О выставке Александра Вербина

Основной жанр на этой выставке – портреты. Среди героев Александра Вербина – ивановские спецназовцы, бородатый сварщик с «Кранэкса», коллеги-художники, непривычно растерянный радиожурналист Мартынов, краевед Александр Тихомиров. Работы написаны в разные годы, но составляют по сути серию: одинаковый формат, изображение по грудь, условный или символический фон, приглушенная живопись. 

Обращает на себя внимание необычный цвет лица у многих героев – почти кирпичный, индейский. Александр Вербин говорит, что сам не замечал этой особенности и не стремился к ней. Когда я начал перечислять конкретные работы, художник отшутился: «Просто иногда нужно налить несколько рюмок человеку, который тебе позирует. Может быть, поэтому и получается необычный цвет лица». Правда, затем Александр Вербин предложил более трезвое объяснение: «Раньше, когда художник делал портрет, он в первую очередь искал освещение. А я его совсем не ищу. Может, поэтому и получается темновато. Например, Леню Шипина я делал у него в доме на втором этаже, в глубине – там мало света».

Словесная эквилибристика

Мне показалось, что Александр Вербин не любит искать подспудные смыслы в искусстве, он говорит: «Художник делает то, что может делать... Всю эту психологичность потом придумывают искусствоведы или те, кто немножко научился словесной эквилибристике». Может быть, и так. Но, на мой взгляд, выставка Александра Вербина многое раскрывает в нем самом, в его настроениях; тут есть поле для исследования и догадок (и этим экспозиция интересна). Предложу свое объяснение слишком «загорелым» лицам на портретах. Живописец хочет написать настоящего героя, и потому подспудно добавляет «забронзовелой» монументальности, делая цветом? своих персонажей необычными?.

Художник соглашается, что ищет героя нашего времени, любопытно здесь и проскользнувшее признание: «Очень тяжело писать портрет человека в современной одежде. Она невыразительная <...> Я в свое время перерисовал всех участников ивановской экспедиции, которая ходила на Беннетту. Они настолько были интересны! Я их воспринимал как подарок. Один из них, Летков Женя, пришел ко мне позировать в белой рубашечке. Я говорю: «Ты что сделал? Ты зачем мне такой нужен! Приди в той одежде, в которой был в экспедиции». 

Делюсь с художником своими сомнениями: 

– Несколько лет назад ивановские художники выставляли в музее работы на производственную тему: портреты и зарисовки с предприятий. А рядом повесили полотна Малютина, Родионовых, Грибова – на ту же тему. И все современные живописцы на их фоне просто блекли. Самый простой вывод – что творческий уровень сейчас недотягивает. Но ведь нельзя сказать, что в Иванове остались одни профаны.

– Почему нет? 

– Я не верю, что у современных ивановских художников мало таланта. Мне кажется, тут другое объяснение. Изменилась эпоха: в современном обществе нет понимания темы труда, нет настоящих героев. У художников потому и не получается вразумительного высказывания о нашем времени и образ в современной одежде не дается.

– А если я скажу, что мне до лампочки понимание общества. Как, собственно, и обществу художник до лампочки. Ведь все наши выставки получаются тусовочными. Люди придут на открытие, угостятся, а потом никого нет на выставке...

Еще одно субъективное впечатление от выставки Александра Вербина – чувство одиночества и никому ненужности, исходящее от картин. Художник здесь категорически со мной не согласился. Говорит, что во время продолжительного позирования герои просто не могут всё время сохранять улыбку и бодрый вид, потому они получаются подчас грустно-уставшими. Возможно, и так. Но все-таки в живописи всегда больше от самого художника, чем от натуры. Вот и пейзажи (их в экспозиции немного) у Вербина невеселые, почти монохромные, без ярких красок. На афишу выставки вынесен старый корабль, лежащий на берегу. Он еще вполне крепкий, но вряд ли когда-нибудь сможет выйти в большое плаванье.

Ученики, которые круче

Александр Вербин заведует отделением живописи в Ивановском художественном училище. Спрашиваю:

– Когда выставляетесь, думаете об оценке студентов? Не страшно, что учите их одному, а сами, может быть, недотягиваете в полной мере...

– Когда я только распределился после вуза и приехал сюда, переживал по этому поводу, старался. А сейчас делаешь совсем по-другому, почти развлекаясь, уже нет такого надрыва. Претензий со стороны студентов я не слышал. 

– А встречаются студенты, которые круче вас в живописи? 

– Бывают такие.

– Не возникает конфликта интересов? Они ведь ваши конкуренты в искусстве, а вы им как преподаватель раскрываете секреты мастерства.

– А человека куда денешь? Может, я на долю секунды и позавидую им. Но потом продолжаю учить, общаюсь уже как с профессионалами. 

– Какова дальнейшая судьба таких студентов?

– Я за свою работу в училище видел двух студентов, абсолютно обалденных по способностям. Они здесь невероятные фокусы и уровень показывали. Один из них окончил текстильный институт, поработал год, а потом вообще ушел из профессии и перестал рисовать. Про другого знаю только по слухам – говорили, что он спивался. 

А были ученики, да и сейчас есть пара девчонок, которые обгоняют меня благодаря моим же урокам. И я рад за них, здесь нет болезненности. 

Выставка к 70-летию Александра Вербина работает в Доме художника (Ленина, 45) до конца недели. Стоимость полного билета – 150 рублей. 

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

«Стремились передать чувство радости»

Художники Родионовы – о своих знаковых полотнах

Взрослые школьники: шанс наверстать упущенное

Мало кто знает, что в Иванове есть вечерняя школа

Песьяков бьет рекорды 

Вратарь провел 243-й матч в Премьер-лиге. Это рекорд среди лучших ивановских футболистов

«Вход обязательно во фраках» 

Ивановские пригласительные рубежа ХIХ–ХХ веков (продолжение)

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам