Человек на своем месте

Постоянные покупатели магазина «Лоскут», что на улице Парижской Коммуны, знают и ценят продавца Жанну Аверину. Внимательное, деликатное и дружелюбное отношение к любому, полезные, профессиональные советы и позитивная, добрая энергия. Я и сама не раз в этом убеждалась, когда заходила купить отрез-другой ткани.
Советская школа шитья
По профессии Жанна – швея, окончила с красным дипломом ивановское профтехучилище № 22 при камвольном комбинате. Могла бы пойти учиться и дальше, но времена были тяжелые, нужно было помогать маме и младшей сестренке – пришлось идти шить, так и осталась в профессии. За всю жизнь Жанна поработала на многих предприятиях города, ее приглашали мастером и начальником производства – хорошие швеи всегда были в цене.
«Десять лет мне довелось работать на знаменитой фабрике имени Ленинского комсомола («Айвенго»), известной своими мужскими костюмами, – рассказывает Жанна Аверина. – Мы должны были знать весь крой по пиджакам и брюкам, каждую операцию, все спецмашины. Низкий поклон за базу, которую давали нам учителя. Потом я много работала в различных цехах на массовом производстве постельного белья – эту работу творческой не назовешь. И высокое мастерство там не требовалось, но меня учили шить качественно. До сих пор с благодарностью вспоминаю своего преподавателя в училище Тамару Александровну Чижову, она давала ту самую советскую, основательную школу».
Пачка маек – и все счастливы
Когда наша героиня решила сменить работу, объявление магазина «Лоскут» как-то само попало в руки. Подумалось: справлюсь, да и профессия поможет вникнуть в дело. И вот в новом для себя статусе продавца она третий год как на одном дыхании.
Здесь продается лоскут трикотажа, футера, мебельных, пальтовых и прочих тканей. Не брак, но поскольку все-таки это остатки от каких-то производств (чаще московских), эти отрезы недорогие. Начинающие швеи, и тем более профи ценят это.
«Обычные детские штаны купишь за 800–1000, а здесь выйдет в 100 рублей, если самим шить, – делится продавец. – А у детей коленки горят только так. А тут бабушки или мамы набрали тряпочек, нашили пачку штанов, маек, кофточек, ветровок и все счастливы. И так во всем: спортивная одежда, вечерняя, верхняя, специальная для рыбаков или для дачников – всегда будет выгодно, нужно только подобрать ткани».
Лоскут и испортить не жалко
Что-что, а ткани продавец знает хорошо: и их свойства, и как они себя ведут в работе и носке. Да и покупателей она видит насквозь: кто профессионал, кто любитель, кто вообще ничего не понимает в швейном деле. Улыбается, когда разговор заходит об этом: «Задаю наводящий вопрос, и все становится понятно. А мне ведь и не трудно подсказать: как, к примеру, правильно разложить выкройку, добавить деталь или отделку. Многие начинающие портнихи и не знают, что в нашем деле есть свои законы, которые надо блюсти. Например, учитывать направление долевой нити и что ткань может дать усадку при стирке или утюжке. Часто открываю им глаза на самые простые вещи. Но ведь этот магазин как раз удобен в этом плане – испортить дешевую ткань не так жалко, можно и другую купить».
Конечно, «Лоскутом» охотно пользуются и профессиональные швеи. Жанна Аверина рассказала, что часто обращаются за тканью для массового пошива, например, танцевальных костюмов. Недавно одна швея закупила блестящего фатина для наряда рыбок.
«Людям нравится шить, даже тем, кто совсем не асс. Это творчество, которое украшает их жизнь. Сейчас, в отличие от советских дефицитных времен, все есть – иголки, нитки, фурнитура – начать шить может каждый. Отрез позволяет создать несколько вещей, которые потом можно комбинировать между собой», – рассказывает продавец.
Мужчины тоже тряпичники
Часто наша героиня отговаривает покупателей от серого и черного, предлагая им сочные и позитивные цвета – видит, что им это нужно. Она поделилась: «Мне очень симпатична одна постоянная покупательница из Наволок, ей, наверное, около 70 лет. Так вот она специально к нам приезжает и набирает разных цветных лоскутов трикотажа на футболки и платья. И я вижу, как у нее горят глаза. Говорит, завидуют подружки, что у нее много нарядов. А я ей: творите, носите и радуйтесь. Другая девушка пришла за черным трикотажем на брюки, а ушла с яркой фуксией, прямо малинового вкусного оттенка. Выложила потом фотографии готового костюма на сайте – любо дорого посмотреть. Ну если хочется яркости – не надо себя сдерживать, добавляйте».
Покупатели действительно часто присылают фото или приходят показать готовые изделия. И продавщица каждый раз радуется, что получилось. С ее приходом в магазине образовался своеобразный клуб по интересам. Люди не просто покупают лоскут, а рассказывают, для чего им он нужен, о своих делах и семьях, проблемах и планах. И не только женщины, но и мужчины, кстати, тоже.
«Один мастер ремонтирует гармони. Он часто бывает и покупает сатин в мелкий рисуночек – традиционный, видимо, для этого инструмента. Многие мужчины – молодцы, сами шьют. Приходят за джинсовой и плащевой тканью на разные чехлы – для рыбалки, моторов, палаток или какого-то инструмента. Есть непродуваемые и непромокаемые. Если мне не верят на слово, я прямо наливаю воды и демонстрирую качества ткани – выглядит убедительно. Да я и сама на себе их проверяла: нашила штанов и курток нам с дочкой, когда мы с ней ездили на Камчатку, там эта ткань очень хорошо себя проявила и на морском побережье, и на ветру у кратера вулкана».
Жанна Аверина за всю жизнь столько всего нашила: детской одежды, выходных платьев, мужских костюмов, что одеть можно целый город. Сейчас уже устала. Мастерица признается, что теперь шьют все больше не на заказ и не себе, а близким и друзьям, чтобы порадовать. При этом не перестала осваивать новые технологии, например свободно-ходовую стежку – очень сложную технику, в корне отличающуюся от привычного шитья, крайне редкий вид рукоделия.
Зайцев и чебурашек много не бывает
У Жанны Николаевны есть целая коллекция советских игрушечных зайцев. Она выставляла ее в областной библиотеке в январе под названием «Зайцев много не бывает». А дома у нее три подобранные на улице кошки. Живут, кстати, в любви и согласии между собой и с членами семьи – дочкой и мужем.
Дочка тоже осваивает швейное мастерство, а муж недавно вернулся со спецоперации. «Вот многие думают, что у нас тут просто тряпки. А он рассказывал, что к ним там на фронте привозили маскировочные сетки, а в них часто бывали вложены игрушечные чебурашки, такие маленькие, сшитые вручную – теплые и домашние. Так они там у солдат нарасхват, оказывается, им это нужно, это греет душу. Одна наша покупательница (она работает на станции переливания крови), узнав об этом, накупила мебельной ткани, нашила этих чебурахов и отнесла в фонд помощи, чтобы они попали к нашим солдатам. Тут такой творческий подъем у людей появляется, которого в цеху и на производстве не открыть. И начинается все с лоскута».
Самые читаемые статьи

Ивановцы вновь посоревнуются в свимране
Первый этап намечен на 14 июня

Доходы ивановских вузов могут сократиться почти на миллиард
Где больше всего своекоштных студентов

Танцы, которые воспитывают
В ансамбле «Иберия» занимаются молодые люди самых разных национальностей

40 лет перестройке
Что происходило в стране: взгляд спустя время