Ключи от новой машины: вам положено бесплатно
Скажете: конечно, на производстве всякие случаи бывают и несчастные тоже, но автомобиль при этом бесплатно не дают. Да, но если человек получил травму на работе, где руководство исправно уплачивало за сотрудников страховые взносы, если машина положена по медицинским показаниям, то очень даже дают и не по одному разу.
В Сибири не было, а в Иванове – пожалуйста
Травма на работе особенно тяжелая, это большая беда. Человек начинает выстраивать свою жизнь по-новому. Без посторонней помощи ему зачастую не обойтись. И конечно, автомобиль в этом случае точно не роскошь, а средство социальной реабилитации, которое частично компенсирует функцию передвижения. Его наличие значительно упрощает жизнь и сводит на «нет» зависимость от других людей. Кроме того, собственный автомобиль дает возможность человеку пройти переобучение или переквалификацию и реализовать себя в новой специальности.
В 1999 году тридцатилетний Алексей Новожилов, будучи на работе, сопровождал груз на машине, которая попала в аварию. Пострадал очень серьезно, врачам пришлось ампутировать обе ноги в результате инвалидность второй группы.
Можно только представить, что пришлось пережить, какие у парня были горькие мысли: планы на жизнь сорваны и, вообще, полное отчаяние. Но Алексей рассказывает о том моменте на удивление спокойно: «Да, я как-то сразу подумал: справляются как-то другие, хорошо хоть, остался жив. Да и ребята в плате областного госпиталя, где мне делали операцию, обнадежили: если травма на производстве – обязаны обеспечить хотя бы протезами. Так и вышло, сразу же врачи и все службы с работы и с соцстраха документы оформили, никуда я не бегал, всё было очень организовано. Там у нас в палате лежали мужики из Сибири, так они только диву давались: как у вас тут лихо. Почему-то у них в тот момент получить бесплатно протез, а тем более автомобиль было вообще нереально».
Не роскошь, а первая необходимость
Впрочем, тогда и Алексей не знал, что по показаниям ему положен в качестве средства реабилитации еще и спецтранспорт. И когда он уже получили протезы, научился ими пользоваться и как-то освоился, ему вдруг вручили еще и машину.
«Тогда это была Ока, маленькая малолитражка, над которой не посмеивался только самый ленивый. А я ей был очень рад и благодарен. В девяностые с работой было очень туго, без ног устроиться куда-то вообще проблемно, а мне надо было кормить детей. Так вот на этой машине я развозил мелкий товар для хозяйственных магазинов, а где-то и извозом занимался. Так что в те времена получалось нормально, на жизнь хватало. Не знаю, чтобы я делал без машины. Да и все домашние бытовые вопросы с автомобилем решаются лучше: детей на учебу, стройматериалы, продукты привезти – совсем другая мобильность. Стал ездить на тренировки, занялся активно армреслингом, участвовал и побеждал в соревнованиях (и по России в том числе). В общем, жизнь всей семьи стала с автомобилем гораздо активнее. Даже на море можно ездить – это только снаружи кажется, что «Ока» крошечная, а внутри она вполне вместительная, тем более моя машина была с ручным управлением».
Потом у Алексея было еще два автомобиля, полученных по программе социального страхования. А вот на днях ему вручили Ладу Гранта. Эта модель, по его мнению, круче всех предыдущих: белая красавица – полноценный современный автомобиль, кстати, максимально дополненный всякими удобствами для водителя.
«Всегда давали машины с минимальной комплектацией, – признается Алексей. – Ну, то есть ничего не было: ни кондиционера, ни электрических подъемников, ни радиоприемника. А тут все есть – это приятно, удобно, и на работу доехать, и внуков в соседней области навестить, и даже с семьей поехать на юг отдохнуть. Машина – это возможность не зависеть от других людей, сохранять мобильность, жить полной и активной жизнью».
В Ивановском отделении Социального фонда России подтвердили: прежде чем попасть к будущим владельцам, автомобили прошли специальную доработку. На них были установлены адаптивные устройства, которые позволяют водить без использования ножных педалей – только с помощью рук. Спецтранспорт оснащен всеми необходимыми функциями для безопасности и комфорта.
Кому, какой и за что?
Лучше бы ни с кем из нас ничего подобного не случилось, но все-таки: каким работникам, пострадавшим на производстве, положен бесплатный автомобиль? Управляющий Ивановским отделением Социального фонда России объясняет:
-Транспорт полагается не всем, а только тем работникам, которые получили тяжелую производственную травму опорно-двигательного аппарата с ампутацией конечностей. Автомобиль можно получить, если ампутация конечностей является прямым последствием травмы и нет медицинских противопоказаний к вождению. Нуждаемость в автомобиле определяет Бюро медико-социальной экспертизы, в программе реабилитации пострадавшего делается соответствующая запись.
- Почему эти автомобили называются специальным транспортом?
- Прежде чем попасть к будущему владельцу, они проходят специальную доработку. Устанавливается устройство для ручного управления.
- Как часто отделение СФР выдает автомобили?
- Автомобили выдаются не чаще, чем один раз в семь лет. При замене автомобиля, как и в случае первого получения, подается заявление в Отделение СФР. Всего Отделением СФР выдало более 150 автомобилей.
- Кроме обеспечения авто, какие есть еще реабилитационные мероприятия?
- Обеспечение специальным автотранспортом входит в комплекс мер медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пострадавших на производстве. К мерам поддержки также относятся ранняя и поздняя реабилитации в специализированных учреждениях, обеспечение техническими средствами реабилитации, санаторно-курортным лечением, обеспечение лекарствами и др. Кроме того, пострадавшие получают единовременную и ежемесячные страховые выплаты.