90 лет самому детскому факультету

Педиатрическому факультету Ивановского государственного медицинского университета исполнилось 90. Он – один из старейших в России, за прошедшие годы подготовил более 12 тысяч педиатров. Мы спросили некоторых из них, чем им запомнились студенческие годы на педфаке. И вот что они рассказали…
Зарисовки преподавателя в моей тетради храню до сих пор
Владимир Баликин (выпускник 1979 года), профессор, заведующий кафедрой детских инфекционных болезней и эпидемиологии Ивановского ГМУ:
– Первый курс запомнился знакомством с кафедрой анатомии под руководством профессора К.В. Мельниковой и доцента Г.А. Самойлова. Их строгий подход и принципиальность помогли понять, что анатомия – основа всей медицины. Мы проводили много времени в анатомичке, расположенной в районе Станционной, и это было захватывающее время.
Мне повезло – я сидел на первой парте, и профессор А.А. Тюрина делала зарисовки именно в моей тетради – изучение анатомии требует наглядного представления. Эти записи остались со мной до сих пор.
Не могу не отметить важность гистологии, которую вел профессор С.М. Тюрин. Его художественное воображение и страсть к предмету вдохновляли на изучение тканей человеческого организма. С теплотой вспоминаю и других преподавателей: В.А. Усольцеву, В.С. Кротова, который учил нас тонкостям аналитической химии, Е.А. Костерина, который делал занятия по физике интересными и доступными.
На втором курсе в учебный план вошла патофизиология. С большим уважением мы относились к Ю.В. Николаенкову, который начал читать нам биофизику, открывая новые горизонты в понимании медицины.
Мои преподаватели – О.В. Лаго, Н.И. Пузырева, В.М. Сухарев. Особенно хочу отметить профессора Виктора Михайловича Сухарева, который стал моим учителем и наставником. Я также имел честь пересекаться с С.Д. Носовым, в честь которого названа наша кафедра. Это человек-легенда, и его вклад в медицину невозможно переоценить. Лекции профессора Е.П. Ужиновой до сих пор помню с теплотой – они были настоящим источником знаний и вдохновения.
«На картошке мне выпало почетное право доить коров»
Марина Лебедева – врач, педагог и руководительница центра красоты «BeautyPro» (выпускница 1992 года).
Я родилась и жила в Волгореченске, небольшом поселке энергетиков, куда мои родители приехали строить Костромскую ГРЭС. И хотя я училась на отлично, для поступления в ИГМИ (так тогда назывался наш университет) в первый год мне не хватило баллов.
Чтобы осуществить свою мечту, я осталась в Иванове и устроилась работать санитаркой, а параллельно училась на рабфаке (в 80-х годах был такой факультет для работающей молодежи, который на базе института готовил к поступлению). Это был один из лучших моментов в еще пока абитуриентской жизни: походы, стенгазеты, концерты, конкурсы, дух института). Время пролетело быстро, и в новом наборе я все сдала на пятерки и поступила! Меня сразу назначили старостой курса, дали место в общежитии и наши две группы в сентябре отправили в колхоз в Лухский район собирать картошку. Правда, мне и еще четверым выпало почетное право работать на ферме, доить коров. Тогда все казалось легким и веселым. Мы несколько раз в неделю делали постановки в местном клубе и имели большой успех у деревенских жителей. Так все еще больше сдружились и вернулись на учебу сплоченной командой.
Конечно, в медицинском вузе учиться сложно, особенно в 80– 90-е годы. Интернета еще не было, и информацию часто приходилось добывать в фундаментальной библиотеке, просиживая там часами строча конспекты. Спать ложились в общежитии все вместе около 4 утра, а в 7 уже вставали и шли на занятия. Особенно сложно было на первых курсах. Но это я сейчас осознаю, а тогда мы не думали о трудностях, просто учили, интересовались, узнавали все новое и даже успевали гулять, влюбляться и радоваться жизни.
Каждый преподаватель внес свой вклад становления меня как врача, привил врачебную мораль и этику. Например, на хирургию Н.В. Булыгина допускала всех только с коротко остриженными ногтями, без лака и в идеально выглаженных халатах. Было строго и иногда даже приходилось стричь ногти прямо на занятии. Сейчас я понимаю, как это было важно.
Л.С. Горожанин научил докапываться до причины, четко зная процессы физиологии. В.В. Чемоданов и А.И. Рывкин – наши педиатрические отцы, им сердечное спасибо за привитую любовь к маленькому пациенту и умение глубоко и индивидуально рассматривать каждого больного.
Конечно, у студентов-медиков есть свои традиции. Это день первокурсника, студенческая весна, физиологический КВН, день педиатра. Кстати, я участвовала в дне педиатра на 6-м курсе и заняла первое место. И приз тогда был – освобождение от госэкзаменов!
Студенчество – незабываемый и счастливый период. Запомнился стройотряд в Ставрополье, куда студенты лечебного и педиатрического факультетов ездили два года подряд на сбор фруктов. Мы там так все сдружились, что до сих пор все встречи выпускников (а встречаемся мы каждые пять лет) лечебники и педиатры нашего выпуска проводят вместе.
Взять четырехглавую мышцу бедра без перчаток
Марина Курпатова, заместитель главного врача по медицинской части детской городской клинической больницы № 5 (выпускница 2001 года):
– Каждый раз, когда в детстве приезжала летом к бабушке в Иваново, глядя на медакадемию, думала: «Вот здесь я когда-нибудь буду учиться». Так и случилось. Нисколько не жалею, что выбрала сложный путь детского врача.
Конечно, учеба непростая: огромный объем информации, бессонные ночи перед экзаменами, практика, полная ответственности. Но когда занимаешься тем, что действительно любишь, когда горят глаза и душа откликается на каждую новую страницу учебника, трудности воспринимаются иначе – не как преграды, а как ступени к мечте.
Сложнее для меня был момент адаптации. Я приехала из другого города, была фактически одна, и первые месяцы дались непросто. Но постепенно все встало на свои места: появились друзья, любимые дисциплины, первая уверенность в том, что я на правильном пути.
На моем профессиональном пути было много замечательных наставников, но особое место в моем сердце занимают три учителя, которым я безмерно благодарна, – А.И. Рывкин, Р.М. Ларюшкина и Т.Г. Решетова.
На втором курсе я участвовала в физиологическом КВН. Отбор прошла благодаря тому, что хорошо танцевала. Репетиции были бесконечными, ночи – бессонными, мы вкладывали в это все сердце. Но в тот год мы проиграли – победил лечебный факультет. Как же мы тогда переживали! Плакали так, что остались фото с нашими красными, заплаканными лицами – маленькие, несчастные, но такие искренние. А теперь, спустя почти 30 лет, думаю: ну и смешные же мы были! Это ведь самое безобидное «несчастье», которое могло случиться в жизни.
Анатомия на первом курсе – это отдельная история. Особенно зачет по мышцам: нужно было знать все точки прикрепления, да еще и на латыни! Атмосфера напряженная, препараты – настоящие, ошибаться нельзя. Выходит наша Надежда, но забыла перчатки. Преподаватель говорит: «Покажите четырехглавую мышцу бедра». Она понимает, что придется трогать препарат голыми руками, медлит. Преподаватель смотрит на нее и говорит: «Возьмешь без перчаток – поставлю три». Но она не решилась, получила двойку. А наш одногруппник выдал ей: «Ну ты, Надюха, и дура! Я бы за три даже откусил!»
Когда принцесса – врач
Римма Халимулина, врач-педиатр (выпускница 2021 года):
– Когда все хотели быть принцессами, я хотела быть врачом. Лечила игрушки, делала им уколы, ставила горчичники. К тому же у меня был пример моей мамы – она тоже врач.
Учиться в медицинском действительно сложно. Но наши преподаватели всегда подзаряжали нас. Они приводили интересные примеры, делились практическими знаниями.
Традиции? Особенных, наверное, нет. Все как у других – важно было положить пятирублевую монету в туфлю перед экзаменом, не мыть голову накануне. Больше всего запомнились сборы в анатомичке. Мы там сидели до семи вечера, изучали кости, мышцы. А потом покупали что-нибудь вкусное – для восстановления. Иногда просто собирались группой.
Я ни разу не пожалела о выбранном пути. Думаю, это было предопределено свыше.
Самые читаемые статьи

Почему старая вещь подчас лучше новой
Мини-ателье без клиентов не останутся

Как «бьют» в Иванове
Чтобы развить музыкальный слух и получить удовольствие

Создан медицинский образовательный кластер
Вузы, колледжи и органы управления здравоохранением объединяются для подготовки специалистов для медицинской отрасли по принципу образовательного кластера

Новый госпиталь на Смольной
Для военнослужащих ивановского гарнизона