Аттракцион заработает 1 мая
Отключение тепла начнется 25 апреля
Она объединила более 500 студентов высшего и среднего профессионального образования
Вывезено около 90 процентов собранного мусора
Почему мы так ведемся на фейки

«Сегодня ночью с вертолетов будут распылять средство для дезинфекции – срочно закрывайте окна и балконы!», «Полиция будет вылавливать подростков на улицах и штрафовать на огромные суммы их родителей!», «Нам вводят постоянное дистанционное обучение, чтобы зомбировать наших детей – надо срочно подписывать петицию против этого!» Знакомо, не правда ли?

За последние два-три месяца подобные сообщения (а еще про то, что коронавирус распространяется через вышки сотовой связи и много прочей пурги) заполонили и соцсети, и чаты в мессенджерах, и даже добрались до государственных СМИ. Плюс псевдомедицинские советы, которые самих врачей порой приводят в ужас.

Инфодемия или «социальный клей»?

Удивительно, но очень многие склонны верить и в заговор мирового правительства, и в те самые жидкие чипы, которые будут внедрять в людей через вакцину от коронавируса, и практически во всё, что близкий знакомый жены одного сослуживца где-то кому-то рассказал и просил всем срочно передать. 

Надо отметить, что подобные панические слухи (иногда их называют фейковыми новостями) ходят не только в Ивановской области и не только в России – недаром Всемирная организация здравоохранения еще в марте заявила, что мир столкнулся не только с пандемией, но и с «инфодемией» – появлением чрезмерного количества информации о проблеме, что затрудняет поиск ее решения. А это способствует распространению слухов, неточных данных и фейковых новостей во время чрезвычайной ситуации. Наиболее опасны именно псевдомедицинские советы – в России, по сообщениям СМИ, было несколько случаев, когда люди, следуя «добрым» рекомендациям из соцсетей, пропитывали самодельные маски изопропиловым спиртом и получали серьезные отравления. Но самое плохое в том, что человек, основываясь на недостоверной информации, принимает неверные решения, которые могут обернуться очень тяжелыми последствиями. Например, прополоскав горло горячей водой с содой, считает себя защищенным от вируса, и пренебрегает реальными способами защиты.

А вот паника по поводу вертолетов, вышек 5G, а в последние недели – по поводу постоянного дистанционного обучения в школах физического ущерба вроде бы никому не наносит. Но зато, по мнению психологов, существенно повышает уровень тревожности, агрессии и может приводить к вспышкам насилия или к психическим расстройствам у наиболее восприимчивых личностей.

С другой стороны, специалисты отмечают, что распространение слухов может быть своеобразным механизмом психологической защиты общества. Как рассказывает социальный антрополог, сотрудник Школы актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС Александра Архипова, коммуникации, которые мы в быту называем «болтовня ни о чем», зачастую играет роль эдакого «социального клея», который позволяет укреплять социальные связи, в том числе в узких группах. Ну а если информация тревожная, то срабатывает схема: надо срочно сообщить об этом всем, чтобы обезопасить максимальное количество людей. 

В ситуации неопределенности подобные действия, направленные на «общественное благо», помогают повысить самооценку и лишний раз поддержать социальные контакты – например, с помощью усиленной переписки в родительских чатах. И таким образом получается, что человек, распространяющий страшилки про Билла Гейтса, просто сам себе психотерапевт. 

Получается палка о двух концах: распространяя слухи, мы позволяем себе успокоиться и в то же время повышаем уровень тревожности у тех, кому мы эти слухи транслировали.

Конечно, верить или не верить страшилкам в соцсетях и чатиках – это личный выбор каждого. Но, пожалуй, стоит не поддаваться панике (хотя бы ради собственного душевного здоровья) и пытаться проверять любую информацию, которую вы получаете. 

Александра Архипова отмечает, что обязательные качества слухов, необходимые для того, чтобы люди начали массово их распространять, – это новизна и способность вызывать негативные эмоции. А один из главных факторов их распространения – это недоверие к властям и к официальным источникам информации. Чем больше уровень такого недоверия, тем больше доверие к неофициальным источникам, таким как «жена одного военного», рассказавшая про вертолеты с дезинфекцией, или «один простой врач». Распространяя такую информацию, мы поддерживаем своеобразную низовую солидарность, а это создает иллюзию сплоченности и защищенности, иллюзию, что мы можем спастись от неизвестной угрозы, независимо от того, помогут нам власти или нет. 

Как отличить фейк от нефейка

Александра Архипова отмечает, что методы оценки «фейковости» слухов существуют. Например, можно скопировать очередное тревожное сообщение из родительского чата и через любую поисковую систему посмотреть, есть ли аналогичные сообщения, связанные с другими городами. А если вы владеете иностранным языком или у вас есть навык пользования Google-переводчиком, то можно узнать, были ли подобные слухи в других странах. Если да – то велика вероятность, что перед вами фейк, не имеющий никакого отношения к реальности.

Еще один метод – старый, добрый и проверенный – это экспертное мнение. Про методы лечения можно спросить у врача или почитать на профессиональных форумах, про то, что такое 5G – у сотрудников компании сотовой связи, про возможность управления людьми с помощью чипов – у нейробиологов или программистов. Благо социальные сети сейчас дают возможность не только для распространения слухов, но и для контактов с профессионалами практически в любой отрасли. 

Мнение. Андрей Кабаков, психолог, врач-психотерапевт:

– Слухи распространялись всегда, но с началом пандемии их количество заметно увеличилось. Всю информацию, которую можно условно назвать фейковыми новостями, объединяет то, что она сеет беспокойство. А люди к такой информации всегда относятся менее критично. 

Обилие тревожной и ложной информации можно объяснить несколькими факторами. Во-первых, ситуация неопределенности, в которой мы находимся с середины марта, вызывает страх и неуверенность, а это запускает иррациональные процессы в каждом из нас. Во-вторых, к сожалению, у нас довольно невысок образовательный уровень, а это не позволяет сформировать научную картину мира и критически оценивать появляющуюся информацию. В-третьих, у нас нет общей идеи, идеологии, которая в ряде случаев позволяет обществу сплотиться и сформировать уверенность в завтрашнем дне. Определенную роль, конечно, играет и то, что власти для оповещения людей об опасности коронавируса почему-то выбрали такую форму, которая четко ассоциируется с войной: сводки, как с фронта, машины с громкоговорителями. И мы бессознательно реагируем страхом и тревогой именно на такую подачу информации. Включается инстинкт самосохранения, на фоне которого любая информация, если она так или иначе относится к вопросам безопасности, воспринимается некритично. Отсюда и такое доверие к любым шуткам, слухам и т.д. 

На мой взгляд, обилие слухов – не такой уж безобидный факт. Потому что каждый перепост, каждое новое упоминание всех этих «жидких чипов» или 5G усиливает тревожность и вызывает сильные эмоции. В результате люди становятся еще менее критичными и восприимчивыми, возникает замкнутый круг. 

Надо ли с этим бороться? В какой-то мере надо. Потому что волны страха и паники приводят к дезориентации человека, а в некоторых случаях – к асоциальному поведению или психическим расстройствам. Но как определить эту грань? Наверное, сейчас наше общество держится в рамках разумного в том числе потому, что есть люди, которые способны противостоять этим паническим коммуникациям. Проще говоря, умеют вовремя включать голову, рационально оценивать сообщения. 

Один из методов, который можно применять в сложившейся ситуации, – это разговаривать, но не о жидких чипах или о чем-то подобном, а о своих страхах и тревогах, о своих чувствах. Потому что сегодня многим страшно за свое будущее и будущее своих детей, и в этом нет ничего постыдного. Но со своим страхом можно работать, с ним можно справиться. И это разомкнет круг тревожности и бессилия.

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Взрослые школьники: шанс наверстать упущенное

Мало кто знает, что в Иванове есть вечерняя школа

Песьяков бьет рекорды 

Вратарь провел 243-й матч в Премьер-лиге. Это рекорд среди лучших ивановских футболистов

«Вход обязательно во фраках» 

Ивановские пригласительные рубежа ХIХ–ХХ веков (продолжение)

За недопуск – штраф

Вступили в силу поправки в административный кодекс об ответственности за нарушение правил обслуживания и ремонта газового оборудования

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам