Юрий Кухтей: «Я неоднократно видел слезы благодарности. В такие моменты понимаешь, для чего живешь»
Болеть неприятно. Особенно, есть речь не про сезонную простуду, а о хроническом заболевании, требующем постоянного контроля и терапии. И, если в большинстве случаев, болезнь вызывает сочувствие и поддержку общества, то в ситуации с ВИЧ все гораздо сложнее. Врачи говорят, что нередко ходят по лезвию ножа, защищая здоровое население, и возвращая в общество полноценными участниками тех, кто инфицирован. О том, как удается прийти к балансу в Ивановской области, мы поговорили с главным врачом областного Центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями, заслуженным врачом России, кандидатом медицинских наук Юрием Кухтеем.
- Юрий Александрович, раньше ВИЧ-инфекция считалась болезнью так называемых асоциальных слоев. Как дела обстоят сейчас?
- Сейчас ситуация изменилась. В большинстве случаев это люди, имеющие благополучный социальный статус. В их числе – большое количество интеллигенции – мужчины и женщины, имеющие высшее образование, зачастую семейные. Если в абсолютных цифрах, то на сегодняшний день в нашем регионе кумулятивно выявлено 13 051 лиц с подтвержденной ВИЧ-инфекцией. Почти 70 процентов - заразились половым гетеросексуальным путем. Бóльшая часть среди впервые выявленных ВИЧ-положительных в 2024 году – люди в возрасте от 30 до 49 лет, не входящие в группу риска. Поэтому важно ломать стереотипы, ведь от ВИЧ сегодня не застрахован никто.
–Правительством РФ утверждена Государственная стратегия противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2030 года. В чем ее отличие от предыдущей?
- В последние годы государство предпринимает огромные усилия, направленные на борьбу с ВИЧ-инфекцией. В новой стратегии обозначены более высокие критерии, которых мы должны достичь. В первую очередь выше показатель охвата населения обследованием на ВИЧ. В этом году он составляет 33,0%, а начинали мы с 18%. И, конечно, мы вынуждены были актуализировать внутриведомственные приказы, внедрять технологию обследований в медицинских организациях региона. За счет консолидации медицинского сообщества удалось достигнуть достаточно высоких результатов. Только за десять месяцев этого года на ВИЧ было обследовано почти 250 тысяч человек!
- Каким образом происходит выявление первичных пациентов?
- Чаще всего методом иммуноферментного анализа крови, а также при экспресс-тестировании. При обращении в поликлинику, людям предлагают сделать тест на ВИЧ. Он не требует дополнительного забора крови, его можно сделать одновременно с другими анализами. Такие тесты предлагают сделать на медосмотрах при приеме на работу, при диспансеризации, при профосмотрах на предприятиях, при обследовании пациентов, поступающих в стационары. Экспресс-тестирование часто используется при выездных формах просветительской работы и проведении различных акций.
- Исследование на ВИЧ входит в диспансеризацию?
- На сегодняшний день нет. Сейчас обследование на ВИЧ в числе обязательных стоит только у части категорий населения, например военнослужащих и медицинских работников, а также у иностранных граждан, прибывающих на территорию Ивановской области.
- А как же остальные?
В отношении других категорий граждан используется только принцип добровольного согласия при обращении в медицинские организации. При этом население информировано о том, что при выявлении ВИЧ-инфекции только своевременно назначенная терапия даст возможность людям жить полноценно и качественно, заводить семьи, рожать здоровых детей.
- Человек при своевременно начатой терапии не только сохраняет собственное здоровье а, возможно и жизнь, но и перестает быть переносчиком вируса?
- Терапия разная. Вирусная нагрузка пациента при эффективной терапии снижается настолько, что риск передачи ВИЧ-инфекции другому человеку будет практически минимальным. При постоянной терапии, регулярном наблюдении врача, пациенты хорошо себя чувствуют, у них стабилен эмоциональный тонус. Их состояние фактически ничем не отличается от состояния здорового человека. За период реализации в Ивановской области Государственной стратегии противодействия ВИЧ-инфекции мы достигли неплохих результатов: если в 2016 году лечением было охвачено 45 процентов наших пациентов, то сегодня уже 90%. Это позволило снизить заболеваемость ВИЧ-инфекцией с 67,3 на 100 тыс.нас. в 2016 г. до 52,1 в 2023 г., а также снизить смертность от СПИДа с 45 промилле в 2016г. до 22,5 промилле 2023г. А самое главное – в Ивановской области нет прироста новых заболеваний, это значит, что мы достигли плато заболеваемости ВИЧ.
- Многих пугает огромное количество препаратов, которые необходимо принимать постоянно…
- Сейчас пациент при различных схемах лечения должен принимать в среднем три препарата ежедневно. Наша первоочередная задача и задача научного сообщества – уменьшить химическую активность лекарств, возможно – сократить количества препаратов. Этот процесс идет. Так, если в 2017 году пациент вынужден был принимать ежедневно девять препаратов, то сегодня – в три раза меньше.
- Есть отдельные категории, которые пренебрегают терапией, а есть и так называемые диссиденты, уверяющие себя и остальных, что вируса не существует. Как с ними быть?
- Принцип добровольности в законодательстве, как показывает практика работы с пациентами групп риска, сегодня требует дополнительного правового регулирования. Ряд пациентов то начинают терапию, то прекращают. Это приводит к тому, что вирус мутирует, схемы приходится постоянно менять. Я как врач считаю, что это – угроза для общества. Что же касается диссидентов, то инкубационный период у заболевания действительно долгий. Поэтому появляются те, кто не лечится сам и уговаривает других этого не делать. По сути, они берут на себя ответственность за жизнь и здоровье другого человека. Полагаю, с ними должно быть иное нормативно-правовое взаимодействие – гораздо более строгое чем то, что существует сейчас.
- Насколько общество сейчас готово принять людей, страдающих ВИЧ?
- К сожалению, есть те, кто по-прежнему воспринимает ВИЧ как воздушно-капельную инфекцию. Многие люди, как и прежде, очень настороженно, а иногда неадекватно, относятся в ВИЧ-позитивным людям.
- Иногда люди боятся сдавать анализ на ВИЧ из-за страха, что, получив ВИЧ-положительный статус, будут отвергнуты обществом. Насколько защищена эта информация?
- Ни в коем случае эта информация не распространяется, она строго конфиденциальна, эти данные не заносятся в общие медицинские базы. Конечно, люди обращаются и в другие медицинские организации и, если эта информация становится известной, она не может быть использована не во благо пациента.
- Один из путей передачи вируса – от матери к ребенку. Как современные методики защищают детство?
- За последние годы отмечается тенденция сокращения числа родов у беременных с ВИЧ-положительным статусом. В этом году таковых было 72. Все дети родились живыми, сейчас они под наблюдением специалистов: все детишки, родившиеся у мам с ВИЧ-инфекцией, первые два года находятся на диспансерном наблюдении. В настоящее время у нас на диспансерном наблюдении 254 малыша. Примерно 90 детей ежегодно мы с диспансерного учета снимаем, в этом году 97 детишек уже снято с наблюдения с отрицательными результатами обследования на ВИЧ. Медицинскими работниками проводится колоссальная работа, чтобы у этих детишек было полноценное, ничем не омраченное будущее. Случаи вертикального пути передачи ВИЧ от матери ребенку стали большой редкостью: так в 2023 г. установлен один такой случай (0,2%).
- Как в дальнейшем хранится информация о том, что они были под наблюдением в Центре?
- Как я ранее говорил, эта информация является строго конфиденциальной. Дети с перинатальным контактом находятся у нас под наблюдением первые два года жизни – при поступлении в детский сад у них абсолютно чистая медицинская автобиография. Никакой информации через общие медицинские программы мы не даем.
- Вы сказали о том, что, несмотря на то, что про ВИЧ сказано уже практически все, люди зачастую остаются безграмотными. Как ведется разъяснительная работа?
- Она ведется постоянно: мы взаимодействуем с Департаментом образования, в течение года регулярно выходим с беседами и лекциями в школы, колледжи, ВУЗы, выступаем перед большими аудиториями в формате конференций и вебинаров (всегда не менее 50-60-ти школ принимают участие в традиционных школьных вебинарах). Мы даем информацию по эпидемиологии, путях передачи, профилактике. Работа ведется с работодателями и трудовыми коллективами, общественными организациями и, конечно, с медицинским сообществом.
- Юрий Александрович, но, какими бы ни были достижения медицины, жить с этим диагнозом непросто…
- Конечно. Иногда это разрушение социальных связей, часто – нарушение в адаптации в коллективах. Каждый пациент - это очень непростая жизненная ситуация, к каждой из которых надо подходить очень осторожно и индивидуально. Каждый наш пациент нуждается в помощи и психологической поддержке. Но, поверьте, жить с этим диагнозом можно, можно создавать семьи, рожать и растить детей, можно быть полноценным членом общества.
Вы знаете, я неоднократно видел слезы людей, которые не верили, что когда-то смогут стать родителями. Они приходили, благодарили. В такие моменты понимаешь, зачем ты нужен, в чем главный смысл жизни. Это счастье – просто жить.