Как «Билет в будущее» помогает молодежи Ивановской области найти себя
На конкурс было подано свыше 4,6 тысячи заявок из 73 регионов России
Он направлен на развитие туристической инфраструктуры
Музей Первого Совета приглашает на выставку, посвящённую 120-летию событий 1905 года Иваново
Удобный формат стал возможным благодаря автоматическому обмену данными между органами ЗАГС и Отделением СФР
В рамках Недели профилактики эндокринных заболеваний в Иванове прошли тематические мероприятия
Северная магистраль вступила в свой юбилейный, 150-й год

В современных границах Северной магистрали Шуйско-Ивановская  железная дорога - самый первый ее участок. Именно поэтому официальной датой, от которой ведется история Северной железной дороги, принято считать 15 сентября 1868 года – день открытия движения по шуйско-ивановской ветке.   

В 1867 году Шуйская  уездная земская управа обратилась к царскому правительству с просьбой разрешить концессию на строительство дороги от станции Новки до села Иванова через город Шую.

Город Шуя и Шуйский уезд, на территории которого нахо­дилось также и Иваново (в то время еще село) с Вознесенским посадом, образовывали крупный промышленный район в стране. Здесь произво­дилась бумажная пряжа, мануфактура, железные, чугунные и другие изделия промышленности и сельского хозяйства. Грузы из Шуи, Иванова и Вознесенского посада отправля­лись на лошадях до Московско-Нижегородской железной доро­ги, до Сидоровской пристани на Волге или на Москву прямо до мест ярмарок. Постройка железнодорожной линии давно на­зрела.

В качестве наиболее удобного и экономически выгодного варианта трассы установили путь железной дороги: от станции Новки до села Сидоровского на Волге через город Шую и село Иваново.

Данные о количестве кладей, получаемых и отправляемых из Шуи, Вознесенского   посада, а также сел Иванова, Тейкова, Кохмы, Дунилова, Лежнева, Васильевского, Вичуги и прочих окрестных промышленных местностей, говорили о необходимости железной дороги. По приблизительному подсчету было установлено, что «перевозка гру­зов сухопутным и водным путем составляет следующее коли­чество: ежегодно в Москву ситцевых и прочих мануфактурных товаров собственно из Вознесенского посада и Иванова до Новок до 200 000 пудов по 10 коп. – 20 000 руб.; из Петербурга и Москвы поступает пряденной бумаги, москательных и разных мануфактурных товаров до Иванова или Вознесенского посада до 600 000 пудов по 10 коп. – 60 000 руб.; в Нижегородскую ярмарку может отправляться до Но­вок до 150 000 пудов по 1 коп. – 15 000 руб.; из Нижегородской ярмарки в таком случае прибудет в Вознесенский Посад и Иваново до 150 000 пудов по 10 коп.- 15 000 руб. К этому нужно причислить получение и отправку това­ров в Шую, Вичугу и в местности до 1 000 000 пудов по 7 коп. – 70 000 руб. Весь этот товар отправлялся сухопутно через Шую и по реке Волге». Кроме того, эти товары хотя и шли в Москву, но из нее отправлялись в С.-Петербург, на украинские ярмарки и в другие города.

Современники отмечали также, что с уменьшением лесов вокруг Вознесенского посада и села Иванова значительно увеличится ввоз дров для местных и окрестных фабрик. С ростом населе­ния возрастет доставка хлеба и прочих продуктов, поступаю­щих обычно по Волге (до Сидоровского), увеличится число пассажиров, направляющихся в Москву, Нижний Новгород и другие города. Предварительно было подсчитано, что доход только от этих перевозок составит около 420 тыс. рублей. При этом не принималась в расчет транспортировка грузов, которые могли идти из Костромской, Ярославской и соседних губерний.

9 мая 1867 года была утверждена концессия на строительство железной дороги от Новок до села Иванова через Шую. Общество, получив разрешение на концессию по строитель­ству дороги, представило залог – 180 000 рублей. Общий капи­тал акционерного общества составлял более 7 млн рублей.

Дорога строилась в течение одного года. 20 июля 1868 года  правление общества «Шуйско-Ивановская железная дорога» известило акционеров о состоянии работ по строительству дороги: «Всего произведено земляных работ в объеме 222 825 куб. сажень. Производится каменная кладка опор железного моста через реку Уводь отверстием 47 сажень. Станционные здания в основном построены, заканчивается их отделка. Производится укладка путей станций Ивановской и Шуйской, уложено 9 верст главного пути. На всем протяжении линии установлены телеграфные столбы с изоляторами».

24-25 июля все работы по сооружению дороги были осмотрены министром путей сообщения, который проехал в поезде по уже готовому пути Шуйско-Ивановской железной дороги от места соединения ее с Нижегородской линией до моста через реку Уводь на 11 версте. В 1868 году 5 сен­тября в 5 часов вечера в Шую из Новок прибыл первый проб­ный поезд, а   15 сентября совершилось событие, давно всеми ожидаемое, - это открытие Шуйско-Ивановской железной дороги.

«С экстренным поездом, - писали газеты, - в 10 часов на станцию Московско-Нижегородская дорога Новки прибыли его Высокопреосвященство Антоний, архиепископ Владимирский и Суздальский, его Превосходительство владимирский губернатор В.Н. Струков, владимирский губернский предводитель дворянства граф Н.Н. Апраксин, инженер, генерал-лейтенант барон Дельвиг, а также строители дороги: гг. Горбов, Мамонтов, Бусурин, Ридель с приглашенными ими гостями. Сюда же прибыл с депутацией от граждан Вознесенского посада посадский голова, почетный гражданин С.Н. Гарелин. В палатке на платформе Новской станции совершено было молебствие при многочисленном собрании местных жителей. По окончании молебствия высокопреосвященный окропил путь и все вагоны святой водой.

То же самое происходило на всех станциях до Ивановской, и на каждой из них поезд встречен был многочисленной толпой народа с восторженными криками. На Ивановской станции волостной старшина Дарвинский встретил строителей с хлебом, солью от всего ивановского общества. После обычного молебствия гг. строителями был дан роскошный обед в здании, принадлежащем вокзалу. В числе гостей были: вице-директор департамента мануфактур и торговли д.с.с. Ермаков, академик М.П. Погодин, секретарь американского посольства г. Куртин, г. Полетика и другие».

 2 ноября 1868 года Министерство путей сообще­ния доложило министру финансов: «По освидетельствованию особой технической комиссией 14 сентября с. г. Шуйско-Ивановской дороги, оказалось возможным открыть по ней постоян­ное движение, что и последовало 16-го того же сентября».

В отчете правления общества «Шуйско-Ивановская железная дорога» указано, что с 16 сентября по 1 ноября 1868 года провезено 15 023 пассажира, выручено за провоз их и за 3958 пудов багажа 10 820-50 руб., за провоз разного груза – 19 450-90 руб.

В объявлении в газете «Владимирские губернские ведомости» от 19 октября сообщалось, что «согласно предписанию почтового департамента от 30 сентября № 14760, по Шуйско-Ивановской железной дороге, идущей от Новкинской станции, с 20 октября 1868 года будет начато ежедневное отправление почты с пассажирскими поездами в г. Шую и Вознесенский посад».

Подвижной состав дороги в первый год ее эксплуатации со­ставлял: 14 паровозов, 28 пассажирских и 170 товарных ваго­нов. За первый год эксплуатации, т. е. за 1869-й, по дороге было перевезено  123 460 пассажиров и 4 311 619 пудов грузов. Через год подвижной состав на линии Новки -  Иваново уменьшился на 50%, излишек оставили в запас.

Почти тогда же была построена и земская железная дорога от села Иванова к Волге (участок Иваново - Кинешма). Строи­тельство ее началось в  1869 году и закончилось в  1871-м. В дальнейшем было установлено, что технические условия при строительстве этих дорог не соблюдены. Фактически эти линии  являлись тупиковыми подъездными путями.

В 1895 году обществу Московско-Ярославской железной дороги было разрешено приобрести Шуйско-Ивановскую и Ермолино-Середскую дороги, которые принадлежали бывшему обществу Шуйско-Ивановской железной дороги.

Такова история. А какова сегодняшняя ситуация на железнодорожном транспорте?  Двадцать лет назад практически все железнодорожное хозяйство Ивановской области вошло в состав Ярославского отделения Северной железной дороги (филиал ОАО «Российские железные дороги»). В регионе расположено 36 станций, которые непосредственно занимаются грузоперевозками. Осуществлена коренная модернизация существующей инфраструктуры, в том числе железнодорожных коридо­ров, расширение сети железных дорог, обновление подвижного состава с ис­ключением парков с истекшим сроком службы, развитие скоростного и высо­коскоростного движения, формирование полигона тяжеловесного движения. На железнодорожном транспорте появилось множество современных автоматизированных систем, которые позволяют  анализировать ситуацию в режиме online. Некоторым ивановским трудовым династиям на железной дороге уже по 300 лет!

…А жизнь продолжается. Железная дорога,  начавшаяся почти 150 лет в Иванове, работает и развивается.

В современных границах Северной магистрали Шуйско-Ивановская  железная дорога - самый первый ее участок. Именно поэтому официальной датой, от которой ведется история Северной железной дороги, принято считать 15 сентября 1868 года – день открытия движения по шуйско-ивановской ветке. Дорога строилась в течение одного года. 2 ноября 1868 года Министерство путей сообщения доложило министру финансов: «По освидетельствованию особой технической комиссией 14 сентября с. г. Шуйско-Ивановской дороги, оказалось возможным открыть по ней постоян­ное движение, что и последовало 16-го того же сентября».

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

 В Иванове стартует «сезон фонтанов»

Фонтан на площади Пушкина уже введен в эксплуатацию

Мода на психологов

Лень, инфантилизм или поиск человеческого тепла?

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам