Вторжение в личное пространство?
О том, как проходит проверка, какие образовательные организации она затронет и кому это надо, мы поговорили со специалистами областного наркодиспансера.
Исключительно добровольно
Ежегодное тестирование на наркотики проводится среди школьников, которым исполнилось 13 лет, а также среди учащихся колледжей и вузов (до 20 лет включительно).
Тестирование добровольное, проводится с согласия родителей или самих школьников старше 15 лет. То есть законодательно отказ от прохождения добровольного тестирования не влечет ответственность как для учащегося, так и для его родителей.
Как рассказали в Ивановском областном наркологическом диспансере, в текущем году в медосмотре примут участие подростки из 16 образовательных организаций (9 школ и 7 колледжей). На настоящий момент уже протестировано 467 учащихся из трех образовательных организаций. В прошлом году всего было протестировано 2505 человек из 24 образовательных организаций. Положительных результатов не выявлено.
Профилактика лучше, чем лечение
Тестирование проводится в два этапа. Первый – социально-психологическое обследование. Оно позволяет определить уровень развития социальных и психологических компетенций школьников, выявить особенности поведения и эмоциональной сферы, оценить стиль общения и конфликтной напряженности, изучить мотивационную сферу и уровня самореализации учеников.
По итогам составляется акт, в котором определяют образовательные организации с наибольшим процентом группы риска учащихся.
«Тестирование направлено на определение личностных качеств ребенка, которые, возможно, могут способствовать интересу к каким-либо веществам. Это низкая стрессоустойчивость, внушаемость, подверженность воздействию компании, низкая жизненная адаптивность», – говорит сотрудник Центра профилактики зависимостей областного наркодиспансера, клинический психолог Татьяна Клягина.
Один из наиболее частых вопросов родителей звучит так: «Мой ребенок попал в группу риска, значит, он наркоман?» Вовсе нет. Попадание в группу риска по результатам тестирования не означает, что человек употребляет наркотики. Социально-психологическое тестирование – это обследование, которое позволяет выявлять исключительно психологические факторы риска возможного вовлечения в зависимое поведение.
Второй этап включает осмотр врача психиатра-нарколога (визуальный осмотр) и химико-токсикологическое исследование биологической среды (моча) на наличие психоактивных веществ, так называемый тест на наркотики.
Сотрудники наркологической службы сообщают о результатах лабораторного обследования по телефону, номер которого указывается в бланке информированного согласия. Родителям вместе с несовершеннолетним предлагают обратиться в удобное для них время на прием к детскому психиатру-наркологу для дополнительного обследования и решения вопроса о необходимости наблюдения и лечения несовершеннолетнего в наркологическом кабинете (с согласия родителей/законных представителей).
«Всё это анонимно, конфиденциально, строго. Если возникает необходимость, заведующая детским подростковым отделением звонит по указанному в согласии телефону и приглашает на консультацию, не более того», – отметила Татьяна Клягина.
Кому это надо?
Полученные данные исключительно конфиденциальны и анонимны. Ни о какой постановке на учет даже речи не идет. По словам Татьяны Клягиной, в тестировании должны быть заинтересованы в первую очередь родители. Наркомания – это не вредная привычка. Это заболевание. И чем раньше будут приняты меры, тем больше вероятность того, что подросток сможет справиться с ним без последствий.
Но в реальности родители не только боятся обращаться в наркодиспансер, но и отказываются от тестирования на наркотики, которое проводится в школах. Как правило, они боятся «учета», огласки.
«Разумеется, официальная статистика отличается от неофициальной. Если родители предполагают, что их ребенок, возможно, что-то употребляет, они часто пишут отказ», – говорит Татьяна Клягина.
Сделать вид, что проблемы нет – не значит решить ее, скорее усугубить. В наркодиспансере подчеркивают: если раньше в числе пациентов были в основном 20–30-летние молодые люди, то сейчас врачам всё чаще приходится работать с 13–14-летними подростками. Причина – широкое распространение синтетических наркотиков. Эти вещества за последние годы стали более дешевыми, доступными для подростков даже раннего возраста.
Но не существует «более опасных» и «менее опасных» наркотиков. Все они при немедицинском использовании вызывают зависимость и оказывают пагубное влияние на все системы и органы человека. И в общем-то лишает полноценной жизни тех, кто только в самом ее начале.