Николай Голубев
К 90-летию Нины Родионовой

В последний день лета исполнится 90 лет со дня рождения Нины Павловны Родионовой (1930–2018) – народного художника РСФСР, почетного гражданина Иванова. В память о ней публикуем небольшую подборку авторских работ.  

***

Детство Нины Павловны пришлось на военные годы, в 1943-м на фронте погиб отец. Сохранились воспоминания художницы о том, как начинался ее путь к профессии: «Я рисовала на всех уроках тайком, часто отбирали и тетради и учебники за это занятие. Уж не помню, когда я впервые с окраины попала в Дворец пионеров. Это было потрясающее событие! Дворец пионеров – он был действительно сказочным дворцом! Комната сказок с росписями палешан, кружковые комнаты, парадная лестница, торжественный зал с синим куполом и золотыми звездами! Тут уж ни холод, ни голод, ни громадное расстояние от дома до дворца не остановили!

В пальто, перешитом из крашеной шинели, в бурках с галошами (это стеганая на вате тряпичная обувь, которую шили сами) бегала с окраины в центр, сначала петь в хор, еле-еле освоила нотную грамоту и тут объявили, что открывается детская художественная школа. Хор – побоку! Только рисовать! Кружок рисования был и до этого, но там руководила женщина. А тут вернулся с фронта после ранения художник. Настоящий художник. Борис Григорьевич Павлов – первый учитель, сумел за год, что я к нему ходила, влюбить в искусство, научил работать с натуры. А чем работали? Угли готовили сами, карандаши и бумагу выдавали, а вот красок не было. Картонная палитрочка и на ней жесткие лепешки акварели – это роскошь.

***

После седьмого класса Нина Родионова поступила в Ивановское художественное училище. «Подрамники делали из заборных досок, тайно оторванных ночью», – признавалась она потом. Среди учителей – классики ивановской живописи: Нефёдов, Буров, Троицкий, Малютин. Для дипломной работы студентка по своему желанию выбрала историческую тему – период Гражданской войны. Картина называлась «Райком закрыт». 

Среди однокурсников Нины Павловны по училищу был и Валерий Родионов. Вместе они поступили потом в институт им. Сурикова. В Москве зародилась их семья. А творческий союз возник только к пятому курсу, когда вместе они решили написать картину для ивановской выставки. 

***

Художники Родионовы хоть и работали много в соавторстве, состоялись в творчестве и индивидуально. Нина Родионова предпочтение отдавала акварели. В своей автобиографии она рассказывала: «До 1969 года я много рисовала углем, карандашом, пробовала сухую иглу, писала маслом. На Академическую дачу мы поехали с младшей дочерью, которой шел 5-й год. Валерий работал много сам, вел поток, а мне мало времени на работу оставалось – то гулять с ребенком, то спать после обеда укладывать. <…> Вот этот недостаток времени и заставил искать более подвижные легкие материалы для работы – пробовала темперу, гуашь, акварель. Акварель привлекла больше, и она многое мне дала. В этюдах маслом, в рисунках для меня характерна некоторая жесткость, четкость, может быть, связанная с тем, что постоянно ношу очки и «слишком много» вижу. В акварели я всё внимание отдавала цвету, его мягким переходам. Пробовала различные приемы и остановилась на подвижном, мягком способе работы по влажной бумаге. Мочу лист с обеих сторон, накладываю на оргстекло и тщательно ровняю, чтобы не было пузырьков воздуха под листом. Работать можно, пока лист сохраняет влажность и плотно прилегает к стеклу, как только начнут сохнуть и загибаться углы – конец работе.

Ограниченность временная заставляет работать быстро, точно. Пишу с натуры натюрморты, портреты, пейзажи в основном летом. <…> Но прежде чем что-нибудь начинает получаться, много бумаги и красок изведешь, так как надо почувствовать возможность бумаги впитывать краску или оставлять ее на поверхности, привыкнуть к поведению красок. Чаще всего один и тот же натюрморт пишу 3–4 раза, пока добьешься желаемого». 

***

Помимо интенсивной творческой жизни, советские художники успевали вести и большую общественную деятельность. Так, Нина Родионова много лет была членом художественного совета Ивановского дома моделей, художественно-методического совета по игрушке при облоно – знакомилась с производством на Ивановской фабрике игрушек, на Объедовской фабрике деревянной игрушки, на Шуйской гармонной фабрике. Будучи членом художественного совета по декоративно-прикладному искусству при облисполкоме, знакомилась со строчевышивальными предприятиями, керамическими, Холуйской фабрикой миниатюрной живописи и др. Трижды Нина Родионова избиралась депутатом городского Совета народных депутатов, два раза – областного.

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Наталья Мухина

«Плохую машину «Адмиралом» не назовут»

Троллейбус, который умеет кланяться, ездить без рогов и видит почти всё 

Ольга Хрисанова

Кто ставит зимнюю резину в марте?

Откровения шиномонтажника

Наталья Мухина

Съездить на «Россию 1» и больше никогда не смотреть ток-шоу

Федеральное ТВ глазами ивановцев

Екатерина Сергеева

Исключенные из капремонта

Что будет с домами, вычеркнутыми из региональной программы