Прошло заседание оргкомитета по подготовке к Первомаю
23 апреля состоится гала-концерт фестиваля
Он объединит жителей четырех улиц
В Иванове пройдут игры  женского чемпионата ЦФО по баскетболу
Жители могут контролировать ход работ
С 17 апреля начинается массовое комплектование дошкольных образовательных учреждений города Иванова
Сегодня направимся в сторону площади Пушкина

Продолжение. Начало в № 27, 28, 30, 32, 34 за 2019 год; в № 22, 25, 28, 30 за 2020 год

К нашей прогулке можно присоединиться в любой момент. Но если вы заинтересуетесь уже пройденным маршрутом – обратитесь к прежним публикациям на сайте «Рабочего края», там хранится электронная «подшивка». Напомню, что путеводная рубрика стартовала прошлым летом, позади около трех километров. В последний раз мы останавливались у бурылинского музея – сегодня направимся в сторону пл. Пушкина. 

Кто Царь-колокол подымет?

По правую руку – бурокирпичные корпуса Большой ивановской мануфактуры. В 1886 году здесь впервые в мире применили в промышленных целях дуговую сварку– «способ прочного соединения и разъединения металлов непосредственным действием электрического тока». Тогда из листов железа изготовили варочные кубы для окрашивания ситцев. Автор сварочного аппарата – Николай Федорович Бенардос (1842–1905). Им же сделаны десятки других изобретений в самых разных отраслях.

Одним из первых ноу-хау Бенардоса считается «серебряная пуговка» – аналог современной стоматологической пломбы. Двадцатилетний изобретатель с ее помощью вылечил зуб своему денщику. С конца 1860-х Бенардос более десяти лет прожил в имении на территории нынешнего Лухского района, занимаясь механизацией сельского хозяйства и крестьянского быта – придумал даже что-то вроде стиральной машины. 

Дед лухского изобретателя – Пантелеймон Бенардос – один из героев войны 1812 года, генерал-майор. Его портрет кисти Джорджа Доу представлен в галерее Зимнего дворца.   

В собрании Ивановского художественного музея есть несколько чертежей изобретателя, которые выглядят полноценными произведениями изобразительного искусства. Бенардос – Леонардо да Винчи своего века. А один из последних проектов лухского инженера – восстановление московского Царь-колокола (путем припайки осколка) и водружение его на колокольню. Эта идея активно обсуждалась в столицах, была опубликована брошюра с инженерными расчетами.

Перед Большой ивановской мануфактурой (со стороны реки) в 2015 году установили фигуру электросварщика, сваренную из металлолома. Она посвящена памяти Бенардоса и его ивановским испытаниям. 

Жест укротителя

Проходя мимо цирка, расскажу о знаменитом укротителе, народном артисте РСФСР Борисе Афанасьевиче Эдере (1894–1970). Он подолгу жил в Иванове, репетируя здесь новые номера. В областном издательстве в 1960 году вышла книга дрессировщика «Мои питомцы». Ну а еще Эдер в Иванове женился, о чем расскажу чуть позже… 

Бориса Эдера считают основоположником отечественной школы дрессуры крупных хищников. Он работал преимущественно со львами и тиграми. На арену укротитель выходил в строгом деловом костюме, в руках у него не было привычного длинного хлыста – лишь небольшая указка. Эдер чуть ли не первым в мире отказался при работе с хищниками от постоянного применения болевых приемов, от громких команд. Его дрессура опиралась на естественные повадки животного, на психологию. Правда, хищники оценили этот подход не сразу – цирковой новатор пережил множество нападений. 

В последние десятилетия жизни Эдер сам уже не выступал, но руководил аттракционом, ставил новые программы. Среди его учеников – Маргарита Назарова, Вальтер Запашный. 

В интернете можно найти кинохронику о работе Бориса Эдера в Ивановском цирке – в 1959 году ставился номер с хищниками и лошадьми. После репетиций, судя по съемкам, львов водили на прогулку в городской парк.  

Гастролируя в Иванове, Борис Эдер во второй раз женился. Избранница была моложе его на 33 года, тоже работала в цирке, была необычайно красивой, а в молодости вынужденно побывала на Колыме – за связь с иностранным дипломатом. 

Алла Эдер, овдовев, жила в Иванове. Я встречался с ней незадолго до ее смерти в 2012 году. Публикации тогда не получилось, но запомнился один момент. Женщина рассказала, как умирал знаменитый дрессировщик. У него над кроватью (их квартира была в Доме на Котельнической набережной) висел небольшой коврик с изображением тигров. В полубреду Борис Эдер смотрел на него и рукой совершал едва заметные, но характерные движения укротителя – он будто еще выступал на арене. 

С высоты

Доминанта площади Пушкина – Дворец искусств. Здесь на нашем арт-маршруте можно было бы сделать полноценный привал. Ведь это громадное здание связано не только с именами артистов, но и, например, с ивановскими художниками – в фойе на втором этаже в 1950-е размещались их мастерские. Здесь же поначалу базировался областной художественный музей. Но расскажу все-таки о более ранней истории этого места.

В областном архиве хранятся свидетельства (требующие, конечно, дополнительных подтверждений), что до революции в Иваново-Вознесенск приезжал совсем молодой Максим Горький. Жил он у своего товарища – Михаила Бусыгина, который впоследствии вспоминал, как «однажды он и Горький, захватив бутылку вина, пошли на Покровскую гору. Сидя на горе, смотрели на заречные фабрики, на лившийся из высоких труб густой дым. Горькому понравился вид с горы, и он похвалил его». 

Покровская гора – это то место, где сейчас располагается Дворец искусств. А до 1931 года здесь стоял Покровский собор. Рассказывают, что склоны имели своеобразное оформление. Ландшафтный архитектор Н.В. Меркулова вспоминала: «Самый низ Покровского холма обрамляла своеобразная кайма, выложенная из камня. <...> Среди камней, составлявших эту ленту, как потом уже я поняла, было немало и сланцевых. На закатном солнце они загорались разноцветными огоньками, начинали цветно светиться». (Цитата по книге В.С. Бяковского «Адреса Мельпомены».)

Видимо, в Покровской горе были и свои «пещеры». В одной из них покоился с 1629 года схимонах Дионисий, особо почитавшийся у местных жителей. В склеп можно было войти, спустившись по ступенькам вглубь холма (сохранились фотографии начала прошлого века).

Возвращаясь к Максиму Горькому, добавлю, что Иваново не раз возникает в его личной и творческой биографии. Например, именно на наши фабрики носила прокламации Анна Заломова – прототип главной героини горьковского романа «Мать». Может быть, заходила она и в корпуса Большой ивановской мануфактуры, на которую взирал когда-то писатель и мимо которой частенько проходим все мы по своим делам. 

Продолжение арт-путеводителя в следующих номерах «Рабочего края».

Иллюстрация Ксении Новиковой

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

За недопуск – штраф

Вступили в силу поправки в административный кодекс об ответственности за нарушение правил обслуживания и ремонта газового оборудования

Апрель – месяц саженцевый

Что огородники не посадили осенью, посадят весной. Как выбрать саженцы, чтоб они прижились

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам