БАННЕР
Владимир Шарыпов прочтет лекцию об особенностях корпоративной культуры в государственных институтах
В Иванове пройдет финал чемпионата школьной баскетбольной лиги
Благотворительная акция по сбору помощи для нуждающихся мам с детьми и многодетных семей
будут курсировать между Кинешмой и Москвой в февральские и мартовские праздничные дни
Телевидение по-прежнему остается медиа с наиболее высоким охватом
обсуждались с заказчиками города Иванова
Николай Голубев
Богословие от художника

«Рабочий край» уже писал о выставке Вячеслава Ершова в музейно-выставочном центре на ул. Советской, 29. Но она получилась настолько мощной, что не грех продолжить разговор. На этот раз – слово самому художнику. 

Тело, но не плоть

Вячеслав Ершов подводит к работе, на которой сначала ничего не понятно – какие-то пятна, мазки. Красиво по цвету, но совершенно бессюжетно, хотя можно что-то разглядеть – нафантазировать (другие холсты на выставке не обвинишь в абстрактности). Художник объясняет:

– Работа называется «Начало». В Библии сказано: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою». То есть само Писание говорит, что у творца должно быть то, над чем он работает, и то, чем он работает. Для художника холст – это земля, которая «безвидна и пуста», а кисть и краски – небо. Небо должно ложиться через руку на холст, являя содержание сердца. А предметность в холсте рано-поздно становится землей. То есть «истина от земли воссияет».  

Классическая школа живописи учит, что художник сначала должен собрать материал, продумать композицию и потом браться за холст. Здесь же метод заключается в том, что я начинаю работу от неизвестного. Я предлагаю в холст пятна, линии, количество, структуру, ритмы. Содержание еще не определено. Но постепенно формообразуется «видимое», и культурная память выкликивает из живописи некую узнаваемость. 

Эта работа «Начало» остановлена, когда только появился намек на тему. Я мог бы помочь картине, ввести предметность и сюжет в соответствии с возникшей подсказкой. Но помощь художника здесь часто пресмыкается и скатывается к вторичности. 

…В Библии говорится, что дух постоянно борется с плотью, они противятся друг другу. И как только я начинаю следовать возникающей подсказке, искусственно помогать ей – я убиваю живопись. Не надо договариваться до плоти. 

Да, я пишу человеческие тела, но в изображении нет любования, сладости. Здоровое тело и плоть – разные понятия. Плоть возникает, когда чувства наши не воспитаны, искушаются прелестью.

Что будет, если озираться

Вячеслав Ершов останавливается у многосоставного, из восьми листов ДСП, полотна. Что здесь изображено, кто это? Художник рассказывает: 

– Два ангела были посланы в Содом, чтобы вывести семью праведного Лота, ибо Бог за грехи жителей решил уничтожить город. На картине показано, как ангелы выводят Лота, его жену и двух дочерей. За их спинами уже горит город, сера падает с неба. Семейство предупреждено: нельзя оборачиваться. Но в какой-то момент жена оглянулась и, как написано, превратилась в соляной столб. На картине она с левой стороны, ангел еще пытается помешать ей осторожным касанием.

– За что бог наказывает ее так?

– «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия», для дела Божьего. 

Когда погибли Содом и Гоморра, Лот поселился в пещере – он духовно замкнулся, жил обособленно. Дочери считали, что уничтожен весь остальной мир. И желая продлить род, «сказала старшая младшей: <…> нет человека на земле, который вошел бы к нам <…> Итак напоим отца <…> и переспим с ним, и восстановим от отца нашего племя <…> И он не знал, когда она легла, и когда встала». На вторую ночь младшая поступает так же. Но народы, родившиеся таким образом, впоследствии исчезли из истории. «Они никогда не войдут в царство Божие», – сказано в Писании. Дочери Лота являлись олицетворением тщеславия и гордости. Они считали, что значимы, раз Бог их избрал и спас. От этого же страдал и Лот в духовном плане. Это его трагедия. 

Не прикасайся ко мне

Следующая работа, у которой мы остановились вместе с художником, называется «Не прикасайся ко мне». Всё на этом холсте какое-то пошатнувшееся, зыбкое, пунктирное. Вячеслав Ершов объясняет: 

– Эту картину я тоже начинал, не задумывая сюжет. Сначала был поиск структуры, цветовых пятен, их количества, места. Потом понял, что вот на этой вертикали (цезуре, паузе) будет фигура. Затем пришла подсказка сюжета – это Христос и Мария Магдалина (на ее месте долгое время было нагромождение камней). 

Это библейская ситуация: когда Мария пришла в воскресение и увидела пустой гроб, она не узнала Христа, стоящего за ней. Она подумала, что это садовник. И только после того, как он заговорил, узнала по голосу. И Христос тогда сказал: «Не прикасайся ко мне, я еще не взошел к отцу своему». В этой работе удалось показать переходное состояние через цвет одежд Христа – это как бы две разные оболочки. 

– Почему нельзя было прикасаться к нему?

– Иисус сочетает в себе человеческое и божественное. И Мария, обращаясь к нему в тот момент, воспринимает его еще как земного. Это могло остановить его восхождение, он должен вернуться к отцу.

– Если Мария прикоснется – это Христу навредит или ей самой? 

– И ему, и ей. Я не могу это объяснить в полной мере.

Двенадцать фигур и один спящий

На самой большой картине этой выставки изображены все двенадцать учеников и учитель. Но главная фигура не выделяется на общем фоне, даже теряется. Когда все вокруг размахивают руками, не находя себе места, Иисус спокойно спит, свернувшись калачиком. Вячеслав Ершов объясняет необычное название этой работы и рассказывает, как она создавалась: 

– В Китае человек, достигший мастерства, считается дважды рожденным – он получает новый статус, другое имя. Я читал какую-то книгу, и там рассказывалось про лодочника, у которого Конфуций спросил: «Как вы достигли такого мастерства в борьбе с водой». Лодочник ответил: «Я просто подчиняюсь этой стихии». И в этот же день мне попался в Библии похожий сюжет. 

После того как было накормлено семь тысяч людей, ученики возомнили о себе, записав чудо и на свой счет. Иисус тогда настоятельно посадил их в лодку, и они отправились. Началась страшная буря. Христос говорит ученикам: всё в этом мире настолько связано, что это не море бушует, а это страсти внутри вас. Затем Учитель уснул (вот он на заглавии лодки лежит завернутый), и когда его разбудили, он утишил море, а ученикам сказал: «Эх, маловеры». Отсюда возникло название картины и всей выставки.

Выставка продлится еще две недели – до 9 февраля.

В субботу, 25 января в 12:00, художник Вячеслав Ершов проведет авторскую экскурсию по своей выставке. Посетителям необходимо просто приобрести входной билет в музей (от 30 до 60 руб.). 

 

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Редакция РК

Можно выдумать, что хочешь!

 На ивановской картине – по сути идеальная супружеская пара

Наталья Мухина

Каждый день – в другой город

«Хотелось бы сэкономить два часа жизни»

Николай Голубев

Митина судьба светлее

История красивой любви

Ольга Хрисанова

 «У вас амфибии, вертолеты, вот и будете меня спасть»

Рыбаков не пугают ни запреты, ни штрафы, ни тонкий лед