«Я только подумаю, а он уже говорит»

Для старшего поколения золотая свадьба – не редкость. Раз остались вместе и сохранили отношения – значит, это некий промежуточный итог счастливой семейной жизни. И правда, беречь отношения у них получается лучше, чем у нынешней молодежи. Наверное, потому что прежде семейные ценности были другие: большинство все-таки женились раз и навсегда. А может, и потому, что у них просто любовь.
О чувствах супруги Волковы, отметившие золотую свадьбу, говорят немного, больше о делах своей жизни. Станислав Андреевич – врач, детский хирург, заслуженный врач РФ. Долгое время возглавлял детскую больницу № 5 города Иваново. Нина Михайловна - по профессии инженер, но занималась всю жизнь партийной и административной работой – райком, обком, администрация области.
Когда поженились, жили в Родниках, в большой советской коммуналке – общежитии с длинным коридором, общей кухней и прочими неудобствами. А взаимная симпатия началась у них в первом классе. К девятому она уже переросла в любовь. Только признаваться в этом так рано было не принято. Хотя у Нины сердце сжималось от сострадания к Станиславу, когда в 11-м классе умерла его мама.
– Моя мама – учитель, его – фронтовичка, прошла всю войну. Родился он, кстати, в апреле 1945-го, за несколько недель до Победы. Когда остался один, категорически отказался идти в детский дом (в то время это было возможно), убедил комиссию, что способен жить самостоятельно. Сейчас трудно представить, чтобы подросток готовил еду, ходил в школу, учил уроки, подрабатывал на жизнь, занимался спортом – и всё сам, без одергиваний и контроля со стороны взрослых. Тогда Станислав твердо сказал себе, что должен выучиться на врача в память об ушедшей маме, и сдержал слово. Поступил в мединститут с первого раза, успешно окончил его и стал детским хирургом.
Про молодость Нины Михайловны взялся рассказывать уже Станислав Андреевич:
– Она была отличница и активистка – не подступись. После школы настояла на своем, поехала учиться в Иваново. Там мы с ней стали парой. Но жениться не торопились. Раньше в основном такая установка была: сначала окончить институт, окрепнуть, распределиться, а потом уже заводить семью. А пока учились, она тоже всегда впереди всех: спорт, комсомол, лучшая в учебе, такую попробуй удержи...
Я вообще заметила, что Волковы больше говорят друг про друга. Спрашиваешь его, отвечает она – и наоборот. Или Нина Михайловна начинает говорить, а Станислав Андреевич продолжает, как будто мысль рождается в какой-то общей голове. Так бывает у близнецов.
– Станислав Андреевич был одним из лучших детских хирургов городе. Сколько прошло через его руки, только тройни рождались пять раз. Кстати, на юбилей больницы они приезжали. И другие дети, то есть уже взрослые, кого когда-то выхаживали семимесячными и меньше, кого буквально спасали в нашей больнице. Ведь там под руководством Станислава лучшие врачи работали. Никто не уходил. И вообще, знаете, какой там порядок был, а какое питание! Лучшее в области среди больниц. И никогда, никогда он не шел ни на какие компромиссы, если от них могло снизиться качество. Поэтому, когда стали оптимизировать медицинские учреждения, объединили две ивановские детские больницы в одну, Станислав Андреевич ушел. Он переживал очень.
– Я, конечно, и сейчас там работаю, но простым врачом. А вообще, я против того, чтобы медицина отдалялась от человека. Наоборот, нужно, чтобы в каждом районе, городе, селе была больница или медпункт. Чтобы не тратили пациенты время на дорогу или очереди ко врачу, тем более когда речь идет о детях.
Супруга подхватывает:
– Приезжала высокая комиссия из Москвы, проверяли несколько больниц, в том числе и нашу 5-ю детскую. И после сказали, что все замечательно, это образец организации медпомощи. А руководитель департамента здравоохранения сразу после этого не продлила контракт со Станиславом Андреевичем, потому что, мол, вы мешаете мне своим авторитетом проводить реформы. Разве это справедливо?
– Нина Михайловна, в 70-80-е, когда вы работали в райкомах и обкоме партии, это была привилегированная жизнь?
– Да что Вы! Ответственная - да. А каких-то особых привилегий не было. Когда перевелись в Иваново - мы жили здесь в съемной комнатке коммуналки, ютились, можно сказать. Даже и не думали, попросить квартиру.
- Позже нам наконец-то дали маленькую однокомнатную квартирку в Иванове, в ней мы прожили много лет, там у нас родилась дочка Наташа. Это потом уже мы получили двушку, в ней и остались. Хоромами так и не разжились.
– А ваша дочка?
– Это наша счастье и гордость. Она тоже врач, работает в Кагалыме, там у нее семья – муж, две дочки. Старшая закончила университет по специальности международное региональное ведение и работает сейчас в Швеции, а младшая – школьница. Она, похоже, тоже будет поступать в медицинский, чтобы продолжить нашу династию.
– А нашу золотую свадьбу дочка организует сама. Мы люди скромные, о большом торжестве и не думали.
– Да, она все организовала, с банкетом договорилась. Сказала, от вас только – быть красивыми и счастливыми.
Опять же в такой статье о золотой свадьбе вроде бы надо поговорить о рецептах долгой и благополучной семьи, об определении любви с точки зрения-юбиляров. А его нет.
– Нам некогда было ссориться, да и жалко тратить на это время. Много работали, но всегда были внимательны к делам друг друга. Хотя мы не полностью растворялись, интересы все-таки у нас разные.
– Я люблю дикую природу, походы, рыбалку. А жена – свои цветы. У нее знаете их на даче сколько!
– Ну а все-таки про любовь что скажете?
– За эти годы мы так глубоко друг в друга проникли, что стали одним целым.
– Да, я только что-нибудь подумаю, а он уже это говорит. Разве такое без любви бывает?
Самые читаемые статьи

Иваново: рост, города
Президент Владимир Путин обсудил с губернатором Станиславом Воскресенским экономический рост и развитие малых городов Ивановской области

Архитектурный вызов
Иваново поборется за звание города с самой интересной архитектурой

«Чужеродная» кровь самого близкого человека
В Иванове изготавливают медицинский препарат для всей страны