Центр помощи
27 июля 2010 года был принят федеральный закон о «Предоставлении государственных и муниципальных услуг». С тех пор в этот день работники МФЦ отмечают свой профессиональный праздник.
Заместитель директора муниципального МКУ МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Иваново Татьяна Цыганова ответила в чем особенность работы сегодня.
- Татьяна Валентиновна, помните, ведь тогда, 14 лет назад далеко не всем было понятно, зачем вообще нужны эти помещения с многочисленными окошками.
- Зато сейчас граждане уж точно оценилиих удобство и эффективность.В Иванове МФЦ был создан на базе Центра учета и регистрации граждан, который работал с 2002 года. Тогда он уже предоставлял услуги регистрации граждан по месту жительства, пребывания и снятие с учета оформление паспортов– то, что раньше делалось в МВД. То есть, по сути, не называясь еще МФЦ,мы уже осуществляли нынешние его функции, так же по принципу одного окна. А когда был принят федеральный закон мы были к нему готовы. Сейчас МФЦ – единое место регистрации, приема и выдачи документов при предоставлении государственных и муниципальных услуг.
- С того момента работы вам прибавилось?
- Конечно. Сначала стали добавляться муниципальные услуги: заключение договоров соцнайма, в сфере жилищной политики, архитектуры и землепользования. На сегодняшний день их уже 70. Постепенно добавились и государственные услуги: пенсионного фонда (нынче СФР), налоговой службы, Росреестра. Позже подсоединились услуги региональные, то есть различных департаментов области: природопользования, строительства, органов загса и самые объемные и востребованные – услуги соцзащиты населения (субсидии, пособия). Сейчас мы осуществляем 215 государственных, муниципальных и региональных услуг, то есть абсолютно все возможные.
- Наверняка это было бы невозможно без введения системы межведомственного взаимодействия.
- Все было согласовано, утверждены порядки предоставления нам сведений из различных ведомств. Без этого смысла в работе по принципу одного окна не было бы. Раньше мы разъезжали на машине, а то и пешком ходили, разносили бумажные документы. С введением электронного документооборота все поменялось. Конечно, паспорта на оформление мы по-прежнему возим в МВД, а остальные документы – и получаем, и отсылаем – только в электронном виде. Все заметили, как упростились многие процессы. От граждан нам нужно принять только заявление на услугу, а мы его уже отправляем по нашим канал в нужное ведомство, где принимается решение.
- А ведь по началу было непонятно: как это не надо приносить справку, как это документы сами ходят вместо меня?
- Ой, это все в прошлом, к хорошему люди привыкают быстро. Сейчас уже граждане удивляются, если мы просим что-то предоставить: почему у вас чего-то не хватает,вы же все сами у себя видите? Сейчас пакет документов, прилагаемых к заявлению, постепенно сокращается. Потому что действительно, многие справки запрашиваются по системе межведомственного взаимодействия. Например, даже квитанции об оплате ЖКХ для получения субсидий мы можем получить сами по системе ГИСЖКХ. Очень много создается базовых информационных ресурсов, где содержится эти сведения.
- Портал госуслуг вам упрощает работу с населением или это дополнительные хлопоты?
- Безусловно, новые электронные технологии упрощают жизнь. Но в них нужно разобраться. Почти все государственные и муниципальные услуги можно оформить самостоятельно. В связи с этим мы организовали у себя еще и зону электронного сервиса, так называемые сектора пользовательского сопровождения. В каждом отделе гражданину, который затрудняется в получении госуслуги, помогут: получить учетную запись, проконсультируют, как зайти на портал. Очень многие люди, поняв, как это просто и удобно, пользуются всем этим самостоятельно.
- Иногда получить госуслугу самостоятельно – значит бесплатно.
- Да, точно. Например, выписку из ЕГРН о состоянии недвижимого имущества, которая стоит 450 рублей, можно получить в электронном виде на портале бесплатно. Мы предлагаем гражданам попробовать самим, и все остаются довольны. Как только объясняешь, так сразу и интерес разобраться и действовать самостоятельно появляется. Кстати, сейчас мы заключили соглашение с удостоверяющим центром, будем подтверждать усиленную квалифицированную подпись в мобильном приложении Госключ. На портале есть услуги, которые требуют подписание электронно-цифровой подписи, и это расширяет возможности. Можно будет, вообще, не выходя из дома подавать налоговую декларацию, документы на сделку по купли-продаже недвижимости и так далее – все с помощью этого мобильного приложения. Коллеги в МФЦ Тополе уже освоили эту услугу, мы тоже вот-вот будем готовы. Те, кто освоил эти сервисы, все реже и реже к нам приходит – все сами.
- Казалось, бы так удобно пользоваться всеми этими возможностями и быть самостоятельным. Что на ваш взгляд мешает людям учиться?
- Да, как правило, не хотят, даже не пытаются попробовать освоить люди старшего поколения. Но не только. Есть и молодые, кто стесняется или не уверен, что справится, мол всё очень сложно. Кто-то боится и не понимает терминов. А когда поговоришь с человеком, объяснишь, что это нестрашно, покажешь, как и что нужно открывать – все удивляются: как просто и понятно. Приходится помогать людям преодолевать вот такой психологический барьер. Все разные, некоторые приходят и не помнят, какая именно им нужна услуга, как она называется. А названия у них не очень простые.
- И тогда вам приходится быть переводчиком с чиновничьего и правового языка на человеческий?
- Да-да, тут наши специалисты начинают выяснять: какие вопросы надо решить, чего не хватает, например, в оформлении земли или купле-продажи и так далее. И вообще, к нам ли надо было приходить. Бывает обращаются, ну совсем не по адресу – и с заявлением в полицию, и с жалобами на управляющую компанию. У нас даже есть такая поговорка: не знаешь, куда послать, пошли в МФЦ – там разберутся. Конечно, посетители благодарят: чтобы я без вас делал, пишут отзывы и пожелания по работе.
- Учитываете их?
- Да. Многие жаловались, что за справки регистрации граждан по месту прописки приходилось платить (в народе их принято называть «справка о составе семьи») Пусть немного – 20-30 рублей, но это было очень неудобно. Эти справки постоянно требуются ресурсоснабжающим организациями за воду, газ и свет и много, куда еще. И мы приняли решение перевести эту услугу в разряд муниципальных и безвозмездных. Организовали хранение поквартирных карточек, внесли их в состав муниципального архива. Он весь переведен в электронный вид, создана муниципальная информационная система учета населения. Теперь сведения, кто, где и с кем проживал (в том числе даже по старым домовым книгам, которые до сих пор нам несут) сохранятся даже спустя десятилетия.
- МФЦ теперь узнаваем внешне, у него появились своя символикаи цвета.
- И название «Мои документы». Да, этот бренд был утвержден Минэконом развития. Помещения и пространства МФЦ сделаны в едином стиле, чтобы было узнаваемо, чтобы люди понимали эту общую единую концепцию – доступность, простота для всех, даже в самых отдаленных районах. Нигде в мире такой удобной системы предоставления госуслуг нет.
- В Иванове достаточно МФЦ?
- Сейчас в городе работают четыре центра: на улице Куконковых,на улице Красных зорь, на проспекте Ленина (в торговом центре «Купеческий») и центральный – на улице Советской.
- А "Тополь"?
- Этот МФЦ открывало правительство области, то есть это областное, а не муниципальное бюджетное учреждение. Он уполномочен на курирование всех МФЦ региона и предоставление государственных и региональных услуг. Если только за муниципальными городскими, то к нам. Мы писали проекты по совмещению, но пока этот вопрос не решился.
- Современный МФЦ все-таки это центр помощи?
- Иногда даже и защиты людей от неправомерных действий чиновников. Все мы знаем, как раньше они могли отказать в справке или в услуге по субъективными причинам. МФЦ - своего рода посредник, между властью и гражданами, точнее, орган взаимодействия между ними. Наша задача сделать его эффективным.