Сорок лет ивановскому торнадо
Разных домыслов и всяческих тайн про него меньше не становится.
Мощь стихии
Ивановцы разных поколений помнят, как в тот день 9 июня дул ветер страшной силы. А потом город узнал о чудовищных разрушениях в Дегтяреве, Ново-Талицах, Беляницах, Авдотьине, Говядове и в других местах: о снесенных домах, разбитых машинах, выкорчеванных деревьях, о раненых и погибших людях.
Позже официально было объявлено, что над центральной европейской частью России произошло столкновение двух атмосферных фронтов, один из которых двигался с юго-запада, а другой – с севера. Это привело к появлению нескольких смерчевых воронок, а также шквалистого ветра.
В результате столкновения воздушных масс образовалось не менее восьми воронок смерча. Они двигались на север и северо-восток, через Московскую, Калининскую, Ярославскую и Костромскую области. Но самые масштабные разрушения пришлись именно на территорию нашей области и конкретно на Ивановский район.
Количество официально подтвержденных жертв составило 69 человек, однако по ряду оценок реальное количество погибших может быть в несколько раз больше. Скорость ветра в воздушной воронке достигала 100 метров в секунду. В результате нанесенных им разрушений пострадали 20 учреждений социально-культурного назначения, в том числе школы, детсады, ясли, свыше 500 дачных строений, 680 частных жилых домов, свыше 200 объектов промышленного и сельхозназначения. Без крыши над головой внезапно остались 417 ивановских семей. А еще смерч уничтожил посевы на площади более чем 1700 гектаров.
Ученые из Института физики атмосферы РАН с помощью архивных снимков со спутника (один из них пролетал в это время над Ивановской областью) установили, что в тот день образовался не один, а от 8 до 13 смерчей. Общая длина их маршрутов составила 540 километров. Самый большой ивановский смерч имел ширину воронки у земли в 1740 метров.
Повод для конспирологии
Очевидцы рассказывали, как смерч буквально взрыл кладбище в Балино, подняв на поверхность гробы и согнув комом могильные ограды. Как по небу летали коровы, автомобили и огромные деревья.
Люди передавали друг другу удивительные истории про «шутки» урагана. Например, как он снес курятник, оставив при этом на насесте ощипанных голых кур. Или как поднял в небо и мягко без ущерба опустил на соседней улице одного новоталицкого пьяницу, в руках которого была авоська с бутылками пива. Тогда как – и это уже не слухи – на станции «Текстильная» смерч завязал в узел грузовой кран (весом 350 тонн), приподняв его на несколько метров от земли. А 70-тонные контейнеры разметал как игрушечные в радиусе более километра, поднял и отбросил на 200 метров бак водонапорной башни массой в 50 тонн.
Кандидат исторических наук, краевед, директор ивановского областного архива Александр Семененко вспоминает: «Мой приятель, будучи тогда аспирантом, в тот день пришел на дачу за соленьями и припасами. Спустился в подпол, вылез, а дома-то и нет, и всё вокруг снесено. Забавно и грустно, что в тот момент на столе у него лежала рукопись с почти законченной диссертацией, которую ураган унес в небо. Многие могли бы рассказать и свои интересные истории. Но тогда мы очень мало знали про причины стихии.
Люди чувствовали страхи и бессилие перед стихией, общество было закрытым, пабликов и соцсетей никаких не было, официальной информации минимум. А ее отсутствие, как известно, всегда рождает домыслы. Стали появляться различные конспирологические теории. Например, про связь ивановского смерча с аварией на Чернобыльской АЭС (слухи об этом появились через два года). Или что это результат какого-то страшного взрыва – якобы американцы в космосе чем-то нам отомстили, к тому же в то время президент США Рейган как раз объявил о стратегической программе «Война в космосе». Люди шептались, что военные испытывали какое-то секретное климатическое оружие и так далее».
Восстанавливались быстро
Надо сказать, что слухи легли на благоприятную почву. В тот момент обстановка в мире и противостояние со странами Запада накалялись, СССР тогда даже отказался от участия в летней Олимпиаде. И тут у нас вдруг такое. Ураганы и торнадо случаются не каждый день.
Тем не менее надо отдать должное местным ивановским властям – после смерча они быстро пришли в себя. Первый секретарь Ивановского обкома Клюев обратился в Совет министров СССР и РСФСР, в ЦК КПСС. Началось масштабное восстановление всем миром».
Справиться с разрушениями в самые короткие сроки тогда удалось благодаря многочисленным стройбригадам Кохомского хлопчатобумажного комбината, предприятия «Ивтекмаш», завода «Строммашина» и Лежневского промкомбината. Ударно трудились, разбирая завалы, студенты Ивановского энергетического института и солдаты из воинской части. Москвичи построили и подарили пострадавшим от смерча ивановцам многоквартирные дома около автовокзала. Стройка вообще тогда велась повсеместно: всего спустя месяц, например, только в деревне Беляницы из пострадавших 160 было отстроено 52 дома. Там были установлены передвижные временные домики, столовая, два магазина-вагончика (продуктовый и промтоварный) – местных жителей обеспечили продовольствием и всеми товарами первой необходимости. А через год уже началась газификация заново отстроенных населенных пунктов, заработали первые телевизионные антенны, школы, магазины, библиотеки и медпункты. Смерч оказался страшным испытанием, но ивановцы с ним справились.
Голых не тронул
Интересно, что разрушительные торнадо случались в Ивановской области и прежде. Александр Семененко знакомился с рассекреченными архивными документами, например про смерч, случившийся 30 августа 1943 года в деревне Козлово Юрьевецкого района. «Я видел приложенные фотографии и показания и рисунки детей. Они описывали и рисовали увиденное как свидетели, и просили их об этом сотрудники НКВД. Удивительно, что, по словам ребят, сельскую школу ураган не тронул, в отличие от жилых домов и колхозных построек. Были и анекдотичные ситуации, описанные детьми, когда смерч напрочь снес баню, оставив в живых обескураженных голых хозяев. В архиве есть и обращения селян в ЦК ВКП(б) с просьбой помочь в восстановлении деревни, о потребности в дровах, угле и стройматериалах. И скорее всего, эта помощь была оказана, даже несмотря на трудные военные годы.
Осталось кино
«Да и после смерча 1984 года не было разобщенности людей, о которой говорили «вражеские голоса» по запрещенным радиоканалам, – продолжает Александр Семененко. – Несмотря на слухи о бездействии и равнодушии чиновников, людей не бросили, общественное внимание и к людям, и к самому событию было беспрецедентным».
Фото тех событий, вызывающих ощущение армагеддона, всколыхнуло всю страну. Было много публикаций в печати и даже экранизация. Мало кто помнит, что именно про наш смерч на основе реальных событий режиссер Николай Губенко снял художественный фильм «Запретная зона». Главные роли в нем сыграли Кирилл Лавров, Жанна Болотова, Нонна Мордюкова, Иннокентий Смоктуновский и другие. Съемки велись в Фурмановском районе, который тоже пострадал от стихии. Фильм показали по центральному телевидению. Если есть желание, найти его в интернете не проблема, в кинокартине использовались реальные кадры последствий ивановского торнадо 1984 года.