«Шаг навстречу»
Лекотека «Шаг навстречу» – группа кратковременного пребывания, которую посещают дети с тяжелыми множественными нарушениями развития. В нашем городе она единственная. Работает на базе Центра развития ребенка – детского сада № 180 уже четырнадцать лет.
Сейчас в группе тринадцать человек. Ходить самостоятельно из них могут лишь двое. У многих – проблемы со слухом, зрением и речью. В большинстве это дети с ДЦП. Ребят сюда привозят на занятия со всего города. Родители уверены: здесь их дети получают максимум развития и образования, а также адаптируются и социализируются.
Познание через игру
Лекотека – это относительно новая форма дошкольного образования, воспитанникам требуется помощь специалистов различных профилей. В детском саду № 180 они есть: учитель-дефектолог, инструктор по физической культуре, несколько психологов и медицинские работники, первый в Ивановской области дипломированный специалист по эрготерапии.
Здесь продуман целый комплекс обучения – групповые сеансы, индивидуальные занятия на дому и в детском саду. А также на базе учебной квартиры общественной организации «Солнечный круг» реализуются образовательные проекты по канистерапии и кулинарии, где ведущие роли отводится канистерапевту и эрготерапевту. Новые подходы в работе позволяют формировать такие жизненно-важные компетенции, как обучение жеванию и глотанию, работа с пищевой избирательностью, одевание-раздевание, туалетные навыки и другое. Здесь продуман комплекс обучения: групповые сеансы, а также индивидуальные занятия на дому и в детском саду.
«Разрабатывается занятие под того ребенка, который будет присутствовать, – объясняет заведующая Центром развития Екатерина Слюсарь. – Каждый в нашей группе кратковременного пребывания получает индивидуальный маршрут развития».
Индивидуальные занятия проводятся в лекотеке в течение недели по особому расписанию: групповые – как правило, по пятницам, когда собирается бОльшая часть ребят вместе. На нем работают одновременно несколько специалистов лекотеки. Сеанс разделен на части: общение с психологом, арт-терапия, физкультурный тренинг и т. д. Всё тщательно рассчитано по времени и нагрузке, чтобы ребята не устали, но при этом получили полезные навыки. Почти всё – через игру.
Главное – вместе
В детском саду широко используют инклюзию, когда ребенок из лекотеки занимается вместе с ребятами, например, из логопедической группы. А те, в свою очередь, могут прийти на занятия в лекотеке: пообщаться там с особенными детьми, поиграть, принять участие в арт-терапии или физкультурных тренингах. По словам специалистов, так особенные дети быстрее социализируются, учатся по принципу подражания, а обычные ребятишки учатся терпению и пониманию. «Для них это толерантность, они уже не будут голову выворачивать, если видят, что есть другие люди, необычные на первый взгляд», – уверена Наталья Ларина, учитель-логопед, дефектолог детского сада № 180.
Родители на занятиях всегда с детьми – сидят рядом. Или наблюдают чуть поодаль, и в такие моменты ребят поддерживают тьюторы (помощники). «Я незаметный помощник, – объясняет Татьяна Стецик, педагог-психолог. – Помогаю включиться в образовательный процесс. Создаю такие условия, чтобы ребенок слышал педагога, а не меня. Также я адаптирую весь необходимый материал, чтобы конкретный воспитанник мог выполнять задания сам».
Глюкофон и ай-трекер
Для детей в лекотеке организовано несколько пространств, где они вместе с родителями могут и учиться, и заниматься физкультурой, и отдыхать. Например, сенсорная комната. Это помещение оборудовано множеством стимуляторов: тактильные панели, проекторы, терапевтические шары и др. Все они воздействует на органы чувств и развивают высшие психические функции.
А в дидактической комнате собрано оборудование для развития когнитивных и коммуникативных функций детей. А также закуплено и специальное оборудование для позиционирования и ходьбы детей: специальные столы, ходунки и фиксаторы, опора-вертикализатор, кресла-трансформеры.
Поскольку у большинства ребят лекотеки отсутствует вербальная речь, то для общения с окружающим миром вводится альтернативная дополнительная коммуникация. Например, приставка - ай-трекер, которая подключена к компьютеру. Специальная программа буквально «считывает» взгляд ребенка. И даже если он не может говорить и двигать руками, то взглядом всё покажет. Например, глазами выберет нужный символ.
Для альтернативной коммуникации используют и систему PECS. Это обмен специальными карточками. Система помогает ребенку с особенностями развития выразить свои желания, чувства, эмоции, потребности, повышает уровень социализации и качество жизни. По сути, такими карточками-рисунками ребенок «разговаривает».
Жизненные истории
В последние годы в лекотеку приводят всё больше детей с множественными нарушениями развития, говорят специалисты. Но, несмотря на сложность диагнозов, здесь маленькими шагами достигают больших результатов. И для каждого ребенка они свои: набрать воздуха, чтобы произнести звук, взять карандаш в руку, удержать глазами картинку на экране. У каждой семьи свои победы и свои непростые истории.
Лиза Веретенникова посещает лекотеку уже три года. Она совсем не ходит и плохо видит. Ручки тоже не всегда слушаются. Мама Лизы, Юля Веретенникова, рассказала, что девочка родилась очень слабенькой, без дыхания, сразу попала в реанимацию. Уже тогда врачи насторожились: с малышкой что-то не так. Диагноз до сих пор девочке поставить не могут. Но руки родители не опускают.
«Лиза – очень активная девочка, – говорит Юлия. – Ей нравится играть с детьми, общаться, обучаться. И мы видим результат. Здесь мы начали узнавать буквы, научились читать по слогам, знаем теперь, какие есть времена года, месяцы, птицы».
Не опускает руки и семья Киселёвых: у Алёны редкое генетическое заболевание – синдром Костелло. Мама Дарья рассказала: в России самостоятельно смогла найти лишь шестнадцать человек с таким диагнозом. Заболевание серьезное, девочка не ходит, но родители стараются дать ей максимум – возят на различные занятия, в том числе и в лекотеку.
О сложностях рассказала и Снежана Саутенкова. У ее сына Соломона – ДЦП. Говорит, после занятий есть победы: «Мы можем ходить, писать буквы, читать». Правда, даже небольшое ОРЗ дает «откат», и всё приходится начинать заново.
Родители ребятишек из лекотеки общаются, делятся знаниями, дружат. Вместе преодолевают преграды. Настоящий пример стойкости, мудрости и терпения. Мощная мотивация для родителей обычных детей, которые опускают руки даже при небольших проблемах.
Расширяя пространство
С каким бы тяжелым заболеванием ни был ребенок, говорят специалисты, результаты возможны всегда. Да, к ним надо идти маленькими шагами, не сразу всё получается, но в итоге успехи очевидны. За четырнадцать лет работы педагоги помогли ребятам стать более самостоятельными в бытовой жизни, подготовили к учебе в общеобразовательных школах.
Лекотека развивается и растет вместе с воспитанниками. Теперь это не только группа в детском саду, но и учебная квартира, а еще игровая площадка, которая открылась прошлой осенью на территории дошкольного учреждения. Она тоже особенная. Все элементы и даже их расположение здесь продуманы до мелочей. Удобные въезды в «домик» и «автобус», есть поручни, специальная песочница для удобства детей, сидящих в колясках, качели тоже непростые. А лавочка, например, установлена таким образом, чтобы, сидя на ней, дети могли видеть, кто приходит на площадку, наблюдать за процессом и постепенно привыкать к миру вокруг.
Фото: МБДОУ "Центр развития - детский сад № 180"