Отзвуки цирка

Что такое цирковое представление? Праздник, волшебство, опасные трюки, от которых захватывает дух. А еще у многих цирк ассоциируется с настоящим оркестром.
К сожалению, сейчас живая музыка сохранилась только в крупных городах. В Ивановском цирке оркестр продержался дольше остальных, но уже несколько лет как стал историей. Теперь представления проходят под фонограмму.
Об ушедшей эпохе – цирковом оркестре – мы поговорили с Валерием Пресняковым. Именно он руководил оркестром на протяжении тридцати лет. Его знали и любили как «танцующего» дирижера. Из своей работы он делал настоящее шоу.
Домино под саксофон
Сейчас Валерий Пресняков работает в Ивановском музыкальном училище, наше интервью проходит под инструментальное сопровождение – духовые партии его учеников. Валерий Юрьевич признается: как часто случается в жизни, в цирк он пришел случайно. Непреднамеренный поворот судьбы стал определяющим на долгие годы.
«Я окончил Ивановское музыкальное училище в 1978 году, хотел поступить в Московскую консерваторию. Но не получилось, ушел в армию. Через два года поступил в Нижегородскую консерваторию, женился. В 1982 году, накануне открытия, меня пригласили в Ивановский цирк – играть в оркестре на саксофоне. Мне это предложение понравилось, поскольку жил я здесь, а учился за 300 километров. Постоянно ездить было тяжело, к тому же родилась дочка – жене нужна была помощь. Конечно, я согласился. Перевелся на заочное отделение и стал осваивать саксофон – раньше я играл только на кларнете. Занимался исключительно самостоятельно. Мы тогда жили в районе меланжевого комбината и все лето с утра до вечера я музицировал на балконе, а когда на домино собирались мужики, устраивал репетиции во дворе. И они были моими первыми зрителями. Так постепенно и освоил новый музыкальный инструмент», – рассказал Владимир Пресняков. Уже в начале 1983 года, с момента открытия нового здания цирка, он стал играть в составе оркестра.
Как играть, когда на арене ЧП
Цирковой оркестр отличается от любого другого. Во-первых, необходимо учитывать акустические условия в куполе арены. Во-вторых, музыканты должны ориентироваться на то, что происходит на манеже.
«Особенно много неожиданных моментов возникает во время номеров с животными», – рассказывает Валерий Пресняков. Он вспоминает случай, когда один из сотрудников, уводя медведя с арены, споткнулся о ковер и животное на него напало. В тот момент оркестру нужно было мгновенно отреагировать – убавить звук, постепенно сведя музыку на нет, чтобы не провоцировать животное. Или взять, к примеру, воздушные полеты. Для зрителя – шоу. Но бывает всякое. «Акробаты ломали позвоночники, шейные травмы были. И в каждой ситуации оркестр должен сориентироваться, как себя вести», – говорит музыкант.
И никакой фонограммы
«Нагрузка в то время была колоссальной. В субботу и воскресенье – по три представления! Оркестр – огромный. Четыре трубы, три тромбона, пять саксофонов, полная ритм-группа, две гитары, клавишник, барабанщик, второй барабанщик...» – вспоминает Валерий Пресняков.
В то время в цирке фонограмма не использовалась. С этим было строго. «Помню, к нам приезжал Мстислав Мстиславович Запашный, в то время генеральный директор Росгосцирка. Он заметил фонограмму во время выступления. После представления собрал всех – артистов, дирижеров, отругал. Сказал: «Приеду через неделю – чтобы ни одной фонограммы». Пришлось исправлять».
Хлеба и зрелищ. Играли в цирке и у «Главхлеба»
В 1990-м Валерий Пресняков стал дирижером оркестра. «До этого у нас был дирижер Лев Семенович Василевский, он периодически ставил меня на замену. Так я получил первый опыт. А в 1990-м большая программа собиралась на заработки в Америку, и он уехал туда. И, как только он сел в поезд Иваново – Москва, мне позвонили и предложили стать дирижером вместо него», – рассказывает собеседник.
Время было непростое. «Иногда зарплату не платили по полгода. Мы были первыми, кто вышел на улицу. Играли у Центрального рынка, у «Главхлеба». Не только играли, но и пели, танцевали. За выходные зарабатывали месячную зарплату цирка. Делали аранжировки попсовых песен. Пользовались популярностью «Сиреневый туман», «На теплоходе музыка играет», – рассказывает музыкант. – Но не все так просто было в 90-е. Помню, первый раз только вышли – на нас сразу наехали бандиты».
Многие ивановцы и по сей день вспоминают эти выступления. Говорят, было весело.
Где сейчас оркестр?
Валерий Пресняков ушел из цирка в 2019 году, на тот момент, по его словам, в оркестре оставалось пять или шесть человек. Сейчас нет никого.
«Кто-то работает в музыкальных школах, кто-то в театре, я вот здесь, в музыкальном училище», – говорит он. Участники оркестра продолжают общаться, но собрать вместе оркестр уже вряд ли получится. Да и цели такой нет. Цирковые оркестры ликвидированы по всей стране. Их заменили современные технологии.
Но многие ивановцы по-прежнему с теплотой вспоминают оркестр под куполом и его «танцующего» дирижера.
мнения
Владислав Игнатьев, 40 лет:
– Вспоминаю, как в детстве с замиранием сердца ждал начала представления. Звуки живой музыки наполняли зал, создавая неповторимую атмосферу волшебства.
Помню, как с друзьями сидели на трибунах, и когда начинался номер с акробатами или животными, оркестр поднимал напряжение до предела. Музыка подчеркивала каждый трюк, каждое движение, и казалось, что без нее все было бы не так ярко и захватывающе.
Сейчас, когда слышу фонограмму, становится грустно. Где та живая энергия? Где те эмоции, которые дарили нам музыканты? Цирк без оркестра стал другим – менее живым и волшебным. Жаль, что наши дети не смогут испытать того нашего восторга. Надеюсь, однажды цирк снова порадует нас живой музыкой!
Елизавета Петровна, 65 лет:
– Как же быстро летит время! Вспоминаю первые посещения Ивановского цирка в 1984 году, когда я пришла туда со своей дочкой. Мы с замиранием сердца ждали начала представления, и когда зазвучал оркестр, я ощутила, как волнение наполнило зал. Музыка была живой, насыщенной, каждый аккорд заставлял сердце биться быстрее.
Анастасия, 34 года:
– Я с 3-летним сыном недавно была в цирке. Честно говоря, даже не заметила отсутствия оркестра. Современные технологии сделали свое дело. Они создали такую же атмосферу волшебства и захватили, как когда-то живая музыка.
Ребенок был в восторге. Визуальные эффекты и качественный звук прекрасно дополняли выступления акробатов и животных. Я думаю, что главное – это эмоции и впечатления, которые мы получаем от шоу, а не формат музыки. Цирк по-прежнему остается местом, где сбываются мечты, и современные технологии только усиливают этот эффект!»
Самые читаемые статьи

Модельер, создавший театр
Что шили в ивановском доме моделей

«Мы показали Поднебесной ивановский фольклор»
Русская песня и китайцу по душе

Произведено в зоне: для маркетплейсов и даже для театров
Какую профессию можно получить в исправительных колониях

Звездный путь ювелира
Украшения, которые рождают самые теплые воспоминания из детства и дарят ощущение уюта