Чтобы не было «по приколу»

Одной из самых массовых акций, которая действительно позволяет сохранить память о героях Великой Отечественной войны, стал «Бессмертный полк». В этом году из-за пандемии организаторы провели ее в новом формате – онлайн. Миллионы людей, и в России, и за рубежом, откликнулись на предложение организаторов и размещали в интернете фотографии своих героев войны и тружеников тыла.

Однако нашлись и те, кто пытался загрузить на сайт «Бессмертного полка» под видом ветеранов войны фото тех, кто никакого отношения к ней не имеет, и даже портреты военных преступников, включая всю нацистскую верхушку. Причем этих попыток было не одна и не две, а сотни.

Изначально на сайте «Бессмертного полка» предполагалась модерация силами волонтеров Победы, однако на практике оказалось, что у молодых людей не хватает знаний и навыков, чтобы определить, что за человек на предлагаемой фотографии. К тому же работы оказалось слишком много – заявок на размещение в «Бессмертном полку» пришло около трех миллионов. И тогда поддержку проекту оказали члены клубов исторической реконструкции.

Одним из тех, кто в течение нескольких недель работал модератором «Бессмертного полка», был руководитель ивановского клуба исторической реконструкции «Белый отряд» Андрей Блавдзевич. Из его рассказа можно узнать немало интересного и полезного – в том числе о том, как вести себя в Сети.

– Андрей, зачем вообще была нужна модерация «Бессмертного полка»? Организаторы изначально предполагали, что будут провокации?

– Думаю, изначально основной задачей была проверка правильности данных ветеранов и тружеников тыла, которые пользователи размещают на сайте «Бессмертного полка». Значительная часть работы заключалась в том, что модераторы сверяли данные с базами «Подвиг народа», «Память народа», «Дорога памяти». Нужно понять, был ли действительно такой человек, не фейк ли это.

Смотрели, нет ли орфографических ошибок или опечаток в имени героя, или сознательных искажений (такие случаи тоже были, и это очень неприятно – глумиться над памятью недопустимо).

В ходе этой модерации организаторы столкнулись с тем, что молодые люди, ставшие волонтерами Победы, зачастую очень плохо знакомы с историческими реалиями и, например, не могут отличить военную форму разных стран или определить, что вот это знаки различия Советской армии, а это – власовской, немецкой или итальянской. И когда пошли провокации, организаторы «Бессмертного полка» попросили реконструкторов помочь. Потому что здесь действительно нужны специфические знания.

– Эта работа оплачивалась?

– Все работали добровольно и бесплатно. И могу сказать, что людей, которые были готовы пожертвовать своим личным временем для того, чтобы не допустить провокаций, не дать опошлить саму акцию «Бессмертного полка», очень много – сотни.

– Из той информации, которая была в СМИ, можно сделать вывод, что те, кто размещал фотографии нацистов, не особенно шифровались.

– По-разному. Потому что провокаторов были не единицы, о которых рассказали в СМИ, а десятки. Были случаи, когда не очень известную фотографию, например, Гиммлера ретушировали, и определить, кого пытаются разместить под видом ветерана, удавалось только с помощью специальных программ или при сильном увеличении по очертаниям нагрудного значка НДСАП.

При этом было немало фотографий настоящих ветеранов, но в форме времен 1-й мировой войны. Если подходить формально: мол, не та форма – не пропускаем фотографию, то можно отсечь реальный людей, погибших на фронтах. Например, человек успел повоевать в 1-ю мировую, потом не до фотографий было, а в 41-м или 42-м году он погиб, и других снимков в семье просто не сохранилось. То же самое – с фотографиями межвоенного периода. Поэтому если в следующем году «Бессмертный полк» будет проходить в онлайн-формате, то всем, кто захочет участвовать, могу посоветовать: приводите как можно больше фактов о вашем деде или прадеде, причем достоверных. Это облегчит работу модераторов и снимет много вопросов.

– Какие еще проблемы возникали при размещении информации об участниках войны?

– Как ни странно, очень многие пользователи беспечно подходили к указанию информации о себе и к своему фото, которые надо было тоже предоставить. Вроде бы человек должен понимать, что его фото и имя будет рядом с фото и именем его бабушки или дедушки, что «Бессмертный полк» – это не вечеринка в стиле техно, но… Кто-то указывал себе дурацкий ник, кто-то давал фото в полуобнаженном виде или с сигаретой, или даже с бутылкой. Или вообще размещал фото с котиком и цветочком. Очень грустно видеть, что взрослые люди относятся к таким мероприятиям как к приколу. Нельзя так относиться к своей памяти.

– Разместить фото котика и фото нацистских преступников – это все-таки не одно и то же. Была ли какая-то дифференциация в подходах к пользователям при размещении некорректной информации?

– Конечно. Если мы видим, что допущены опечатки или не слишком подходящее фото самого пользователя, то ему направляли письмо с предложением привести всё в порядок и заново разместить на сайте акции.

Для тех, кто пришел в «Бессмертный полк» поглумиться, был предусмотрен бан. А данные по этим пользователям аккумулировались. Затем, по моей информации, они были переданы в Следственный комитет.

Хочу подчеркнуть: если кому-то кажется, что в интернете можно остаться анонимным, можно спрятаться за левый аккаунт и творить что хочешь – это глубокое заблуждение. При желании и наличии навыков вычислить можно практически любого. Поэтому если у кого-то еще будет возникать желание «пошутить» в тех случаях, когда шутки неуместны, мой вам совет: подумайте, чем это может обернуться для вас. И лучше откажитесь от шуток.

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

«Стремились передать чувство радости»

Художники Родионовы – о своих знаковых полотнах

Взрослые школьники: шанс наверстать упущенное

Мало кто знает, что в Иванове есть вечерняя школа

Песьяков бьет рекорды 

Вратарь провел 243-й матч в Премьер-лиге. Это рекорд среди лучших ивановских футболистов

«Вход обязательно во фраках» 

Ивановские пригласительные рубежа ХIХ–ХХ веков (продолжение)

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам