С потерей конечности жизнь не заканчивается

В числе клиентов Ивановского филиала московского протезно-ортопедического предприятия более 12 тысяч человек. Увы, их число растет. Мы побывали на производстве (ул. Радищева, 6) и узнали, как современные технологии меняют судьбы инвалидов.
Моряк вновь сможет плавать
Вместе с заведующей медицинским отделом врачом-травматологом-ортопедом Натальей Кулыгиной мы заходим в стационар, где обычно находятся те, кто протезируется впервые. Специалистам важно не только подобрать протез, но и оказать психологическую поддержку.
Александр – бывший моряк. В сентябре потерял ногу из-за тромба. «Это был шок, конечно. Такая ситуация – шок для любого», – делится он. Но когда врачи сказали, что изготовят протез, Александр начал настраиваться на жизнь в новых обстоятельствах. «И все равно, пока я не приехал сюда и не увидел, как люди ходят с протезами и справляются с бытовыми задачами, было страшно. Здесь я понял: с протезом можно жить». Александру изготовят два протеза – один модульный для повседневного использования, другой для купания и водных процедур. Врачи уверены, что уже этим летом Александр сможет окунуться в водоем.
…да несчастье помогло
В 1943 году в Иванове образовалась артель инвалидов, которая занималась изготовлением протезов на основе деревянных заготовок. Работали здесь те, кто вернулся с фронта и сам прошел через трудности адаптации к новым условиям.
После окончания войны предприятие продолжило работу в интересах ветеранов и трудовых инвалидов. С 1963 года оно получило статус стационара сложного протезирования. «Это очень важно для наших пациентов, ведь мы можем обеспечить полную цепочку восстановительно-реабилитационных мероприятий. Люди становятся нашими постоянными клиентами, так как государство обновляет протезную составляющую каждые два года. Кроме того, мы проводим ремонты», – объясняет главный инженер Виктор Чугунов.
И сегодня ивановские протезы не уступают тем, которые производятся на частных предприятиях – а порой и превосходят их. «К сожалению, многие люди из-за незнания или стереотипов обращаются в частные мастерские для протезирования. Но, как показывает практика, в большинстве случаев им приходится обращаться к нам для исправления чужих ошибок. Поэтому мы призываем всех обращаться сразу в наше государственное предприятие. Важно понимать, что частные компании нацелены на получение прибыли, тогда как наша первоочередная задача – это социальное обеспечение инвалидов и предотвращение социальной напряженности», – говорит управляющий ивановским филиалом протезно-ортопедического предприятия Павел Егоров.
Проверяют на себе
По-прежнему работу здесь находят инвалиды. Например, начальник производства, несмотря на наличие только одной руки, прекрасно справляется с обязанностями. «Мы даже изготовили для него бионический протез, но он обходится без него. Привычка оказалась сильнее новых технологий», – рассказал руководитель предприятия. Есть на предприятии и другие ампутанты (в том числе участник специальной военной операции). Эти люди на личном опыте знают, с чем сталкиваются клиенты предприятия.
«Это раньше на инвалидов смотрели с жалостью. Сегодня многие из них – жизнерадостные, классные ребята, полные сил и стремлений (поверьте, мы знаем многих). Они участвуют в различных соревнованиях, выезжают на мероприятия. Кто-то становится частью нашей команды, нашими сотрудниками», – говорит Павел Егоров.
Показательная история: у техника предприятия, боевого ампутанта, сломалась несущая конструкция. Другой бы расстроился, а он обрадовался: «Ну, теперь я себе новый сделаю!» И действительно сделал. Это говорит о том, что здесь работают люди, которые знают, как преодолевать трудности и находить решения.
«Недавно к нам пришел пациент – мой бывший сослуживец, который получил боевую ампутацию. Его протезировали очень неудачно в другом месте, – рассказывает главный инженер Виктор Чугунов. – Мы переделали, и теперь он снова в строю – действующий военнослужащий, который прыгает по окопам и командует мотострелковым батальоном». Такие истории вдохновляют и показывают, что современное протезирование может вернуть человека к полноценной жизни.
Каждому – свое
Разумеется, каждый человек уникален, именно поэтому для каждого изготавливается абсолютно индивидуальное изделие. «Протез зависит от активности человека, его возраста и физических нагрузок. У нас есть различные типы: косметические, технологические и даже специальные для купания. Мы понимаем, что каждому пациенту нужен индивидуальный подход», – говорит врач Наталья Кулыгина. Она показывает самые разные протезы.
Кроме того, на предприятии изготавливают ортезы и туторы, специальные корсеты для людей, нуждающихся в реабилитации, и специальную ортопедическую обувь (каждая пара которой уникальна).
«Умные» протезы
Современные бионические протезы позволяют человеку выполнять множество действий благодаря тому, что специальные датчики взаимодействуют с нервными окончаниями культи. Это позволяет передавать нервные импульсы через электронные процессоры управления.
Специалисты могут изготовить бионическую кисть, локтевой или коленный сустав, который адаптируется под индивидуальные характеристики человека – его вес, физические особенности и манеру ходьбы. Такие протезы помогают людям вести активный образ жизни и чувствовать себя полноценными членами общества. Это уже не фантастика – это наша реальность.
«Мы уверены, что в ближайшие 20–30 лет прогресс будет ошеломляющим. Появятся экзоскелеты и другие устройства, которые значительно улучшат качество жизни людей с ограниченными возможностями», – говорит Виктор Чугунов.
Это недешево. К примеру, средняя стоимость бионической детской кисти начинается от 1,5 млн рублей. Взрослые протезы стоят от 2 млн рублей, цена может доходить до 12–15 млн. Государство полностью обеспечивает стоимость изготовления протезно-ортопедических изделий, включая бионические и сложные спортивные протезы.
Такие протезы помогают людям вести активный образ жизни и чувствовать себя полноценными членами общества. До начала 2000-х годов большинство сложных узлов и агрегатов изготавливалось в западных странах – Германии, Англии и США. Однако благодаря решениям, принятым на федеральном уровне, сейчас российские предприятия (МЕТИЗ и «Моторика») активно осваивают производство подобных модулей с микропроцессорным управлением.
Планов у ивановского протезного предприятия множество. Самое желанное – открытие реабилитационного центра при производстве – места, где людей смогли бы заново учить простым бытовым вещам. Да, сейчас есть стационар, но его возможности ограниченны.
Новые реабилитационные центры в последнее время появляются по всей стране. Для пациентов это настоящее спасение – возможность освоить новые навыки, вернуться к социально активной жизни. Скорее всего, строительство такого центра в нашем городе – вопрос времени.
Вместо эпилога
Эта публикация хоть и построена на жизнеутверждающих историях, но сама тема – не из веселых. Я задумалась, как кардинально, одномоментно и навсегда может измениться жизнь человека. Но мир нейтрален: при любых обстоятельствах можно жить. А как жить – зависит от самого человека.
Самые читаемые статьи

Заболеваемость корью выросла в два раза
Зато вшей и сифилиса меньше

За пять лет завод вырос с семи человек до двухсот
Ивановские ковши для столичного метро и строек всей страны

90 лет самому детскому факультету
Педиатры вспоминают о студенчестве: своих преподавателях, однокурсниках и учебе

Почему старая вещь подчас лучше новой
Мини-ателье без клиентов не останутся