Это официальные данные МВД
Весенняя призывная кампания продолжится до 15 июля
Cтало известно еще о трёх дворовых территориях, которые могут войти в программу «Светлый двор» в рамках поддержки местных инициатив.
Ивановцы - победители и призёры Всероссийских соревнований по киокусинкай
В Ивановском областном художественном музее открылась выставка, приуроченная к 80-летию Победы
Жители дома №18 на ул. Маршала Василевского хотят принять участие в новой программе «Светлый двор»
Чтобы развить музыкальный слух и получить удовольствие

В России этот танец называют чечеткой или степом, во Франции – клокет, в Ирландии – жига, а в Испании – сапатео. Последние годы интерес к этому искусству возрос. Однако в Иванове, несмотря на богатую историю и талантливых исполнителей, найти школу, где учат бить чечетку, оказалось непросто. Но нам это удалось.

Полина Сидорова (мастерская артистического развития «Polin») – танцевальный тренер, выпускница «Улыбки», работает в самых разных стилях и направлениях, одним из которых является чечетка. «Это направление сейчас очень востребовано, но, к сожалению, не в Иванове. Много школ открыто в Москве, Питере и Ярославле», – говорит педагог. 

Полина демонстрирует новые туфли, которые на днях приобрела, – серебристые, изящные, с массивными металлическими набойками. Именно они играют решающую роль в танце.

Изначально мастера использовали деревянные подошвы. Конкурсы проводились на сцене, а жюри сидело под ней. Позже у моряков в портах появились набойки из пробок. Металлические элементы стали прибивать значительно позже.

Полина говорит о танце увлеченно. Степ зародился в 1840-е в США на основе танцевальных традиций различных народов, оказавшихся на американском континенте. Сыграли роль и ирландская джига, и танцы западноафриканских рабов, и английская чечетка. Так что этот танец охватывает множество стилей и направлений. 

Степ в русском варианте – это чечетка

 «Есть разные направления, смешанные с классическим и народным танцем. Вспомните «Яблочко» – там тоже фрагментарно используется чечетка», – говорит Полина.

Яркое развитие степа происходило в первой половине прошлого века. Танец стал невероятно популярным благодаря голливудским музыкальным фильмам. Мода на джаз способствовала новому восприятию чечетки, придавая ей более сложную ритмическую и мелодическую структуру.

Звезды – из Иванова 

Оказывается, наряду со звездами Бродвея гремели и ивановские чечеточники – братья Гусаковы. 

Они появились на свет в Иванове: Борис – 20 июля 1920 года, Юрий – 25 октября 1922 года. Занимались в студии при Ивановском театре оперетты. Их педагогом по степу был польский эмигрант, который ранее работал в Голливуде. Вдохновленные его историями о танцорах-братьях Николас, Гусаковы создали свой номер, в котором сочетали степ с акробатическими элементами. 

Во время войны ивановские братья выступали во фронтовом ансамбле, где среди других номеров исполняли «Танец фрицев» под музыку из Седьмой симфонии Шостаковича. Они били чечетку, изображая промерзших солдат. 

С 1949 года ивановцы выступали с Леонидом Утесовым и активно гастролировали по стране. Огромную популярность братьям принесли съемки в фильме «Карнавальная ночь». 

Интенсивные гастроли обострили сердечное заболевание Бориса Гусакова – он скончался на сцене в 1966 году. Юрий начал работать с новым партнером – М.Ю. Кушнером, но он вскоре эмигрировал в США. После этого Гусаков сосредоточился на педагогической деятельности и воспитал множество учеников. 

От мастера к мастеру 

Полина рассказывает, что обучалась степу у Бориса Петровича Лебедева – единственного человека в Иванове, который преподавал этот танец. «На момент наших занятий он был уже в возрасте, но все равно передал свои знания». Борис Лебедев работал в танцевальном ансамбле «Улыбка», степ показывал скорее факультативно – для души и для тех, кому нравился этот вид танца. Для Полины это была находка – понять, прочувствовать и узнать новое направление. 

Еще один педагог, сыгравший в ее судьбе важную роль, – Владимир Иванович Кирсанов, эстрадный степист, хореограф и педагог. В 1985 году он создал танцевальный ансамбль «Степ-компания Владимира Кирсанова». 

«Я имела счастье познакомиться с ним в шестилетнем возрасте, когда мы поехали на чемпионат России по степу. Я там заняла первое место в своей возрастной категории. Потом я общалась с ним по дипломной работе, которая тоже была по степу», – рассказывает Полина Сидорова.

Сейчас она преподает степ у себя в студии. Сначала была только детская группа, а сейчас есть еще и взрослая, состоящая из родителей, желающих освоить элементы чечетки. Занимаются для себя, но и в конкурсах тоже участвуют. 

В России не так много масштабных мероприятий, связанных со степом. Если по другим направлениям конкурсы проходят хоть каждый месяц, то здесь значительно реже. Осенью ивановские степисты были на конкурсе в Ярославле и показали неплохие результаты. А 8–9 марта этого года ребята посетили Tap-марафон в Москве. 

«Мы взяли лауреатство первой, второй и третьей степени и специальный диплом кубка Гран-при, что очень ценно для нас. Это как Гран-при от «спонсора» фестиваля, или как приз зрительских симпатий. То есть это не высшая оценка, но значимая, статусная», – поделилась достижениями Полина.

Чечетка под «Полет шмеля» 

Несколько простых шагов попробовала освоить и я. В самих движениях нет ничего сложного, но собрать из них танцевальную связку оказалось невероятно сложно. Ноги готовы шагать куда угодно, только не так, как было запланировано, и, разумеется, не в том ритме. То, что кажется простым из зрительного зала, на самом деле является результатом долгих и упорных тренировок.

«Очень многое построено на ритме. Необходимо иметь музыкальный слух и развивать его. Ребятам, у которых нет музыкального слуха, сложновато. С другой стороны, я, наоборот, советую заниматься степом тем, у кого есть проблемы с восприятием», – добавляет Полина.

Музыка – самая разная. Классическая, джаз, народная, современная. Важна ритмичность. «Можно танцевать под классическую музыку в современной обработке. Мы танцуем под «Полет шмеля» Римского-Корсакова, «Шутку» Баха часто используем», – говорит хореограф. – Самый оптимальный вариант начинать в 6–7 лет. Ну а верхней границы нет. Если нет противопоказаний, танцевать можно в любом возрасте».

Полина уверена: в степе важно искусство импровизации, а умение ориентироваться в ситуации – вершина мастерства. И начав однажды, мастерство можно оттачивать бесконечно.

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Модельер, создавший театр

Что шили в ивановском доме моделей 

Произведено в зоне: для маркетплейсов и даже для театров

Какую профессию можно получить в исправительных колониях 

Звездный путь ювелира

Украшения, которые рождают самые теплые воспоминания из детства и дарят ощущение уюта

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам