить несколько позже, чем девочки, ближе к 2,5–3 годам. И связано это с физиологическими особенностями. У мальчиков левое и правое полушария развиты хорошо, но вот комиссуры (пучки нервных волокон), соединяющие два полушария и обеспечивающие их слаженную работу, у девочек развиты лучше. 

– Среди родителей бытует мнение, что самое главное поставить звук «Р». Так ли это? С каких звуков надо начинать исправлять речь?

– Запрос на постановку звука [Р] – самый частый, с которым обращаются родители. Но на самом деле звук [Р] и вообще постановка звуков – это лишь малая часть работы над развитием речи у детей. Речь – одна из высших психических функций. В задачи логопеда включается работа над пониманием обращенной речи, развитие словарного запаса, развитие грамматического строя речи, формирование связной речи, развитие фонематического слуха, развитие слоговой структуры и непосредственно формирование правильного звукопроизношения.

Развитие речи происходит поэтапно. Соответственно, логопед при коррекции речи должен учитывать это. То есть нецелесообразно ставить трехлетнему ребенку сонорные звуки (Л и мягкую пару, Р и мягкую пару), поскольку речевой аппарат еще не готов, при этом 3 года – благоприятный период для постановки свистящих звуков. Но всегда бывают исключения из общего правила. 

– Может ли мама сама определить, нужен ли ребенку логопед?

– Если ребенок стоит на учете, например, у невролога или маме кажется, что речь ребенка имеет какие-то особенности, конечно, это повод обратиться за консультацией, для того чтобы вовремя принять необходимые меры.

Родители должны быть активными участниками коррекционного процесса. Сейчас очень много доступной информации о развитии речи и создается впечатление, что ставить звуки совсем не сложно. Но всё же я бы советовала предоставить постановку звуков специалистам. А родители, в свою очередь, могут и должны выполнять все рекомендации логопеда, чтобы процесс автоматизации звука прошел как можно быстрее. 

– Стоит ли соглашаться на логопедическую группу в детском саду. Или ребенок сможет преодолеть речевые проблемы в окружении нормально говорящих сверстников? 

– Если ребенок с нормальным уровнем развития речи окажется в группе плохо говорящих сверстников, то, конечно, он может начать подражать их речи. Но если мы говорим о ребенке, которому рекомендовано посещение именно речевой группы, нужно отбросить все сомнения, поскольку именно там окажут своевременную квалифицированную помощь. 

– Какое оборудование, дидактические материалы используются в работе логопеда? 

– В нашем детском саду представлено уникальное интерактивное оборудование, это Умное зеркало ArtikMe, специально созданное для логопедов. Это профессиональный инструмент для развития артикуляции, закрепления правильного звукопроизношения, отработки навыков звукового анализа и синтеза, развития грамматического строя речи, проведения обследования в игровой форме. По сути, зеркало вмещает в себя весь дидактический материал, необходимый для работы. Ребенок видит свое отражение и контролирует выполнение упражнения. Также есть функция записи видео, что позволяет анализировать и отслеживать динамику. 

Также у нас имеется интерактивная песочница и интерактивная панель, которые используются в работе по автоматизации звуков, а также для формирования мотивации к занятиям. 

– Можно ли исправить недостатки произношения во взрослом возрасте?

– Никогда не поздно овладеть правильной, четкой, красивой, внятной речью. В работе со взрослыми есть свои нюансы. Из плюсов можно отметить, что это очень замотивированные люди, естественно, лучше понимают многоступенчатую инструкцию. А вот минус в том, что уже сформирован и закреплен навык неправильного произношения. 

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Пасхальное послание митрополита Иваново-Вознесенского и Вичугского Иосифа

клиру, боголюбивой пастве и всем верным чадам Иваново-Вознесенской епархии Русской Православной Церкви

«Бессмертный полк»

В альтернативных форматах

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам