Чудо на уводи
Ближайшие крупные текстильные вотчины в соседних Костромской и Московской губерниях в ту пору еще не стали известными городами – Вичугой и Орехово-Зуевом.
Далеко от Москвы и Волги
В присказке «Как на Уводи вонючей вырос город наш могучий» плохо скрыто недоумение по отношению к тому, что текстильный мегаполис вырос на весьма невеликой реке. Впрочем, то же самое можно сказать про Лодзь, Орехово-Зуево и будущие города «красной губернии»: Вичугу, Родники, Тейково, Южу, Середу (Фурманов). Да и про Шую на Тезе можно это сказать. Только Кинешма и Тверь с Ярославлем развивали текстильное производство в большей или меньшей близи от волжского берега. Однако ни один из этих городов не снискал себе славу Русского Манчестера. Иваново-Вознесенск снискал, оставаясь при этом городом с неразвитым соцкультбытом.
На рубеже XIX–XX веков полумиллионный английский Манчестер располагал двумя сотнями средних школ, тремя театрами и двумя художественными музеями, не говоря уже о десятке библиотек, в одной из которых Фридрих Энгельс познакомился с Карлом Марксом. В Иваново-Вознесенске в 1913 году насчитывалось 147 тысяч жителей. Однако, как указывает ивановский историк Аркадий Степанов, количественное развитие города крайне медленно «транслировалось» в его качественное обустройство по современной городской модели: по большому счету он оставался большой деревней. За исключением фабричных цехов и спальных корпусов при них, в городе имелось совсем немного каменных зданий (в основном это были церкви и особняки текстильных королей). К 1920 году жилой фонд Иваново-Вознесенска более чем на 90% состоял из бревенчатых изб. Ни о каких доходных домах для среднего класса наш город тогда не мог и мечтать. Первые многоэтажные «машины для жилья» построены в Иванове только во второй половине 1920-х годов.
Ради объективности следует упомянуть, что в Иваново-Вознесенске работали четыре современные больницы, велись занятия в трех гимназиях и в десятке училищ. В городе появились современные торговые предприятия – пассажи и магазины, немного оттеснившие в быту состоятельных горожан традиционную лавку. В десятые годы в центре города устроили электрическое освещение, проезжую часть улиц замостили булыжником и брусчаткой. С 1897 года действовала городская телефонная сеть. С 1907 года издавался ежедневный «Ивановский листок» – провинциальная коммерческая газета. В 1910-е годы открылось полдюжины кинотеатров, в том числе два двухзальных. Но все эти достижения меркнут на фоне уровня развития соцкультбыта в Лодзи и Тампере – польском и финском Манчестерах, и даже в близлежащих Бонячках (нынешней Вичуге) – владении фабрикантов Коноваловых, создавших практически идеальное социальное капиталистическое хозяйство на своей территории.
Анонимная старина
Местные фабриканты, отцы-основатели Иваново-Вознесенска, заложили фундамент не только собственного благополучия, но и будущего процветания и упадка крупного моноиндустриального города. В современной городской среде можно обнаружить немало построек, сохранившихся с конца XIX– начала XX века. Кроме производственных корпусов и сохранивших былую красоту особняков – это школы, больницы, магазины и жилые дома. Большая часть фабрик примыкает к речным берегам, а особняки владельцев расположены в шаговой доступности от индустриальных владений хозяев.
Информационных табличек не так много. Атрибутировать прежнюю принадлежность зданий можно, обратившись к виртуальным источникам или к местным краеведам. Куражовские ряды в начале нулевых перестали быть собственно торговыми рядами, а пассаж Соколова в Аптечном переулке его именем никто не называет. Правда, можно догадаться, что «Дербенев-центр» получил имя не в честь нового владельца бывшей ткацкой фабрики имени Кирова, а прежнего. А куваевская больница, носящее это имя с 2012 года, построена Бурылиными в 1910 году в память родителей супруги известного мецената. Да и музей, многократно менявший свои официальные названия, чаще просто именуют бурылинским. А библиотека имени Якова Гарелина на первом этаже пятиэтажки связана с коллекцией книг и манускриптов, подаренных им городу. Из множества местных фабрикантов именно эти два удостоены памятников. Что сделали для города Грачевы, Фокины, Гандурины, Маракушевы, Полушины, Щаповы, Ямановские – можно лишь гадать. Из именных домов самым известным можно считать псевдоготический и псевдомистический особняк Дюрингера. Место рождения авангардной французской писательницы Натали Саррот до сих пор не маркировано…
А фабрики в вашем городе есть?
Большевики сначала углубили и расширили доставшееся наследство, построив меланжевый комбинат, прядильные фабрики – имени Дзержинского и «Красную Талку», а потом и камвольный комбинат. Параллельно менялись названия старых предприятий. С середины 1920-х начинается радикальное переустройство города, возникает инфраструктура, достойная новой губернской столицы. Рядом с садами рабочих поселков вырастают многоквартирные жилые дома, а большая часть старых и новых горожан по-прежнему трудится на текстильных предприятиях.
Как ни парадоксально, текстиль в современном информационном поле города больше связан с постоянно действующими ярмарками, чем с работающими фабриками. Крупные производства расположены в области, а не в городе, что создает эффект полного их отсутствия. А пустующие цеха Большой ивановской мануфактуры в центре Иванова воспринимаются как скорбный мемориал истории фабричной цивилизации.
Как же мы дошли до жизни такой?
(Продолжение следует)