Определены абсолютные победители - обладатели кубка "Юный лыжник"
Это связано с разрушением деревянного защитного ограждения вдоль одного из зданий
Ответный поединок 30 марта в Ногинске
На второй этап выделено порядка 11,5 млн рублей
Они начнут действовать с 1 апреля
В областном центре стартует фестиваль «Студенческая весна-2024»
Северная магистраль вступила в свой юбилейный, 150-й год

В современных границах Северной магистрали Шуйско-Ивановская  железная дорога - самый первый ее участок. Именно поэтому официальной датой, от которой ведется история Северной железной дороги, принято считать 15 сентября 1868 года – день открытия движения по шуйско-ивановской ветке.   

В 1867 году Шуйская  уездная земская управа обратилась к царскому правительству с просьбой разрешить концессию на строительство дороги от станции Новки до села Иванова через город Шую.

Город Шуя и Шуйский уезд, на территории которого нахо­дилось также и Иваново (в то время еще село) с Вознесенским посадом, образовывали крупный промышленный район в стране. Здесь произво­дилась бумажная пряжа, мануфактура, железные, чугунные и другие изделия промышленности и сельского хозяйства. Грузы из Шуи, Иванова и Вознесенского посада отправля­лись на лошадях до Московско-Нижегородской железной доро­ги, до Сидоровской пристани на Волге или на Москву прямо до мест ярмарок. Постройка железнодорожной линии давно на­зрела.

В качестве наиболее удобного и экономически выгодного варианта трассы установили путь железной дороги: от станции Новки до села Сидоровского на Волге через город Шую и село Иваново.

Данные о количестве кладей, получаемых и отправляемых из Шуи, Вознесенского   посада, а также сел Иванова, Тейкова, Кохмы, Дунилова, Лежнева, Васильевского, Вичуги и прочих окрестных промышленных местностей, говорили о необходимости железной дороги. По приблизительному подсчету было установлено, что «перевозка гру­зов сухопутным и водным путем составляет следующее коли­чество: ежегодно в Москву ситцевых и прочих мануфактурных товаров собственно из Вознесенского посада и Иванова до Новок до 200 000 пудов по 10 коп. – 20 000 руб.; из Петербурга и Москвы поступает пряденной бумаги, москательных и разных мануфактурных товаров до Иванова или Вознесенского посада до 600 000 пудов по 10 коп. – 60 000 руб.; в Нижегородскую ярмарку может отправляться до Но­вок до 150 000 пудов по 1 коп. – 15 000 руб.; из Нижегородской ярмарки в таком случае прибудет в Вознесенский Посад и Иваново до 150 000 пудов по 10 коп.- 15 000 руб. К этому нужно причислить получение и отправку това­ров в Шую, Вичугу и в местности до 1 000 000 пудов по 7 коп. – 70 000 руб. Весь этот товар отправлялся сухопутно через Шую и по реке Волге». Кроме того, эти товары хотя и шли в Москву, но из нее отправлялись в С.-Петербург, на украинские ярмарки и в другие города.

Современники отмечали также, что с уменьшением лесов вокруг Вознесенского посада и села Иванова значительно увеличится ввоз дров для местных и окрестных фабрик. С ростом населе­ния возрастет доставка хлеба и прочих продуктов, поступаю­щих обычно по Волге (до Сидоровского), увеличится число пассажиров, направляющихся в Москву, Нижний Новгород и другие города. Предварительно было подсчитано, что доход только от этих перевозок составит около 420 тыс. рублей. При этом не принималась в расчет транспортировка грузов, которые могли идти из Костромской, Ярославской и соседних губерний.

9 мая 1867 года была утверждена концессия на строительство железной дороги от Новок до села Иванова через Шую. Общество, получив разрешение на концессию по строитель­ству дороги, представило залог – 180 000 рублей. Общий капи­тал акционерного общества составлял более 7 млн рублей.

Дорога строилась в течение одного года. 20 июля 1868 года  правление общества «Шуйско-Ивановская железная дорога» известило акционеров о состоянии работ по строительству дороги: «Всего произведено земляных работ в объеме 222 825 куб. сажень. Производится каменная кладка опор железного моста через реку Уводь отверстием 47 сажень. Станционные здания в основном построены, заканчивается их отделка. Производится укладка путей станций Ивановской и Шуйской, уложено 9 верст главного пути. На всем протяжении линии установлены телеграфные столбы с изоляторами».

24-25 июля все работы по сооружению дороги были осмотрены министром путей сообщения, который проехал в поезде по уже готовому пути Шуйско-Ивановской железной дороги от места соединения ее с Нижегородской линией до моста через реку Уводь на 11 версте. В 1868 году 5 сен­тября в 5 часов вечера в Шую из Новок прибыл первый проб­ный поезд, а   15 сентября совершилось событие, давно всеми ожидаемое, - это открытие Шуйско-Ивановской железной дороги.

«С экстренным поездом, - писали газеты, - в 10 часов на станцию Московско-Нижегородская дорога Новки прибыли его Высокопреосвященство Антоний, архиепископ Владимирский и Суздальский, его Превосходительство владимирский губернатор В.Н. Струков, владимирский губернский предводитель дворянства граф Н.Н. Апраксин, инженер, генерал-лейтенант барон Дельвиг, а также строители дороги: гг. Горбов, Мамонтов, Бусурин, Ридель с приглашенными ими гостями. Сюда же прибыл с депутацией от граждан Вознесенского посада посадский голова, почетный гражданин С.Н. Гарелин. В палатке на платформе Новской станции совершено было молебствие при многочисленном собрании местных жителей. По окончании молебствия высокопреосвященный окропил путь и все вагоны святой водой.

То же самое происходило на всех станциях до Ивановской, и на каждой из них поезд встречен был многочисленной толпой народа с восторженными криками. На Ивановской станции волостной старшина Дарвинский встретил строителей с хлебом, солью от всего ивановского общества. После обычного молебствия гг. строителями был дан роскошный обед в здании, принадлежащем вокзалу. В числе гостей были: вице-директор департамента мануфактур и торговли д.с.с. Ермаков, академик М.П. Погодин, секретарь американского посольства г. Куртин, г. Полетика и другие».

 2 ноября 1868 года Министерство путей сообще­ния доложило министру финансов: «По освидетельствованию особой технической комиссией 14 сентября с. г. Шуйско-Ивановской дороги, оказалось возможным открыть по ней постоян­ное движение, что и последовало 16-го того же сентября».

В отчете правления общества «Шуйско-Ивановская железная дорога» указано, что с 16 сентября по 1 ноября 1868 года провезено 15 023 пассажира, выручено за провоз их и за 3958 пудов багажа 10 820-50 руб., за провоз разного груза – 19 450-90 руб.

В объявлении в газете «Владимирские губернские ведомости» от 19 октября сообщалось, что «согласно предписанию почтового департамента от 30 сентября № 14760, по Шуйско-Ивановской железной дороге, идущей от Новкинской станции, с 20 октября 1868 года будет начато ежедневное отправление почты с пассажирскими поездами в г. Шую и Вознесенский посад».

Подвижной состав дороги в первый год ее эксплуатации со­ставлял: 14 паровозов, 28 пассажирских и 170 товарных ваго­нов. За первый год эксплуатации, т. е. за 1869-й, по дороге было перевезено  123 460 пассажиров и 4 311 619 пудов грузов. Через год подвижной состав на линии Новки -  Иваново уменьшился на 50%, излишек оставили в запас.

Почти тогда же была построена и земская железная дорога от села Иванова к Волге (участок Иваново - Кинешма). Строи­тельство ее началось в  1869 году и закончилось в  1871-м. В дальнейшем было установлено, что технические условия при строительстве этих дорог не соблюдены. Фактически эти линии  являлись тупиковыми подъездными путями.

В 1895 году обществу Московско-Ярославской железной дороги было разрешено приобрести Шуйско-Ивановскую и Ермолино-Середскую дороги, которые принадлежали бывшему обществу Шуйско-Ивановской железной дороги.

Такова история. А какова сегодняшняя ситуация на железнодорожном транспорте?  Двадцать лет назад практически все железнодорожное хозяйство Ивановской области вошло в состав Ярославского отделения Северной железной дороги (филиал ОАО «Российские железные дороги»). В регионе расположено 36 станций, которые непосредственно занимаются грузоперевозками. Осуществлена коренная модернизация существующей инфраструктуры, в том числе железнодорожных коридо­ров, расширение сети железных дорог, обновление подвижного состава с ис­ключением парков с истекшим сроком службы, развитие скоростного и высо­коскоростного движения, формирование полигона тяжеловесного движения. На железнодорожном транспорте появилось множество современных автоматизированных систем, которые позволяют  анализировать ситуацию в режиме online. Некоторым ивановским трудовым династиям на железной дороге уже по 300 лет!

…А жизнь продолжается. Железная дорога,  начавшаяся почти 150 лет в Иванове, работает и развивается.

В современных границах Северной магистрали Шуйско-Ивановская  железная дорога - самый первый ее участок. Именно поэтому официальной датой, от которой ведется история Северной железной дороги, принято считать 15 сентября 1868 года – день открытия движения по шуйско-ивановской ветке. Дорога строилась в течение одного года. 2 ноября 1868 года Министерство путей сообщения доложило министру финансов: «По освидетельствованию особой технической комиссией 14 сентября с. г. Шуйско-Ивановской дороги, оказалось возможным открыть по ней постоян­ное движение, что и последовало 16-го того же сентября».

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

«Пухляш» и «Безразмерный» – вне закона 

Осторожно: появились непроверенные семена

Где жить будем?

«Семейную ипотеку» планируют продлить до 2030 года

Право на права

С 1 апреля в России изменятся правила получения водительских прав

Вторжение в личное пространство?

В этом году ивановских школьников снова проверят на наркотики

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам