Отзвуки цирка

Что такое цирковое представление? Праздник, волшебство, опасные трюки, от которых захватывает дух. А еще у многих цирк ассоциируется с настоящим оркестром.
К сожалению, сейчас живая музыка сохранилась только в крупных городах. В Ивановском цирке оркестр продержался дольше остальных, но уже несколько лет как стал историей. Теперь представления проходят под фонограмму.
Об ушедшей эпохе – цирковом оркестре – мы поговорили с Валерием Пресняковым. Именно он руководил оркестром на протяжении тридцати лет. Его знали и любили как «танцующего» дирижера. Из своей работы он делал настоящее шоу.
Домино под саксофон
Сейчас Валерий Пресняков работает в Ивановском музыкальном училище, наше интервью проходит под инструментальное сопровождение – духовые партии его учеников. Валерий Юрьевич признается: как часто случается в жизни, в цирк он пришел случайно. Непреднамеренный поворот судьбы стал определяющим на долгие годы.
«Я окончил Ивановское музыкальное училище в 1978 году, хотел поступить в Московскую консерваторию. Но не получилось, ушел в армию. Через два года поступил в Нижегородскую консерваторию, женился. В 1982 году, накануне открытия, меня пригласили в Ивановский цирк – играть в оркестре на саксофоне. Мне это предложение понравилось, поскольку жил я здесь, а учился за 300 километров. Постоянно ездить было тяжело, к тому же родилась дочка – жене нужна была помощь. Конечно, я согласился. Перевелся на заочное отделение и стал осваивать саксофон – раньше я играл только на кларнете. Занимался исключительно самостоятельно. Мы тогда жили в районе меланжевого комбината и все лето с утра до вечера я музицировал на балконе, а когда на домино собирались мужики, устраивал репетиции во дворе. И они были моими первыми зрителями. Так постепенно и освоил новый музыкальный инструмент», – рассказал Владимир Пресняков. Уже в начале 1983 года, с момента открытия нового здания цирка, он стал играть в составе оркестра.
Как играть, когда на арене ЧП
Цирковой оркестр отличается от любого другого. Во-первых, необходимо учитывать акустические условия в куполе арены. Во-вторых, музыканты должны ориентироваться на то, что происходит на манеже.
«Особенно много неожиданных моментов возникает во время номеров с животными», – рассказывает Валерий Пресняков. Он вспоминает случай, когда один из сотрудников, уводя медведя с арены, споткнулся о ковер и животное на него напало. В тот момент оркестру нужно было мгновенно отреагировать – убавить звук, постепенно сведя музыку на нет, чтобы не провоцировать животное. Или взять, к примеру, воздушные полеты. Для зрителя – шоу. Но бывает всякое. «Акробаты ломали позвоночники, шейные травмы были. И в каждой ситуации оркестр должен сориентироваться, как себя вести», – говорит музыкант.
И никакой фонограммы
«Нагрузка в то время была колоссальной. В субботу и воскресенье – по три представления! Оркестр – огромный. Четыре трубы, три тромбона, пять саксофонов, полная ритм-группа, две гитары, клавишник, барабанщик, второй барабанщик...» – вспоминает Валерий Пресняков.
В то время в цирке фонограмма не использовалась. С этим было строго. «Помню, к нам приезжал Мстислав Мстиславович Запашный, в то время генеральный директор Росгосцирка. Он заметил фонограмму во время выступления. После представления собрал всех – артистов, дирижеров, отругал. Сказал: «Приеду через неделю – чтобы ни одной фонограммы». Пришлось исправлять».
Хлеба и зрелищ. Играли в цирке и у «Главхлеба»
В 1990-м Валерий Пресняков стал дирижером оркестра. «До этого у нас был дирижер Лев Семенович Василевский, он периодически ставил меня на замену. Так я получил первый опыт. А в 1990-м большая программа собиралась на заработки в Америку, и он уехал туда. И, как только он сел в поезд Иваново – Москва, мне позвонили и предложили стать дирижером вместо него», – рассказывает собеседник.
Время было непростое. «Иногда зарплату не платили по полгода. Мы были первыми, кто вышел на улицу. Играли у Центрального рынка, у «Главхлеба». Не только играли, но и пели, танцевали. За выходные зарабатывали месячную зарплату цирка. Делали аранжировки попсовых песен. Пользовались популярностью «Сиреневый туман», «На теплоходе музыка играет», – рассказывает музыкант. – Но не все так просто было в 90-е. Помню, первый раз только вышли – на нас сразу наехали бандиты».
Многие ивановцы и по сей день вспоминают эти выступления. Говорят, было весело.
Где сейчас оркестр?
Валерий Пресняков ушел из цирка в 2019 году, на тот момент, по его словам, в оркестре оставалось пять или шесть человек. Сейчас нет никого.
«Кто-то работает в музыкальных школах, кто-то в театре, я вот здесь, в музыкальном училище», – говорит он. Участники оркестра продолжают общаться, но собрать вместе оркестр уже вряд ли получится. Да и цели такой нет. Цирковые оркестры ликвидированы по всей стране. Их заменили современные технологии.
Но многие ивановцы по-прежнему с теплотой вспоминают оркестр под куполом и его «танцующего» дирижера.
мнения
Владислав Игнатьев, 40 лет:
– Вспоминаю, как в детстве с замиранием сердца ждал начала представления. Звуки живой музыки наполняли зал, создавая неповторимую атмосферу волшебства.
Помню, как с друзьями сидели на трибунах, и когда начинался номер с акробатами или животными, оркестр поднимал напряжение до предела. Музыка подчеркивала каждый трюк, каждое движение, и казалось, что без нее все было бы не так ярко и захватывающе.
Сейчас, когда слышу фонограмму, становится грустно. Где та живая энергия? Где те эмоции, которые дарили нам музыканты? Цирк без оркестра стал другим – менее живым и волшебным. Жаль, что наши дети не смогут испытать того нашего восторга. Надеюсь, однажды цирк снова порадует нас живой музыкой!
Елизавета Петровна, 65 лет:
– Как же быстро летит время! Вспоминаю первые посещения Ивановского цирка в 1984 году, когда я пришла туда со своей дочкой. Мы с замиранием сердца ждали начала представления, и когда зазвучал оркестр, я ощутила, как волнение наполнило зал. Музыка была живой, насыщенной, каждый аккорд заставлял сердце биться быстрее.
Анастасия, 34 года:
– Я с 3-летним сыном недавно была в цирке. Честно говоря, даже не заметила отсутствия оркестра. Современные технологии сделали свое дело. Они создали такую же атмосферу волшебства и захватили, как когда-то живая музыка.
Ребенок был в восторге. Визуальные эффекты и качественный звук прекрасно дополняли выступления акробатов и животных. Я думаю, что главное – это эмоции и впечатления, которые мы получаем от шоу, а не формат музыки. Цирк по-прежнему остается местом, где сбываются мечты, и современные технологии только усиливают этот эффект!»
Самые читаемые статьи

Как «бьют» в Иванове
Чтобы развить музыкальный слух и получить удовольствие

Создан медицинский образовательный кластер
Вузы, колледжи и органы управления здравоохранением объединяются для подготовки специалистов для медицинской отрасли по принципу образовательного кластера

Новый госпиталь на Смольной
Для военнослужащих ивановского гарнизона

Увлечение для волевых
Как создать мозаику из смальты, покажут на мастер-классе