Стоимость работ составила порядка 8 миллионов рублей
На проспекте Текстильщиков – у домов 113Б и 115Б
Рост продолжается: 114 новых диагнозов за сутки
Продолжается регистрация на Всероссийский конкурс профессионального мастерства
В Иванове идут работы по обустройству искусственных дорожных неровностей
111 новых диагнозов
Вглядываясь в моделей портретов и модели одежды

В художественном музее открылась небольшая, но информативная и красивая выставка – «Трудолюбивая игла». Она рассказывает о женском рукоделии на рубеже XIX–XX веков. В витринах – образцы вышивки и кружева. Тонкая работа мастериц и сохранность экспонатов впечатляют. Также представлены инструменты для рукоделия (несессеры, шкатулочки, пяльца) и туалетные принадлежности – они сами по себе произведения декоративно-прикладного искусства.

Эволюция или переворот? 

Создатели выставки попытались насытить ее разнообразными смыслами. На равных в экспозиции «участвуют» цитаты из Домостроя («…которая женка или девка рукодельна, так той указать дело: рубашку сшить или вышить урбус да выткать, или шить на пяльцах золотом и шелками») и французские журналы мод. Также рассказывается об открытии в Иваново-Вознесенске в 1896 году женской профессиональной школы, в которой обучали как раз искусству шитья и выкройки. Судя по всему, выставка призвана показать эволюцию женского рукоделия на протяжении длительного времени. 

Правда, вне этой концепции остался феномен ивановских ситцев. Еще в середине XIX века академик В.П. Безобразов писал, что именно фабричные ткани коренным образом изменили уклад женской жизни: «Действие ситца <…> вытесняет все домашние женские рукоделия, которыми обусловливался весь женский быт прежнего времени. Не терпеливой работой собственных рук, не искусством, приобретенным с малолетства от старших, не счастливым и врожденным даром вкуса может женщина увеличить свои красы, а деньгами. То, что доставалось ей прежде так трудно, может быть теперь куплено, и даже не ею самою». Но, возможно, выставка в художественном музее пытается опровергнуть давние выводы академика-экономиста. И по-своему она убедительна.

В экспозиции представлены женские и детские портреты XIX – начала XX века, в которых отчетливо видны особенности костюма. Но интересны и героини этих картин.

Ни морщинки

Вот, например, на зрителей смотрит Елизавета Алексеевна Золотова – человек начала XVIII века. На ней ажурный чепчик, бархатное платье с белым кружевным воротником-накидкой; на плечах – черная шаль. Видно, что женщина немолода, но на лице нет ни морщин, ни возрастной бледности. Судя по надписи на оборотной стороне холста, художник несколько приукрасил свою героиню. Надпись рассказывает: «Елизавета Алексеевна Золотова 1844 года Генваря 30 скончалась на 73 году. Портрет не задолго смерти ее писан». Долгое время авторство этого портрета оставалось под вопросом. На нынешней выставке он экспонируется как работа А.Г. Венецианова.

Сестры

Чуть больше известно о героинях парного портрета А.Г. Варнек. Изображены дочери скульптора Мартоса – автора памятника Минину и Пожарскому на Красной площади. Портрет не имеет точной датировки, поэтому о возрасте героинь можно только догадываться. Кажется, они еще подростки. Правда, известно, что Вера Мартос была обручена в 16 лет, рано стала матерью. Так что, возможно, запечатлена уже замужняя женщина. Сохранились еще два портрета дочерей Мартоса – в Третьяковской и Нижегородской галереях. Изображения можно найти в интернете и сравнить с ивановским вариантом, придя на выставку. 

Когда девочка стала старой

Совсем девочкой изображена Оля Чижова на портрете Н.П. Богданова-Бельскогого. На белую блузу накинут темно-синий матросский воротник с серебряной заколкой. Голубые глаза и светлые локоны создают совершенно ангельский облик. Известна биография героини портрета: она принадлежала к богатой петербургской семье, после революции работала в Эрмитаже. В годы Великой Отечественной войны Ольга Чижова умерла от голода. Перед смертью у нее помутился рассудок и на итальянском языке она без конца рассказывала о богатых приемах и балах, на которых бывала в юности. 

Всё, что осталось

Про какие-то работы на выставке совсем ничего неизвестно, про какие-то – лишь отдельные сведения. Вот, например, на портрете неизвестного художника – староладожская помещица Варвара Ивановна Метлина, выпускница Смольного института. Она умерла совсем молодой, в 33 года, не имея детей. И этот портрет, может быть, единственное, что осталось от нее. В скобках можно добавить, что в Ростовском музее-заповеднике хранится портрет ее родного брата – офицера Павла Ивановича Мордвинова. 

Каждый из выставленных портретов интересен деталями одежды моделей. В ней нет ничего кричащего и экстравагантного. Всё лаконично и скромно. Но присмотришься и понимаешь, сколько труда и искусства в этих маленьких белых воротничках и кружевах. А переведя взгляд с картины на соседнюю витрину, можно воочию разглядеть все эти «шедевры» кропотливого и изысканного рукоделия. 

Планируется, что выставка «Трудолюбивая игла» продлится до следующего лета. Время работы художественного музея: с 11 до 18 часов, ежедневно кроме вторника. Адрес: пр. Ленина, 33. 

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Мусор под окна – это законно?

Почему в частном секторе строят контейнерные площадки

Нейросеть в помощь

«Ростелеком» подводит итоги проекта по видеонаблюдению за ЕГЭ

Wink в космосе:

SenSat предлагает безлимитный спутниковый интернет для просмотра видеосервиса

Атака на борщевик

Администрация просит жителей сообщать о местах произрастания борщевика через электронную почту stop_borschevik@mail.ru.