Звездный путь ювелира

Многие верят, что украшения из драгоценных металлов или камней могут дать силы и энергию, принести удачу, а могут и наоборот – отнять ее. Отчасти поэтому женщины, да и мужчины так трепетно относятся к выбору ювелирных изделий. С ними как с людьми: с одними тепло и уютно, с другими весело, а от третьих хочется держаться подальше.
Украшения, которые изготавливает ивановский ювелир Ольга Попова рождают самые теплые воспоминания из детства и дарят ощущение уюта. Сейчас они представлены на выставке в Доме художника (пр. Ленина, 45).
От ощущения – к изделию
В экспозиции каждое изделие – со смыслом, каждое имеет название, историю, а подчас и своего обладателя.
«В ювелирных украшениях сейчас много смысла. Люди хотят найти в них что-то свое. Заказчик приходит и озвучивает идею, – рассказывает Ольга Попова. – Он хочет, чтобы в изделии был некий образ. Например, кольцо с лодкой («Лазурный остров») изготовлено для художника и педагога Марины Паниной. Я использовала серебро, горячую эмаль, лазурит, сапфир и изумруд. Это изделие одно из моих любимых. Почему выбрана форма лодки? Думаю, на каком-то жизненном этапе лодка для каждого человека символизирует поиск берега, к которому можно пристать, где можно остановиться и найти что-то. Каждый видит в этом образе что-то свое».
Разумеется, редко кто-то приходит с конкретным запросом, а уж тем более – с эскизом. Чаще всего есть лишь наметки – мысленный образ.
«Я начинаю работать: рисую эскизы, подбираю камни и взаимодействую с заказчиком. В некоторых случаях это может занять иногда месяц, а может – год. Ну а некоторые работы рождаются сразу», – признается Ольга. Еще одна работа в экспозиции – колье с эмалью и перламутром («Звездный путь»). «Эта работа создавалась для нынешней выставки. Мы сначала хотели дать ей название «Дотянуться до звезд». На нем изображен парусник, облака, звезды. Это символизирует путь к неизведанному. Отчасти это отражает и мой непростой жизненный путь», – рассказывает автор.
Всего на выставке четыре витрины, каждая из которых имеет название. Например, «Обращение к прошлому» посвящено соавтору выставки и подруге – художнице Марии Радзивил. «Мария у меня олицетворяется с Грецией: орнаменты, статуи, смыслы – это все про нее», – говорит ювелир.
От ремесла – к творчеству
Но называть Ольгу просто ювелиром неправильно. Она еще и художник, который раз за разом создает новое, уникальное произведение. Помимо художественных талантов, в работе с металлом нужны и технические знания. Наша героиня окончила химико-технологический университет по специальности «Технология художественной обработки материалов».
«У меня была тяга к ручному труду. В моей семье шили, но для меня это был пройденный этап – хотелось заниматься чем-то неизведанным. В 10-м классе я побывала на дне открытых дверей в университете и решила, что хочу стать ювелиром. Здесь открывался непочатый край для изучения. Много различных материалов: медные и серебряные сплавы, латунь, мельхиор, горячая эмаль, дерево, камень. Я работала на ювелирных предприятиях в Иванове, а потом – в ювелирных мастерских».
В каждом изделии Ольга стремится постичь что-то новое. Она признается: «Я могла бы освоить одну технологию и работать с ней, но мне хочется исследовать, узнавать новое: горячая эмаль, патинирование… С каждым разом получается по-другому, и это завораживает».
Когда не металл руководит тобой, а ты металлом
– Новые технологии требуют новых решений, а зачастую и новых вложений.
– Да, оборудования требуется много, особенно если начинаешь осваивать новые техники. Самое главное – это верстак, на котором работает ювелир, бор-машина и паяльный инструмент. Для горячих эмалей нужна муфельная печь, обжиг идет при температуре 800 градусов. Также необходим полировальный инструмент, микроскоп, ультразвуковая установка для очистки металла, напильники, сверла и боры различных конфигураций.
– При одной и той же пробе металл может отличаться по качеству?
– Ну конечно. К примеру, у золота проба 585. Но при этом оно может быть желтым, красноватым, более рыжим или белым. Что такое проба? Это означает лишь то, что в килограмме содержится 585 граммов чистого золота, а всё остальное – лигатура (серебро, медь, никель, которые добавляются в разных пропорциях, чтобы создать определенный цвет и дать металлу определенные свойства).
– Считается, что золотые украшения, сделанные в СССР, лучше по качеству, составу и т.д., чем нынешние. Это так?
– В Советском Союзе все делалось на производствах по ГОСТу. Лигатурные составы были утверждены государством и четко регламентированы.
Когда я работала в ювелирной мастерской, нам приносили паять украшения из Турции; работать с такими изделиями порой было непросто. Некоторые из них не выдерживали температур при пайке, трещали при увеличении размера. При этом у них тоже 585-я проба, но какая лигатура там добавлена и какой будет температура плавления – мы не знаем.
Сейчас лигатуры могут отличаться. Но наши российские производители дорожат именем. Как правило, держат марку не только в пробе, но и в составе. Они следят за тем, чтобы золото хорошо носилось, полировалось – в общем, отвечало техническим и эстетическим требованиям.
– Какой металл самый капризный? С чем работать труднее всего?
– Трудно обрабатывать титан и платину, у них очень высокая температура плавления. Серебро и медь, напротив, очень податливы и мягки. Нужно знать свойства металла – и тогда уже не он руководит тобой, а ты им.

Самые читаемые статьи

Модельер, создавший театр
Что шили в ивановском доме моделей

«Мы показали Поднебесной ивановский фольклор»
Русская песня и китайцу по душе

Произведено в зоне: для маркетплейсов и даже для театров
Какую профессию можно получить в исправительных колониях

Сходятся ли оценки архитекторов и горожан
Что хорошо, а что пока плохо: взгляд профессионалов на Иваново