Нетуристический Китай глазами ивановского строителя

Илья Абрамов – сотрудник строительной организации. Значительную часть времени он проводит в командировках в Китае. Он рассказал нам о странностях, которые удивляют русского человека в Поднебесной.
Суровые производства
– Илья, вы занимаетесь производством модульных домов. Почему часть комплектующих закупаете в Китае?
– В Китае есть технологии, которых у нас пока нет. Например, производство штампованных панелей или выгнутых стекол. Создание необходимой оснастки в России займет слишком много времени. Нам проще и быстрее заказать часть комплектующих там, собрать их и привезти сюда.
– Насколько часто вы бываете в Китае и чем там занимаетесь?
– Примерно раз в два-три месяца. Улетаю на месяц, контролирую производство. Китайцам, скажем так, нужно уделять пристальное внимание.
Уровень производства на многих китайских фабриках, мягко говоря, не соответствует нашим стандартам. Представьте себе огромные предприятия, где сварщики работают без масок, а сотрудники вместо современного оборудования используют шуруповерт и болгарку. Безопасность труда тоже оставляет желать лучшего. Видел такое, к сожалению, и в России, но в Китае это встречается гораздо чаще.
Дома лучше
– В Китае в основном я нахожусь в городах, где редко встретишь людей европейской внешности. Местные жители реагируют на меня с удивлением, шарахаются. Часто фотографируются со мной.
– Похоже, что многие китайцы не представляют поездки за пределы своей страны?
– По статистике, которую мне озвучивали сами китайцы, около 95% жителей не выезжают за пределы своей провинции. Я как-то пытался показать интересные места китайским знакомым, которые живут в 30 минутах езды от этих локаций. Оказалось, что они там никогда не были! Хотя для них это как для москвича не знать Красную площадь.
– А с чем это связано? Уровень дохода небольшой или это просто менталитет, как думаете?
– Скорее, это такой менталитет. Они живут в своем пространстве. И отчасти мне этот менталитет нравится. Например, у них в кафе вместо столиков на одного-двух человек – огромные круглые столы на восемь-десять. И заказывают не каждый себе сам, а на всех, и ты берешь из каждой тарелки по чуть-чуть.
– Это объединяет людей?
–– Да, это сплачивает их. Они ходят большими компаниями, общаются. Даже если они сидят за столом и переписываются в телефоне, все равно находятся вместе. У нас сейчас больше индивидуалистов, каждый сам по себе. В Китае я редко видел, чтобы кто-то сидел за ноутбуком во время обеда.
Сонный час
– Вы рассказывали про фабрики. Что еще вас поразило в китайском рабочем процессе?
– Сонный час! После обеда все куда-то растворяются. Оказывается, у них два часа обед: час на еду и час на сон. И в это время они никого не пускают на фабрику. У каждого есть раскладушка или подушка рядом с рабочим местом, и они спят прямо за столом, под столом, где угодно. И что удивительно, я ни разу не слышал, чтобы кто-то храпел.
Ну и в целом в Китае совершенно нормально встретить человека, который просто валяется на рабочем месте, ничего не делает, ноги на подушке... Это абсолютная норма! У нас бы, наверное, сразу уволили, а там – в порядке вещей.
Курят на благо родины
– Промзона, где вы останавливались, сильно отличается от туристических районов?
– Ну конечно! Представьте себе наш рабочий поселок или промзону, вроде улицы Суздальской. Вот что-то такое – это промышленная территория. И возле стоят многоэтажки.
– Какие? Как у нас, по 10 этажей?
– Да ну что вы! Там многоэтажки по 40 этажей! И везде на верхних этажах есть деревья, что-то выращивают.
– Что еще вас удивило в Китае?
– В каждом дворе у китайцев баскетбольные площадки. Вот сейчас покажу фотографию: там есть один баскетболист – маленький и толстенький. Он просто шел от трехочковой зоны, делал шаг в сторону, бросал мячик, попадал, потом делал в сторону шаг, попадал опять. Я ему просто отдавал мячик. Он ни разу не промахнулся! При этом он все время курил сигарету.
Курение – это отдельная история в Китае! Курить на рабочем месте – абсолютно нормально. Они курят везде! Ты можешь ехать в лифте с незнакомцем, и он будет спокойно дымить прямо тебе в лицо. Есть, конечно, торговые центры, где курение запрещено, но есть и такие, где всем на это наплевать. Налог с продажи сигарет идет на нужды Минобороны Китая. Поэтому они считают, что курением помогают стране.
В Китае ел все
– Да я ел все! Мне кажется, я ел лягушек, кузнечиков, опарышей, мозги, личинки, куриные лапки – это ужас. Однажды мы с партнером зашли в ресторан. Обычно я выбирал места с меню в картинках, а тут меню было только с названиями. Мы ткнули пальцем в небо, доверились судьбе. И нам принесли… экзотику! Куриные лапки, свиные пятачки, свиные ребра в сале... Короче, из всего этого кошмара съедобной оказалась только булочка, приготовленная на пару. Мы ее разделили и поехали на фабрику.
– Вы отправились на фабрику голодными?
– Именно! Я вообще не могу работать на голодный желудок. И вот едем мы рано утром на фабрику, я прошу водителя остановиться, чтобы купить что-нибудь перекусить. А он мне: «Нельзя, не успеем! Если остановимся, фабрика обедать пойдет, и мы два часа будем ждать». Я, конечно, понимаю, дисциплина, все дела, но есть-то хочется! В итоге он согласился остановиться на пять минут, но с тысячей извинений.
Я забежал в маленький магазинчик, кокларёчек, как я их называю. Там «Магнита» и «Пятерочки» и в помине нет, все такое миниатюрное. Купил воду, сосиску на палочке и увидел пакетики с анимешной девушкой и какими-то палочками в соусе. Думаю: «Вот это то, что нужно!» Решил попробовать... Сначала вроде ничего, вкусно, а потом как жахнет! Острота нереальная! Я съел пару штук и предложил партнеру. Он съел одну палочку и сказал, что больше вообще ничего в Китае есть не будет! Сидел, отдышаться не мог. Я, как настоящий герой, решил доесть все до конца. Предложил водителю, но он отказался. У меня уже слезы текли, я еле выдержал эту остроту!
Водитель повернулся, посмотрел на меня и начал смеяться! Оказывается, эти палочки настолько острые, что даже сами китайцы их не едят! А я взял и все съел! Вот после этого я понял, что с китайской едой нужно быть очень осторожным.
– А обычная-то еда там есть?
– Они считают свою еду самой обычной. Мы привозили китайцев в Россию. Повели их в огромный «Ашан», где 120 касс. Они походили и сказали: «Ребят, у вас есть нечего». Они там нашли какую-то лапшу, которая им нужна была, но не нашли куриных лапок, которые очень любят. Они прямо ходили голодными и говорили: «Как можно есть то, что вы едите?»
В больнице – 20 минут
– Однажды у меня глаз заплыл и покраснел. И вот меня привезли в больницу. Не в частную, не в платную, а в городскую поликлинику. Смотрите, на фотографии: 15:09 – это когда мы туда заходили, 15:33 – это когда мы выходили. То есть мы потратили фактически минут 15.
– Невероятно! И что успели сделать за это время?
– За это время, пока мы еще только подходили к больнице, я успел заполнить регистрационные данные, мне выдали карточку, я посидел в небольшой очереди у окулиста, меня посмотрели в одной комнате, потом посмотрели в другой, потом отпустили, отправили оплачивать. Я оплатил, и с этой квитанцией пошел в отдельное окошко, где мне выдали лекарства!
– Серьезно? Как это работает?
– Врач сразу программой передает, какие лекарства нужны. Налили в тюбик специально для меня нужное количество этой жидкости, и вот здесь таблетки – их насыпали сколько требуется. Всё это происходит в больнице. И всё, мы вышли, это было 15 минут.
– А сколько это стоит?
– Мне это обошлось где-то в 15–20 юаней, то есть на наши это примерно 250 рублей.
Заканчивая разговор, Илья Абрамов признался, что чувствует себя в Китае вполне комфортно: «Они любят русских, очень. Русские самые лучшие. Они поддерживают нашу страну, это чувствуется».
Самые читаемые статьи

В статусе отказано
Почему ремесленники не могут быть ремесленниками официально?

Имена в граните науки
Ивановский медуниверситет увековечил имена выдающихся деятелей медицины, присвоив их структурным подразделениям

Ивановская область – акцептор
В числе 12 регионов страны

Бегом по Золотому кольцу
2000 легкоатлетов из 50 регионов России вышли на старт «Красной нити» в Иванове