БАННЕР
125 выявленных случаев за сутки
Каким образом будут выставляться итоговые оценки?
177 заболевших за сутки
Управляющий отделением ПФР Михаил Болдин призывает ивановцев быть активнее
Организована доследственная проверка
Николай Голубев
Новая выставка в художественном музее заняла залы сразу на двух этажах. Представлены работы четырех мастеров – в живописи, графике, скульптуре, фотографии, дизайне, литературе

Фронтмен экспозиции – Валерий Бахарев. Этот художник давно известен публике, он – краеугольная фигура ивановского андеграунда (без него местный культурный ландшафт был бы другим – скучнее, прилизаннее). Бахарев нередко выставлялся, его картины узнаваемы. Валерий Михайлович сам по себе фигура заметная. Но после этой экспозиции понимаешь: как мало мы его знаем, как мало видели. Слишком масштабна эта личность, проявившая себя, кажется, во всех видах искусства (не слышал только про танцы и музыку). Конечно, такой художник заслуживает основательной монографической выставки. Но и эта, групповая, для Бахарева в определенной степени ретроспективна.

Примечательно, что его работы в экспозиции не датированы – думается, это сознательная позиция автора (другим в музее такая вольность непозволительна). Обозначен год только на одном портрете – прямо по холсту, потому не спрячешь цифры – 1967. (Красный и охристый рифмуются с прохладным сиреневым, живописная нежность граничит с брутальностью; уже здесь проявляется фирменная черная обводка по контуру.) Не верится, что эта работа из давнего советского прошлого – художнику на тот момент чуть больше двадцати. Но, видимо, уже тогда было ясно, что такой талант не пропадет даже в самом чертовом болоте. (Валерий Бахарев приехал в Иваново по распределению в 1973 году после окончания высшего художественно-промышленного училища.) 

Если тот портрет, написанный полвека назад, вполне сочетается с Бахаревым сегодняшним, то «Портрет отца. Михаил Иванович Бахарев», представленный на выставке, выглядит неожиданно – здесь талантливая стилизация, переосмысление опыта Кустодиева и Бориса Григорьева, постмодернистская игра с фигуркой художника на заднем фоне. Представлены в музее и еще несколько, казалось бы, нетипичных для мастера полотен. «Вал. Бах.» хоть и пробует разное, но всегда верен себе.

Вот на стене висят три бахаревских пейзажа – кажется, из одной серии: на всех небо, вода, силуэты каменного города. Но смотришь на подписи и понимаешь, что изображены разные страны: Норвегия, Венеция, Китай. И выполнены работы, вероятно, в разное время. Только не подумайте, что Валерий Михайлович однотипен – нет, эти картины схожи лишь по темпераменту, настроению. Примечательно, что на них нет земной тверди, константы – стираются привычные границы между подвижными стихиями.

Бахарев демонстрирует абсолютную вольность: он не привязан в творчестве ни к ландшафту, ни к художественному направлению, ни к теме. Вот, кажется, на его картине изображен смиренный Иисус с распущенным терновым венцом в руках. Но на этикетке – «В зарослях шиповника». Знаменитая «Тайная вечеря» Бахарева воздействует на зрителя цветом и пластикой – а начнешь пересчитывать изображенные фигуры, и их окажется двенадцать (видимо, Иуда уже выбежал из-за стола). Кстати, сам Бахарев любит повторять: «Художник сидит по правую руку от Бога».

Другие

В выставке участвует московский скульптор и художник Алексей Марков – новое имя для нашего музея. Представлены десятки зарисовок с женской фигурой. Кажется, мастер не чувствует трепета перед обнаженной грудью, рельефом позвоночника – он ищет ракурс, перебирает варианты. Карандашом он лепит образ, будто работает с податливой глиной. И в его скульптурах первична эта изобретательная изворотливость: пластика, форма.

Московский скульптор Владимир Бабин известен ивановцам по персональной выставке 2016 года. Он идет в своем творчестве, прежде всего, от философского образа. Еще с того раза памятен его «Дон Кихот», распятый на крестообразных лопастях мельницы (отсюда соответствующие ассоциации и тождества).

Добавлю, что Владимир Бабин и Валерий Бахарев, видимо, единственные художники, чьи работы будут постоянно экспонироваться в ивановском музее. Их скульптуры – Любава и Ариадна – установлены перед зданием еще в 1992 году (теперь наконец-то появились таблички с указанием авторства).

Четвертый участник экспозиции – Александр Бабин – представлен серией фотографий. «Это наблюдения внимательного, вдумчивого путешественника, преобразующего «туристическую» Венецию в город величественных архитектурных шедевров и мельчайших деталей, из которых складывается особый, авторский взгляд». Отмечу, что Александр Бабин оформляет и издает романы Валерия Бахарева (для которого литература стала не менее важна, чем живопись). Фолианты представлены на выставке – они сами по себе предмет и факт искусства (как, кажется, и вся жизнь их автора).

Выставка «Художники и модели» проработает до 26 мая. Пр. Ленина, 33. Выходной день – вторник.

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Ольга Хрисанова

Четыре плюс один 

Уже к сентябрю в ИвГУ не будет привычных факультетов 

Екатерина Сергеева

Дистанционные вертолеты с жидкими 5G

Почему мы так ведемся на фейки

Ольга Хрисанова

«Зажечь хоть одну свечу»

В Иванове родилось на две тысячи детей больше

Ольга Хрисанова

Как ездишь – так и платишь

«Автогражданку» рассчитают по-новому