В Третьяковке художник стал неизвестным
В здании Третьяковской галереи на Крымском валу проходит выставка «Авангард. Список № 1». Она приурочена к столетию Музея живописной культуры (МЖК), который просуществовал в Москве всего десять лет. Сейчас о нем вспоминают как о феномене мировой культуры, а в 1938 году закрыли за ненужностью. Часть холстов «сослали» в провинциальные музеи (так шедевры авангарда попали в том числе и в Иваново), а часть решили буквально пустить на тряпки.
По сути это был первый государственный музей современного искусства – не только в стране, но и в мире. Его предложили создать сами художники, и советская власть откликнулась: молодое государство нуждалось в новом революционном искусстве. Первым директором МЖК стал абстракционист Василий Кандинский.
Сейчас в Третьяковке по сохранившимся фотографиям и старым газетным публикациям попытались восстановить авангардную экспозицию. Шестнадцать музеев (в их числе лондонский Тэйт) и частные собрания предоставили произведения, которые когда-то входили в коллекцию МЖК. Заметны на выставке и восемь холстов из ивановского художественного музея.
Глядя на восстановленную экспозицию, можно предположить, что сто лет назад она вызывала у неподготовленного зрителя недоумение и раздражение. Авангард и сегодня принимается далеко не всеми. Но музей живописной культуры не только пропагандировал новое искусство, но и пытался его объяснить. Способствовала этому даже развеска картин – фигуративность на холстах «растворялась» от зала к залу, посетитель постепенно переходил от предметного искусства к беспредметному.
Во второй половине 19 века, после появления фотографии, многие художники перестали стремиться к реалистичному рисунку – камера всё равно точнее. Живописцы начали экспериментировать с цветом (появляется импрессионизм) и с формой.
Художники-авангардисты убеждены, что каждый вид искусства имеет свои язык и метод. Живопись не должна дублировать литературу: «рассказывать» истории и отображать действительность. Она воздействует на зрителя иначе – краской, фактурой, живописным ритмом. Мы же не ищем буквального содержания в музыке – может не быть его и на холсте.
Музейный детектив
Из Иванова на выставку привезли А. Куприна, В. Стржеминского, А. Шевченко, Р. Фалька, К. Малевича, В. Степанову, А. Родченко, И. Машкова. Еще одна работа, отправившаяся в Москву, известна ивановцам как женский портрет кисти Юрия Анненкова: «заугленная» девушка с короткой стрижкой сидит у туалетного столика, под ее руками гребешки, шкатулки, косметические склянки, пудреница.
Этот портрет поступил в Иваново после закрытия Музея живописной культуры. В сопроводительных документах значилось «неизвестный художник», но поскольку внизу холста стоят инициалы «Ю.Аф.», со временем появилось предположение, что это Юрий Анненков. Авторство на ивановском холсте сначала указывали со знаком вопроса, а потом забыли о сомнениях.
Специалисты Третьяковки, готовясь к нынешней выставке, подняли архивные документы. В музей живописной культуры «Девушка за туалетом» поступила в 1922 году с Первой выставки русского искусства в Берлине. Там, судя по каталогу, она выставлялась в разделе «ученических работ» без указания авторства. Рядом висели еще две неподписанные работы схожей стилистики – сейчас они принадлежат Вольскому краеведческому музею (Саратовская область).
На выставке «Авангард. Список № 1» все три холста экспонируются вместе – видно, что они выполнены, скорее всего, рукой одного художника. Правда, установить его личность пока не получилось. В Ивановском художественном музее согласились с доводами экспертов Третьяковской галереи, что наш холст не принадлежит кисти Юрия Анненкова. В Вольском музее пока отказались признавать открытие – в их коллекции работы неизвестного автора подписаны именами Ольги Розановой и Натальи Гончаровой
На московской выставке представлены документы, связанные с работой и реорганизацией Музея живописной культуры. Из них следует, что в 1920–1921 годах Наркомпросс закупал произведения нового искусства не только для МЖК, но и для провинциальных собраний. Так в Иваново отправлено 22 живописных полотна, в Шую – 24. Судьба большей части этого поступления не известна – см. публикацию в «РК» от 14 сентября 2018 года.
После закрытия московского МЖК в Иваново-Вознесенск было передано более 20 экспонатов. Часть из них сейчас вернулась на выставку в Третьяковку, часть по-прежнему можно увидеть в Иванове («Пряху» Кончаловского, «Этюд к автопортрету» Розановой, «Улицу» Синезубова) и что-то, видимо, остается в запасниках.
Обмен
Картины, которые отправились на выставку в Москву, были в постоянной экспозиции ивановского музея. Чтобы не закрывать зал с авангардным искусством, необходимо было его пополнить. Девять работ временно предоставила Третьяковская галерея, плюсом демонстрируется несколько произведений из запасников нашего музея. По сути в Иванове сейчас открыта новая экспозиция с первоклассными вещами.
Из «московских» поступлений выделю автопортрет Натана Альтмана 1912 года. Изображение раскладывается на несколько плоскостей, на переднем плане два опиумных мака. Несмотря на яркость цветов, портрет кажется холодным, в чем-то мистическим. Художник написал его по возвращении из Парижа, где прожил год.
На стыке народного лубка и открытий кубизма – «Прачки» Александра Шевченко (1913 год) – эта работа тоже из Третьяковки. На фоне краснокирпичного фабричного пейзажа – три угловатые босоногие бабы у водонапорной колонки. Индустриальное бесконфликтно сочетается здесь с патриархальным и простонародным.
Для поклонников беспредметного искусства – супрематизм Ильи Чашника, Анны Лепорской, Ивана Клюна и Варвары Степановой из собрания ГТГ.
Выставка «Авангард. Список № 1» продлится в Третьяковской галерее до 23 февраля 2020 года. До этого времени проработает и обновленная экспозиция авангардного искусства в Ивановском художественном музее. Выходной день – вторник.