«Архитектура без идеологического стержня – пустышка»

«Рабочий край» продолжает серию интервью с ивановскими архитекторами (начало в номере от 4 апреля). Что украшает город и чего ему не хватает? Сегодня – профессиональное мнение Александра Снитко, единственного в нашей области доктора архитектуры, профессора ИвГПУ.
Что надо снести
– Что бы мне хотелось снести? Трудно сказать. Может, вот это новое синее здание около бывшего кинотеатра «Мир» (пр. Шереметевский, 49).
– А кто-то негодует, глядя на темно-коричневый многоэтажный дом напротив (на ул. Наумова).
– Нет, это красавец. Но ему бы своей прекрасной изогнутой подковой стоять на противоположной стороне реки сзади строящегося Дворца водных видов спорта. Сейчас своим главным фасадом здание стоит на север, поэтому теней нет и нет его прочтения – ни объемной, ни классической композиции. А на солнце фасад заиграл бы.
– Скорее всего, был выделен такой участок, поэтому архитектору пришлось подстраиваться.
– Вот это беда современного градостроительства, которое зачастую ведется в угоду земельно-имущественным отношениям. А должно быть по-другому: мы изучаем в институте предмет «История градостроительного искусства». Тогда ключевым словом было искусство. А в современности же – нарезали участок, пусть и кривой, вот в него и вписывайте свои здания. О каком создании городских ансамблей может идти речь? Но именно они и определяют пространственную структуру города.
– Почему это так важно?
– Я сторонник того, чтобы город обладал законченными архитектурно-строительными ансамблями, потому что они формируют единство архитектурно-художественного стиля. В Санкт-Петербурге их много – улица зодчего Росси, стрелка Васильевского острова, Дворцовая площадь и площадь перед Михайловским дворцом и так далее. Они построены по принципу осевой симметрии, четкой, регулярной и планировочной, объемной и пространственной структуры.
Ивановские ансамбли
– В Иванове есть такие архитектурные ансамбли?
– Есть. Например, главк на Шереметевском проспекте, комплекс зданий вузов: политехнического, химико-технологического университетов, научной библиотеки и медакадемии. Неплохой ансамбль на проспекте Ленина от улицы Громобоя до Станционной – законченный и понятный. Или даже проспект Текстильщиков до улицы Шубиных – тоже ансамбль, но модернистский, стиля 1970-х – начала 80-х. Все там стоит как положено: композиция, ритм, сочетание высотности. Да, это не историческая архитектура, но подождите немного – уже сейчас памятником считается сорокалетнее здание, то есть если построено в 80-е годы, уже можно признать таковым.
Есть в Иванове не ансамбли, а градостроительные комплексы, то есть связанные между собой архитектурные сооружения. Например, БИМ, 400-квартирный дом – там несколько зданий объединены общей идеей. Если поработать в городе такими пространственными категориями, будет совсем другое впечатление.
– А какое оно у вас сейчас?
– А сейчас ощущение не то что хаотичной, но непродуманной архитектурной среды. Например, Музей ивановского ситца, здание Центробанка на улице Красной Армии, усадьба Зубкова, гениальное промышленное сооружение фабрики «Красная Талка», дома «корабль» и «подкова» – здания интересные, красивые, но они сами по себе. А они могли бы быть реперными точками возрождения, а может, даже и создания какого-то своеобразного, аутентичного образа города Иваново.
Непростая лестница Бурылина
– Каким бы мог быть образ Иванова, на ваш взгляд?
– В Иванове, конечно, привлекают внимание объекты либо промышленной архитектуры, либо авангарда. Но художественный образ без идеологического стержня – пустышка. Нельзя сделать просто красиво: каждая форма должна выражать содержание, чем она наполнена. Например, наш краеведческий музей имени Бурылина. Ведь какой глубокий смысл был заложен в этом здании. Главный его фасад обращен на север, перед ним всегда тень. Входим в здание, напротив окно, сквозь которое на лестницу всегда попадают лучи солнца, и она ведет на юг. Посещая музей, вы идете от тьмы к свету, то есть от незнания к просвещению. И сама лестница еще идет по спирали, как и все наше развитие – вот какова задумка проектировщика. Во всю городскую художественную структуру должны быть заложены смыслы.
– Думаете, в 1920-е годы архитекторы думали об этом?
– Еще как. Они отлично представляли идеологию пространства: новые здания, общественные функции, социальное устройство и архитектурные формы – все это новаторский город. Конечно, художнику нужно ставить задачу: выразите в ваших формах вот это. А сейчас в лучшем случае мы слышим: «постройте, чтоб было красиво или хотя бы не уродливо». Но это не постановка вопроса. Красота должна что-то выражать. Например, строгий классицизм с набором колон – жесткая, но справедливая власть. А город эклектики, где мелкие хаотичные здания, – купечество и сиюминутные страсти. Но ведь люди масштабные не об этом пекутся, и задачи перед ними совсем другие. Поэтому нужно выбрать смыслы и воплотить их в художественном образе.
– С чего надо начать?
– С малого. Выделить три-пять наиболее ценных зданий эпохи конструктивизма, которые вошли во все учебники истории архитектуры и бросить все силы на них. Например, 400-квартирный жилой дом, фабрика Красная Талка – их надо привести в порядок. К слову, в доме-«корабле» балконы в ужасном состоянии. Причем благоустроить надо не только само здание, но и территорию вокруг, чтобы можно было обозревать памятник, чтобы он находился в приличной среде. Все имеет значение, даже растения вокруг зданий. Сейчас у того же «корабля» засажено все высокорослыми липами, которые загораживают вид. А логично было бы посадить кустарники, не закрывающие обзор.
Зеленые насаждения с умом
– Вас могут обвинить, что вы против того, чтобы город был зеленым.
– Конечно, я не против этого. Но городские деревья – не только экологический фактор, но и художественный. Сажать их надо с умом, в том числе и чтобы прикрыть неприглядные и унылые места. Например, они уместны были бы на улице Велижской у общежития. А хорошие места, наоборот, нужно открыть. Замечали? За деревьями не виден прекрасный фасад политехнического института на Шереметевском проспекте или красивейший балкон прекрасного Музея ивановского ситца.
Вот этому всему мы архитекторов и учим: ландшафтное проектирование, история фасадов и даже социально-экономические основы архитектурного проектирования. Там мы вообще изучаем, какова динамика семьи, каков процентный состав населения и как нужно организовывать жилье, чтобы людям было удобно и функционально. Ну и, естественно, о красоте не забываем. Архитектура – это философствующая специальность, это не просто рисовать красивые завитки вокруг окон. Да, это искусство царей, оно олицетворяло государственную власть, в архитектуре была идеология. Она нужна нам и сейчас.
Самые читаемые статьи

Символ Победы
Сегодня в областном центре состоится ежегодное открытие акции «Георгиевская ленточка»

Памятник Герою
В сквере Десантников установят памятник Герою России Андрею Мосину

Модельер, создавший театр
Что шили в ивановском доме моделей

«Мы показали Поднебесной ивановский фольклор»
Русская песня и китайцу по душе