Каждый врач должен уметь…
Работа врача – это не только призвание и самоотдача, это еще и обширные знания, умение ориентироваться в самых сложных ситуациях, способность быстро принимать решения – ведь от этого зачастую зависит жизнь человека. «Рабочий край» узнал, как проходит государственная итоговая аттестация выпускников медицинского вуза, и убедился, что врач должен уметь буквально всё.
Обучение – на английском
В первом после переименования выпуске Ивановского государственного медицинского университета 22 иностранных студента из семи стран. В этом году впервые наряду с иностранными студентами, обучавшимися на русском языке, дипломы по специальности «Лечебное дело» получают студенты, которые учились полностью на английском. Это был своего рода эксперимент медакадемии. Шесть лет назад на поток были набраны 10 студентов из Индии.
«До конца обучения дошли семь человек. Трое ребят на младших курсах отчислились по собственному желанию. Мы многое открывали вместе с ними: вместе прошли ковид, переводились на дистанционное обучение. Была ситуация, когда половина студентов училась очно, а половина на дистанте. Они уехали домой на каникулы и вернуться к началу обучения уже не успели – были закрыты границы. Полгода ребята учились дистанционно. Наши занятия – героизм наших преподавателей», – говорит и.о. декана факультета международного образования Мария Жуколина.
И документы заполнить, и принять роды
Что же должен уметь выпускник? Ситуации в жизни бывают разные, и врач должен уметь если не всё, то очень многое. Государственная итоговая аттестации проходит «по станциям». На первой преподаватели проверяют умение заполнять медицинскую документацию и рассчитывать показатели – рождаемости, смертности, заболеваемости и т.д. Для каждого – своя формула. К примеру, коэффициент рождаемости показывает число родившихся за год в расчете на 1000 человек населения определенной территории. Выражается в промилле. Навыками расчета должен владеть каждый участковый врач.
На следующих станциях студенты демонстрируют навыки медицинских манипуляций: выполнение инъекций, обработку ран, остановку кровотечений. Еще одна станция – физикальное обследование на манекенах. Главная задача станции неотложной помощи – максимально быстро определить состояние и помочь пациенту.
Без конфликтов
Студент может в совершенстве овладеть медицинскими навыками, но это еще не означает, что он будет хорошим специалистом. Большое значение имеет способность к эффективной коммуникации с пациентами, умение разрешать конфликтные ситуации.
Конфликты могут случиться в любом коллективе. И чаще всего, вопреки житейской мудрости, истина практически никогда не рождается в спорах. Будущим врачам ставятся ситуационные задачи, которые проверяют умение обходить конфликтную ситуацию или выходить из нее. Врач в ходе общения с пациентом должен делать поправку на то, что любая болезнь так или иначе влияет на психологическое состояние человека, провоцирует развитие состояния тревожности. При общении важно учитывать и физическую боль или дискомфорт, влияние эндогенных факторов, личные особенности характера.
Значение имеет всё. Часто пациенты слышат не то, что сказал доктор, а то, как он это сделал, с какой интонацией и мимикой, какие комментарии оставлял. Умение правильно выстраивать бесконфликтный диалог, отвечать на возражения пациентов – это ключевые навыки работы врача.
Стандартизированные пациенты
Эта станция появилась относительно недавно. Здесь проверяют умение собирать жалобы и ставить предварительный диагноз. Главные герои – каждый из нас. Или так называемые «стандартизированные пациенты», которые разыгрывают определенные ситуации.
«Пациенты – штатные сотрудники медицинского университета, но не с клинических, а с гуманитарных кафедр. Важно, чтобы человек не использовал медицинские термины, а говорил на языке, приближенном к жизни», – рассказывает декан педиатрического факультета Анастасия Шишова. «Они у нас уже настоящие артисты, мы восхищаемся их навыками», – добавляет она.
Инга Панова – старший лаборант кафедры гуманитарных наук. Несколько лет она совершенствуется в роли пациента: «У нас есть определенные сценарии. На каждом факультете их разное количество. К примеру, на лечебном факультете – десять, на педиатрическом – семь. Как и в поликлинике, я прихожу на прием к доктору, который просит назвать имя, фамилию, возраст, спрашивает о жалобах. Я всё рассказываю согласно сценарию».
Экзамен сдан
На экзамене, где присутствовали мы, все иностранные выпускники успешно прошли государственную итоговую аттестацию. Теперь они поедут на родину – их знания, полученные в Иванове, востребованы и актуальны.
Кстати, первые иностранные студенты были приняты в ИвГМА в 1991 году. Сегодня они работают ведущими врачами и научными сотрудниками клиник и научно-исследовательских институтов других стран. А сотрудники медуниверситета продолжают общаться с выпускниками уже как с коллегами и добрыми друзьями.