Очень горькое, буквально оглушающее известие...
В областном центре продолжается обустройство ледовых площадок
В Иванове пройдет XXIV Всероссийский конкурс вокалистов 
Преподавателей, студентов и ветеранов вуза с профессиональным праздником поздравил глава города Иванова Александр Шаботинский
Завоевали на всероссийских соревнования по каратэ ивановские спортсмены
Любимые сказочные герои проедут по центральным улицам города Иванова.
Об истоках, от которых не уйти

Статья «Песни северного рабочего края» напечатана в журнале «Красная новь» в 1921 году за подписью Александра Воронского. Тогда он считался чуть ли не главным литературным критиком страны. В публикации разбираются стихи ивановских поэтов той поры. При этом предпринята попытка объяснить местную специфику: что делает ивановцев непохожими на других. 

Воронский судил не со стороны. Он пару лет прожил в нашем городе: возглавлял редакцию «Рабочего края», а после отъезда Фрунзе на фронт по сути стал губернатором. Та давняя статья и сегодня многое может объяснить нам о нас. Приведем ее с небольшими сокращениями.

Вечный покой

«…Среди русских северных равнин, пересекаемых лесами, стоит город, в котором много старинных церквей и часовен, но еще больше фабричных труб. Древний посад – и рядом гнезда фабричных корпусов вдоль небольшой и неимоверно загрязненной речонки Уводи. Есть что-то глубоко своеобразное, я сказал бы, исключительно русское в этом сочетании осколков старины с сооружениями машинного века, часть которых оборудована не хуже первоклассных фабрик Манчестера.

На всём – пелена безмолвной, незримой, но явно ощутимой, тихой, родной северной печали, и веет старым недавно казавшимся вековечным бытом. Если перенестись дальше на север, на несколько десятков верст к Волге, то взгляду откроется тихий заштатный городок Плёс, одно из лучших мест на Волге, ее жемчужина, – городок, где проводили когда-то время Левитан, Чехов, Шаляпин. «Над вечным покоем» – это Плёс. И вся губерния обвеяна Плёсом, «вечным покоем» русской северной природы.

Губерния – рабочая. В ней живет суровое рабочее племя – северный ткач. Северный ткач молчалив, сосредоточен, его движения медлительны, он – тяжел на подъем. У него холодные голубые глаза. Он вынослив, терпелив, решителен и дисциплинирован лучше питерского и московского рабочего. <…>

От серпа – к «серпу»

О северном неярком дне и белых ночах, о лесах и перелесках, о плакучих березах, об убогих деревеньках и овинах, о душе, которая тянется к любви и новому будущему, о революции и многострадальной советской родине нашей, о борьбе со злым черным ворогом, о рабочей околице и грохоте фабрик, «о миллионах сотканных аршин» в адском труде, – обо всём этом сложены стихи и песни иваново-вознесенских поэтов. Мы насчитали в этих сборниках более 25 авторов – певцов рабочего Северного края. Некоторые из них были достаточно известны уже раньше: печатались в толстых журналах, в ежедневной прессе. Таковы Мих. Артамонов, Д. Семёновский, Василий Смирнов, но большинство из них молоды и даже юны и начали слагать свои стихи и песни во время революции: Иван Жижин, Сергей Семин, Калика Перехожая (Баркова), Огурцов, Сумароков, Ник. Смирнов, Н. Уронов и т. д. В предисловии к сборнику «Сноп» авторы говорят о себе: многие из нас, прежде чем выйти на ниву слова с серпом поэтического творчества, еще так недавно расстались с реальным, а не аллегорическим серпом земледельца и молотом рабочего. Это в самом деле так. Нам, по крайней мере, известно, что Сергей Семин – простой пастух, попавший с поля в армию и сделавшийся на войне инвалидом; Калика перехожая (Баркова) – дочь училищного сторожа, Михаил Артамонов – рабочий, Иван Жижин – сын прачки, другие – люди мелкого конторского труда; некоторые, как Тимонин, Н. Смирнов и другие, недавно еще входили в Союз Молодежи. Во всяком случае это – подлинный рабоче-крестьянский демос.

Совсем ясен – Михаил Артамонов

<…> Есть неровности, промахи, шероховатости. Чувствуется подражательность: Николай Смирнов подражает Бунину, у Жижина порой ощущается Бодлер, в стихах Семина звучат некрасовские мотивы, но в этом большой беды нет: мы имеем дело с поэтами, недавно выступившими со своими вещами. В целом же у большинства – намечается свой собственный язык, свой подход, сформировывается свое литературное «я».

Совсем ясен и сложился Михаил Артамонов. Удаль слободских парней, хмельные, привольные, полевые песни, колокольчики, бубенчики, гармонь, алые ленты, сарафаны, поцелуи – это душа, первооснова его стихов. 
Бывало над Угорами

Гармонь зовет, звеня,

Глаза горят задорами:

Поймай-ка, мол, меня.

Венки плетут и венчики

Бросают в бочаги

Рвут алые бубенчики

В поеме у реки.


Это было в прошлом. Но оно ушло:


Прошло то время вольное

Былой разгульный взмах.

На фабрику – раздольное –

Попрятано впотьмах,

Стоят на прежнем гульбище

На Выселском холму

Три корпуса фабричные,

Стоят, гудят в дыму...

...И старые и малые

Стоят по корпусам

Ой, снежки-снеги талые,

Не бегать в поле нам...

Шумит, гремит и охает

И стонет меж полей

На горе нам построенный

Стоокий корпус-змей...

Душа рвется к поемным лугам, к летним росным ночам, к милой «девушке-зарянушке» с «очами синими», а фабрика приковала прочно к себе; «люд замолк и угрюм», старый патриархальный быт безжалостно сломлен. Но еще живы и свежи воспоминанья о деревенском полевом приволье, о деревенских гульбищах, и тянет к простору, в поле, в лес. Михаил Артамонов – весь еще в прошлом. Он – деревенский парень, попавший в плен каменных стен. Оглушенный, растерянный, измученный, непонимающий, стоит он средь стальных матиц, среди грохота и шума. Поэзия огромных городов, стальных машин, каменных корпусов – ему неведома. Города, фабрики он не принимает. Он – коммунист, он за новую советскую Русь, но потому, что в тайниках души он верит, что новая Русь даст в конце концов возможность тысячам деревенских парней вернуться домой в родимые деревни, к лугам, перелескам, свежему сену и снова зазвенят разухабистые частушки, разольется гармонь и будут прыгать через костры «в Купала дивью ночь». Город вызывает у Артамонова тоску, скуку; он только гнетет, выхолащивает душу. Стих Артамонова по-деревенски звонок, наивен, свеж, непритязателен, часто похож на частушки, легок и прост, что не мешает ему быть довольно богатым. Он тоже весь от деревни.

Бок о бок

Мотивы поэтического творчества Артамонова характерны для литературного облика почти всего поэтического кружка красной губернии. Каждый из поэтов по-своему слагает стихи и песни, но есть в них одно общее, присущее всем, – в итоге это песни и стихи деревни, вынужденной стихией общественного развития двинуться в города, в каменные – «стоокие корпуса» и еще не понявшей и не приемлющей ни города, ни этих корпусов. Это – поэзия текстильных рабочих, ибо на Севере ткач наполовину еще связан с деревней, живет в деревне, и город и каменные корпуса с особой жестокостью давят недавних деревенских парней. А деревня так близка, северные поля и леса совсем на виду, за грязной околицей. На зеленом пригорке – почти бок о бок с фабрикой – стоят старинные незатейливые часовенки, а в лесах еще недавно в пещерах спасались отшельники, и из глубины лесного озера вот-вот выглянет старинный Китеж-град. От этой близости острее чувствуется противоречие машинного века, деревня тянет к себе своей непосредственностью, своим северным очарованьем. Особенности молодых поэтов северного рабочего края бросаются в глаза при сравнении их творчества с творчеством поэтов тяжелой металлургии. Здесь преобладает рабочий, уже давно порвавший с деревней, забывший о ней; он уже весь городской. Для него рабочий молот, паровая машина, приводные ремни, шум и свист шестерни не только символ угнетения и рабства, но и символ нового будущего, когда человек сознательно подчинит себе стихи природы и общественного развития, наоборот, деревня в его глазах – синоним косности, невежества, тьмы. От этого различие в тонах, в настроении, в направлении, в характере. Поэзия Гастевых – это гимны стали, бетону, доменным печам, она скупа к деревне. Деревни в ней нет. В стихах поэтов северного текстильного края мало, очень мало о стали и бетоне, но зато сколько в ней тяги к деревне, любви к ней. <…>

 

Продолжение следует...

Иллюстрация: Нефедов Иван Никандрович, «Плёс. Гора Левитана», 1927. Собрание ИОХМ.

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Освящение

С храма на Вокзальной площади сняли леса

«Вдыхая жизнь»

Так называется выставка скульптора по металлу Владимира Волкова, известного не только в нашем городе, но и за его пределами.

Когда Новый год летом!

О национальных традициях, культуре, блюдах и обычаях там, где никогда не бывает снежной и привычной для нас зимы.

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам