Как «бьют» в Иванове

В России этот танец называют чечеткой или степом, во Франции – клокет, в Ирландии – жига, а в Испании – сапатео. Последние годы интерес к этому искусству возрос. Однако в Иванове, несмотря на богатую историю и талантливых исполнителей, найти школу, где учат бить чечетку, оказалось непросто. Но нам это удалось.
Полина Сидорова (мастерская артистического развития «Polin») – танцевальный тренер, выпускница «Улыбки», работает в самых разных стилях и направлениях, одним из которых является чечетка. «Это направление сейчас очень востребовано, но, к сожалению, не в Иванове. Много школ открыто в Москве, Питере и Ярославле», – говорит педагог.
Полина демонстрирует новые туфли, которые на днях приобрела, – серебристые, изящные, с массивными металлическими набойками. Именно они играют решающую роль в танце.
Изначально мастера использовали деревянные подошвы. Конкурсы проводились на сцене, а жюри сидело под ней. Позже у моряков в портах появились набойки из пробок. Металлические элементы стали прибивать значительно позже.
Полина говорит о танце увлеченно. Степ зародился в 1840-е в США на основе танцевальных традиций различных народов, оказавшихся на американском континенте. Сыграли роль и ирландская джига, и танцы западноафриканских рабов, и английская чечетка. Так что этот танец охватывает множество стилей и направлений.
Степ в русском варианте – это чечетка
«Есть разные направления, смешанные с классическим и народным танцем. Вспомните «Яблочко» – там тоже фрагментарно используется чечетка», – говорит Полина.
Яркое развитие степа происходило в первой половине прошлого века. Танец стал невероятно популярным благодаря голливудским музыкальным фильмам. Мода на джаз способствовала новому восприятию чечетки, придавая ей более сложную ритмическую и мелодическую структуру.
Звезды – из Иванова
Оказывается, наряду со звездами Бродвея гремели и ивановские чечеточники – братья Гусаковы.
Они появились на свет в Иванове: Борис – 20 июля 1920 года, Юрий – 25 октября 1922 года. Занимались в студии при Ивановском театре оперетты. Их педагогом по степу был польский эмигрант, который ранее работал в Голливуде. Вдохновленные его историями о танцорах-братьях Николас, Гусаковы создали свой номер, в котором сочетали степ с акробатическими элементами.
Во время войны ивановские братья выступали во фронтовом ансамбле, где среди других номеров исполняли «Танец фрицев» под музыку из Седьмой симфонии Шостаковича. Они били чечетку, изображая промерзших солдат.
С 1949 года ивановцы выступали с Леонидом Утесовым и активно гастролировали по стране. Огромную популярность братьям принесли съемки в фильме «Карнавальная ночь».
Интенсивные гастроли обострили сердечное заболевание Бориса Гусакова – он скончался на сцене в 1966 году. Юрий начал работать с новым партнером – М.Ю. Кушнером, но он вскоре эмигрировал в США. После этого Гусаков сосредоточился на педагогической деятельности и воспитал множество учеников.
От мастера к мастеру
Полина рассказывает, что обучалась степу у Бориса Петровича Лебедева – единственного человека в Иванове, который преподавал этот танец. «На момент наших занятий он был уже в возрасте, но все равно передал свои знания». Борис Лебедев работал в танцевальном ансамбле «Улыбка», степ показывал скорее факультативно – для души и для тех, кому нравился этот вид танца. Для Полины это была находка – понять, прочувствовать и узнать новое направление.
Еще один педагог, сыгравший в ее судьбе важную роль, – Владимир Иванович Кирсанов, эстрадный степист, хореограф и педагог. В 1985 году он создал танцевальный ансамбль «Степ-компания Владимира Кирсанова».
«Я имела счастье познакомиться с ним в шестилетнем возрасте, когда мы поехали на чемпионат России по степу. Я там заняла первое место в своей возрастной категории. Потом я общалась с ним по дипломной работе, которая тоже была по степу», – рассказывает Полина Сидорова.
Сейчас она преподает степ у себя в студии. Сначала была только детская группа, а сейчас есть еще и взрослая, состоящая из родителей, желающих освоить элементы чечетки. Занимаются для себя, но и в конкурсах тоже участвуют.
В России не так много масштабных мероприятий, связанных со степом. Если по другим направлениям конкурсы проходят хоть каждый месяц, то здесь значительно реже. Осенью ивановские степисты были на конкурсе в Ярославле и показали неплохие результаты. А 8–9 марта этого года ребята посетили Tap-марафон в Москве.
«Мы взяли лауреатство первой, второй и третьей степени и специальный диплом кубка Гран-при, что очень ценно для нас. Это как Гран-при от «спонсора» фестиваля, или как приз зрительских симпатий. То есть это не высшая оценка, но значимая, статусная», – поделилась достижениями Полина.
Чечетка под «Полет шмеля»
Несколько простых шагов попробовала освоить и я. В самих движениях нет ничего сложного, но собрать из них танцевальную связку оказалось невероятно сложно. Ноги готовы шагать куда угодно, только не так, как было запланировано, и, разумеется, не в том ритме. То, что кажется простым из зрительного зала, на самом деле является результатом долгих и упорных тренировок.
«Очень многое построено на ритме. Необходимо иметь музыкальный слух и развивать его. Ребятам, у которых нет музыкального слуха, сложновато. С другой стороны, я, наоборот, советую заниматься степом тем, у кого есть проблемы с восприятием», – добавляет Полина.
Музыка – самая разная. Классическая, джаз, народная, современная. Важна ритмичность. «Можно танцевать под классическую музыку в современной обработке. Мы танцуем под «Полет шмеля» Римского-Корсакова, «Шутку» Баха часто используем», – говорит хореограф. – Самый оптимальный вариант начинать в 6–7 лет. Ну а верхней границы нет. Если нет противопоказаний, танцевать можно в любом возрасте».
Полина уверена: в степе важно искусство импровизации, а умение ориентироваться в ситуации – вершина мастерства. И начав однажды, мастерство можно оттачивать бесконечно.
Самые читаемые статьи

Создан медицинский образовательный кластер
Вузы, колледжи и органы управления здравоохранением объединяются для подготовки специалистов для медицинской отрасли по принципу образовательного кластера

Новый госпиталь на Смольной
Для военнослужащих ивановского гарнизона

Отзвуки цирка
Почему под куполом больше не играет оркестр и где теперь танцующий дирижер

Увлечение для волевых
Как создать мозаику из смальты, покажут на мастер-классе