Состоялось заседание городской антитеррористической комиссии
Новогодняя программа стартует в пятницу 27 декабря
Проезд в троллейбусах города Иванова будет стоить 30 рублей
Около сотни увлекательных мероприятий ждут школьников в новогодние праздники
В ночь с 23 на 24 декабря работали 38 единиц спецтехники
В связи с праздничными днями пенсии и пособия за январь Отделение СФР по Ивановской области будет выплачивать по следующему графику.
Коллекция Ивановского художественного музея пополнилась шестью картинами XIX века

 Это две работы российских мастеров первой величины – Константина Коровина и Исаака Левитана, а также четыре картины западноевропейских художников середины XIX века. Таких весомых дарений в истории музея не было довольно давно. 

Согласитесь: бриллианту нужна соответствующая оправа. Поэтому встал вопрос, как представить публике бесценный подарок. Один из самых красивых и просторных залов музея был полностью отдан под экспозиционный проект, представляющий новые поступления в музейное собрание. 

Как на сцене

Сценография и экспозиционный дизайн разработал и осуществил Фонд межрегиональных проектов – давний партнер Ивановского областного художественного музея. Картины предстают в окружении предметов искусства, которые погружают зрителя в контекст эпохи. Сотрудники музея подготовили подробные комментарии и аннотации, которые разъясняют историю создания полотен, художественный стиль авторов.

Подробнее об экспозиции я попросил рассказать куратора проекта Светлану Воловенскую.

– Позапрошлый век в Европе (и России в том числе) отмечен расцветом усадебной культуры. Архитектурно-усадебные комплексы создавались по эталонному шаблону – дом-дворец, парадный двор, парк. Тогда получил распространение термин «бельвю» – прекрасный вид, который приобрел особенное значение в усадебной культуре и образе жизни. 

Как известно, роскошные усадебные строения было принято располагать в живописной местности. В окрестностях создавались специальные площадки, откуда открывались особенно гармоничные виды. Обязательным атрибутом усадебных интерьеров были картины с романтическими видами. Потому темой экспозиции, представляющей дарения, стало любование пейзажем. Зрителям предлагают погрузиться в мир, созданный художниками. 

Экспозиция построена по канонам классического пейзажа с трехплановой композицией. В нем ближний план, откуда развивается пространство, отмечен теплыми красками и крупными деталями, которые можно рассмотреть подробно, далее – главный план с реальной цветопередачей и главными героями и третий план, выполняющий роль театральной кулисы, выполненный, как правило, в холодной гамме. Автор экспозиционного решения, Михаил Дмитриев, руководитель Фонда межрегиональных проектов, организовал пространство, используя прием погружения зрителя в атмосферу усадебного мира, выставив в качестве антуража классическую итальянскую и французскую скульптуру, образцы мебели и декоративно-прикладного искусства из фондов художественного музея, попавших туда из коллекции Д. Г. Бурылина.

Центральная часть экспозиции – главная «сцена», героями которой стали подаренные картины. Видеопейзаж, целиком заполняющий торцевую стену, играет роль третьего плана, задает общую атмосферу летнего вечера на берегу большой реки.

Почти во всех переданных музею картинах присутствует тема воды: у Коровина – река Хопёр, у Левитана – лесное озеро, в европейских пейзажах – излучина горной реки и тихая заводь в окружении идиллической природы. 

Эти приемы создают ощущение цельного художественного образа, каждый элемент которого работает на подачу главного в экспозиции – подаренных картин.

Недостающий элемент

В фондах ИОХМ уже были три картины Константина Коровина. Поступившая работа, «На берегу Хопра», написана в 1880-м, в студенческие годы, когда автор осваивал технику и приемы пленэрной живописи. 

Тема пикника на природе – влияние европейских художников. Тогда из Франции вернулся Василий Поленов, где увлекся европейскими художниками и «заразил», привезя фотографии работ коллег, их творчеством. Отсюда у Коровина вкус к цвету, сюжеты на темы «общество на прогулке», «завтрак на траве». На картине – семья Орловых близ своей усадьбы в местечке Отрадино Саратовской губернии на фоне реки, леса. Люди на картине – в минуты отдыха, расслабленные. Мы как будто читаем их мысли, слышим разговоры… Полноватая девушка в розовом (считается, что это однокурсница автора, в семье которой он гостил) отделилась от компании и неспешно прогуливается вдоль реки, любуясь видами, погруженная в свои мысли... Колорит сдержанный, изысканный. Это предчувствие русского Серебряного века и импрессионизма: мазки легкие; там, где небо, сквозь них просвечивает холст. Произведение – связующее звено от начинающего художника до работ зрелого мастера, уже имеющихся в музее, которое, думаю, со временем обязательно займет достойное место в постоянной экспозиции Ивановского художественного музея.

Левитановских работ в музее шесть. Подаренное полотно «У озера» относится к позднему периоду творчества великого русского пейзажиста, может быть, самого тонкого мастера этого жанра. 

В последний период жизни, в 1890-е годы, он перешел от светотеневой системы к письму цветом. Своих учеников по Московской школе живописи, ваяния и зодчества учил не быть копиистами: «Дайте красоту, найдите Бога, передайте не документальную, но правду художественную. Долой документы, портреты природы не нужны!» Тема озера проходит через всё творчество мастера, включая и последнее десятилетие его недолгой жизни. Этюд «У озера» относится к сделанным на севере Тверской области (озеро Удомля). На картине – почти зеркальное отражение берега в воде. Мазки сильные, крупные. 

Кабинетная экзотика

– Значимость дарения, – комментирует Елена Белянина, научный консультант проекта, – не только в ценности работ Коровина и Левитана. Переданные музею четыре работы художников Западной Европы середины XIX века относятся к так называемому кабинетному стилю живописи. Это, как правило, картины небольшого формата, чтобы их можно было разместить на стене небольшого кабинета. Пейзаж должен быть привлекателен глазу, виды желательно экзотические или на них – нетронутые уголки природы. Покупателю в то время нравились картины, подробно и точно отображавшие конкретную местность. Могли быть даже своего рода сувениром – картиной на память о путешествии и посещении известной и популярной достопримечательности. Это шаг к реализму. Среди поступивших картин – две работы Теодора Мюллера и две – неизвестных художников, датировка – от 1859 до 1874 года. Выставленные рядом работы российских и западноевропейских живописцев выстраиваются в единую композиционную линию, позволяя зрителю лучше представить историю развития пейзажного жанра в искусстве второй половины XIX века.

Фото Андрея Сафонова

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

За поводок оштрафуют?

Как содержать собак по новым правилам

Освящение

С храма на Вокзальной площади сняли леса

«Вдыхая жизнь»

Так называется выставка скульптора по металлу Владимира Волкова, известного не только в нашем городе, но и за его пределами.

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам