Акция «ЕГЭ для родителей»
Юбилей отмечает почетный гражданин города Иванова, у которого в трудовой книжке всего одна запись о приеме на работу
Определены абсолютные победители - обладатели кубка "Юный лыжник"
Это связано с разрушением деревянного защитного ограждения вдоль одного из зданий
Ответный поединок 30 марта в Ногинске
На второй этап выделено порядка 11,5 млн рублей
Новая выставка в художественном музее заняла залы сразу на двух этажах. Представлены работы четырех мастеров – в живописи, графике, скульптуре, фотографии, дизайне, литературе

Фронтмен экспозиции – Валерий Бахарев. Этот художник давно известен публике, он – краеугольная фигура ивановского андеграунда (без него местный культурный ландшафт был бы другим – скучнее, прилизаннее). Бахарев нередко выставлялся, его картины узнаваемы. Валерий Михайлович сам по себе фигура заметная. Но после этой экспозиции понимаешь: как мало мы его знаем, как мало видели. Слишком масштабна эта личность, проявившая себя, кажется, во всех видах искусства (не слышал только про танцы и музыку). Конечно, такой художник заслуживает основательной монографической выставки. Но и эта, групповая, для Бахарева в определенной степени ретроспективна.

Примечательно, что его работы в экспозиции не датированы – думается, это сознательная позиция автора (другим в музее такая вольность непозволительна). Обозначен год только на одном портрете – прямо по холсту, потому не спрячешь цифры – 1967. (Красный и охристый рифмуются с прохладным сиреневым, живописная нежность граничит с брутальностью; уже здесь проявляется фирменная черная обводка по контуру.) Не верится, что эта работа из давнего советского прошлого – художнику на тот момент чуть больше двадцати. Но, видимо, уже тогда было ясно, что такой талант не пропадет даже в самом чертовом болоте. (Валерий Бахарев приехал в Иваново по распределению в 1973 году после окончания высшего художественно-промышленного училища.) 

Если тот портрет, написанный полвека назад, вполне сочетается с Бахаревым сегодняшним, то «Портрет отца. Михаил Иванович Бахарев», представленный на выставке, выглядит неожиданно – здесь талантливая стилизация, переосмысление опыта Кустодиева и Бориса Григорьева, постмодернистская игра с фигуркой художника на заднем фоне. Представлены в музее и еще несколько, казалось бы, нетипичных для мастера полотен. «Вал. Бах.» хоть и пробует разное, но всегда верен себе.

Вот на стене висят три бахаревских пейзажа – кажется, из одной серии: на всех небо, вода, силуэты каменного города. Но смотришь на подписи и понимаешь, что изображены разные страны: Норвегия, Венеция, Китай. И выполнены работы, вероятно, в разное время. Только не подумайте, что Валерий Михайлович однотипен – нет, эти картины схожи лишь по темпераменту, настроению. Примечательно, что на них нет земной тверди, константы – стираются привычные границы между подвижными стихиями.

Бахарев демонстрирует абсолютную вольность: он не привязан в творчестве ни к ландшафту, ни к художественному направлению, ни к теме. Вот, кажется, на его картине изображен смиренный Иисус с распущенным терновым венцом в руках. Но на этикетке – «В зарослях шиповника». Знаменитая «Тайная вечеря» Бахарева воздействует на зрителя цветом и пластикой – а начнешь пересчитывать изображенные фигуры, и их окажется двенадцать (видимо, Иуда уже выбежал из-за стола). Кстати, сам Бахарев любит повторять: «Художник сидит по правую руку от Бога».

Другие

В выставке участвует московский скульптор и художник Алексей Марков – новое имя для нашего музея. Представлены десятки зарисовок с женской фигурой. Кажется, мастер не чувствует трепета перед обнаженной грудью, рельефом позвоночника – он ищет ракурс, перебирает варианты. Карандашом он лепит образ, будто работает с податливой глиной. И в его скульптурах первична эта изобретательная изворотливость: пластика, форма.

Московский скульптор Владимир Бабин известен ивановцам по персональной выставке 2016 года. Он идет в своем творчестве, прежде всего, от философского образа. Еще с того раза памятен его «Дон Кихот», распятый на крестообразных лопастях мельницы (отсюда соответствующие ассоциации и тождества).

Добавлю, что Владимир Бабин и Валерий Бахарев, видимо, единственные художники, чьи работы будут постоянно экспонироваться в ивановском музее. Их скульптуры – Любава и Ариадна – установлены перед зданием еще в 1992 году (теперь наконец-то появились таблички с указанием авторства).

Четвертый участник экспозиции – Александр Бабин – представлен серией фотографий. «Это наблюдения внимательного, вдумчивого путешественника, преобразующего «туристическую» Венецию в город величественных архитектурных шедевров и мельчайших деталей, из которых складывается особый, авторский взгляд». Отмечу, что Александр Бабин оформляет и издает романы Валерия Бахарева (для которого литература стала не менее важна, чем живопись). Фолианты представлены на выставке – они сами по себе предмет и факт искусства (как, кажется, и вся жизнь их автора).

Выставка «Художники и модели» проработает до 26 мая. Пр. Ленина, 33. Выходной день – вторник.

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

«Пухляш» и «Безразмерный» – вне закона 

Осторожно: появились непроверенные семена

Где жить будем?

«Семейную ипотеку» планируют продлить до 2030 года

Право на права

С 1 апреля в России изменятся правила получения водительских прав

Вторжение в личное пространство?

В этом году ивановских школьников снова проверят на наркотики

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам