Собственники и наниматели жилых помещений имеют другое жильё
Звание присвоено  капитану полиции Денису Бубнову, старшему участковому уполномоченному полиции и подразделений по делам несовершеннолетних ОМВД России по Советскому району
В Иванове пройдет Всероссийский конкурс жестового пения
Персональная выставка к 75-летию с дня рождения
Благоустройство дворовой территории на ул. Генерала Хлебникова, 10
Приглашения на свадьбу до сих пор принято подписывать и рассылать гостям

Такие открытки потом, как правило, долго хранятся, хотя содержание их в большинстве случаев однотипно: имена новобрачных, место торжества. В некоторых семьях, а также в музейных фондах сохранились еще дореволюционные приглашения из Иваново-Вознесенска. Несмотря на скупость их текстов, можно сделать интересные наблюдения. 

Бал и стол от Фокиных

В собрании Владимиро-Суздальского музея-заповедника хранится пригласительный билет за 1877 год – на твердом картоне, с золочением и теснением; рукописный шрифт нанесен литографским способом. Никон Николаевич и Прасковья Никифоровна Фокины «покорнейше просят пожаловать» к ним на бал и вечерний стол в день бракосочетания их сына Якова Никоновича с девицей Агнией Геннадьевной Бурылиной. «Венчание имеет быть в Благовещенской единоверческой церкви в 3 час., а бал в собственном доме в г. Иваново-Вознесенске». 

Собственный дом Фокиных – это краснокирпичное здание на улице Советской, где сейчас располагается музыкальная школа № 4. Там частично сохранились интерьеры, парадная лестница, богатая лепнина, настенная живопись. Всё это дает возможность представить, как мог выглядеть свадебный бал. В этом же особняке, судя по всему, потом и жили молодые. 

Интересно, что по одному радостному поводу сохранились три разных приглашения: 

·         самое первое – от имени отца невесты Геннадия Диодоровича Бурылина «на бал и вечерний стол в день сговора [помолвки] Агнеи с Яковом Никоновичем Фокиным» (12 января);

·         второе приглашение уже от старших Фокиных – на свадебные торжества 16 января (текст приведен выше);

·         третье – «на бал и вечерний стол», который давали сами молодожены (уже под одной фамилией) и родители мужа 18 января 1877 года. 

Любопытно, что отец и сваты писали имя невесты на пригласительных по-разному: Агнея и Агния.

Спустя 11 лет всё те же Никон Николаевич и Прасковья Никифоровна, а также бывшие молодожены Яков Николаевич и Агния Геннадьевна Фокины рассылали приглашение уже «на бал и вечерний стол в день бракосочетания их внука и сына Федора Яковлевича с Евдокией Федоровной Витовой 7 февраля 1886 года». Вероятно, речь идет о сыне Якова Фокина от первого брака. Торжество проходило в Доме общественного собрания в Иваново-Вознесенске. Известно, что там был зал на 250 мест. Сейчас это здание перестроено, в нем располагается областная филармония. 

В том же месте состоялись балы по случаю бракосочетаний и сговоров других детей Якова Фокина: дочери Матрены с Василием Петровичем Дербеневым (1888 года), сына Николая с девицей Еленой Ивановной Кокоревой (1889 года), дочери Фелицаты с Петром Кирилловичем Волковым (1893 года). 

Пригласительные билеты на эти торжества выглядели не так парадно, как у родителей, зато на них можно прочитать адрес изготовителя: «Литография И. Барнета, Москва». На каждую открытку нанесены художественные монограммы с именами брачующихся. 

Иначе выглядит приглашение на бракосочетание младшего сына Сергея Яковлевича Фокина с Еленой Павловной Дербеневой. Эту свадьбу, видимо, играли уже в начале ХХ века. Но бал проходил всё в том же Доме Общественного собрания.

С московским размахом

Свадьбы знатных иваново-вознесенцев устраивались и в Москве. Так, в 1884 году в доме Фоминых на Долгоруковской улице состоялся бал по поводу сговора Ольги Харлампиевны Куваевой с Александром Ясигкритовичем Балиным (он из семьи южского фабриканта). Интересно, что пригласительные рассылались не от родителей невесты, а от имени сестры и ее мужа: Николая Геннадьевича и Надежды Харлампиевны Бурылиных. 

Венчание также проходило в Москве «в Троицкой Единоверческой церкви, что у Салтыковского моста», а свадебный стол был накрыт в доме купца Бахрушина в Златоустинском переулке (сохранился пригласительный билет от имени родителей мужа. Контора Балиных находилась к тому времени в Москве). 

На рубеже веков ивановская молодежь, видимо, активно перебиралась в Белокаменную: сначала за образованием, потом на ПМЖ. Так, в 1897 году девица Александра Дмитриевна Бурылина в Москве вышла замуж за потомственного почетного гражданина Ельца. Сохранилось приглашение-разворот: на одной стороне текст от имени родителей жениха, на другой – невесты: «Дмитрий Геннадьевич и Анна Александровна Бурылины в день бракосочетания дочери своей Александры Дмитриевны с Иваном Митрофановичем Жаворонковым, покорнейше просят Вас пожаловать к венчанию, которое имеет быть 8 ноября 1897 г. в 1 ч. дня в церкви Гребенской Божией Матери, что на Лубянке, в Москве, а оттуда на обед в Большую московскую гостиницу».

(Отмечу, что ни упомянутая церковь, ни гостиница до наших дней не сохранились. Они были в самом центре Москвы.) 

В январе 1917 года от имени двух семейств (шуйских купцов Турушиных и ивановских Дербеневых) рассылались приглашения на московскую свадьбу их детей Леонида Ивановича Турушина и Анны Павловны Дербеневой. Венчание проходило в Троицкой в полях церкви на Никольской улице, а «вечерний стол» в роскошном «Славянском базаре».

Также в Москве прошла свадьба еще одной дочери Павла Дербенева (иваново-вознесенского городского главы в 1894–1905 гг.). Вера Павловна Дербенева венчалась с ивановским купцом Аркадием Николаевичем Дарьинским в церкви Иоанна Предтечи на Земляном валу, а обед давался в доме Новикова на углу Брестской улицы. К сожалению, на этом билете не отмечен год, но в нём отпечаталась обновленная формулировка: родители молодоженов «просят оказать им честь пожаловать…»

Все эти пригласительные наглядно показывают пересечения известных ивановских фамилий. Интересно наблюдать, как новобрачные спустя десятилетия устраивают свадьбы уже для своих детей. По дизайну открыток можно делать выводы о развитии типографского дела. Есть над чем подумать историкам: на некоторых пригласительных указывается только место бала без упоминания места венчания. 

В музейных фондах можно найти приглашения и на другие иваново-вознесенские свадьбы. Любопытно сопоставить даты. Например, Геннадий Диодорович Бурылин 16 января 1877 года выдал замуж дочь (о той церемонии речь шла в самом начале), а 26 января того же года женил сына – Дмитрия, впоследствии известного иваново-вознесенского коллекционера.

В советское время дизайн и содержание пригласительных билетов изменился разительно. Об этом читайте в одном из ближайших номеров «РК».

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Это просто красиво

Бальные танцы – это не просто искусство движения, но и целый мир, наполненный грацией, эмоциями и культурными традициями

Будённый над Ивановом

Как ивановский дом связан с небом

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам