Выбор Александра Мучкаева 

Александр Мучкаев в Иванове многим известен. Он один из самых ярких участников местного художественного процесса в 1970-1990-е.  На открытии его выставки в галерее «Классика» было многолюдно и по-хорошему шумно: встречи после долгой разлуки, восторги по поводу новых картин, воспоминания прошлых побед.

Глядя на веселую и разношерстную публику, пришедшую на вернисаж, спрашиваю Мучкаева: не скучает ли он, переехав в Пучеж (в маленьком городе на Волге художник живет с 1996 года). Он ответил:

- В молодости хочется жить в такой среде: богема, мастерские в подвалах, девушки, выпивка, поездки, авантюры какие-то. Это очень здорово! Но есть такая фраза: кто в молодости не был авангардистом – не имел сердца, а кто в старости не стал консерватором – не имеет ума. С возрастом тусовка утомляет, хочется общения с природой, тишины. Потому я и уехал.

- А как же творческое общение?

- Я хожу на этюды, это и есть творческое общение. Беру этюдник и пишу.

- Ну а мнение со стороны разве не важно для художника?

- Во-первых, я участвую в выставках. А во-вторых, есть интернет. Если кто-то хочет увидеть мои работы – я пришлю по электронной почте. Это же очень просто.

Заставить видеть

Художник пишет русскую природу: топкие поля, запрудки, леса. В качестве стаффажа выбирает стадо коров, абрис пучежской колокольни, едва намеченные фигуры людей. Мучкаев ставит перед собой не простые творческие задачи: показывает утренний туман, снежную порошу, блики на воде, движение волжской волны. Однако достигнув сложнейших живописных эффектов, художник порой слишком поспешно завершает картину – оставляет этюдную небрежность, непроработанность. 

Александр Мучкаев рассказывает: «Многие пучежане, приходя на выставку, удивляются: «где ты это писал?». Отвечаю: «Да, напротив твоего дома». Они удивляются, не может быть. Они живут и не видят окружающую красоту. А мне хочется заставить их видеть красоту. Мне уже не интересен авангард, которым я занимался в молодости. Самое красивое – наша русская природа». 

Основу выставки составили живописные работы, выполненные в последние два года. Однако больше всего публику интересовали, кажется, графические «премьеры». Давно известно, что Мучкаев наиболее силен именно в рисунке – его работы есть в коллекции Третьяковская галерея. 

Недетские дети

Главные герои мучкаевской графики – старики и дети. Интересно, что эти образы у художника не меняются со временем. Портретные рисунки этого года по своей «интонации» похожи на те, что были сделаны в 1990-е. Спрашиваю Александра Мучкаева:

- Неужели дети не изменились за прошедшие 20 лет, раз вы изображаете их одинаково? 

-  Я работаю в детской художественной школе с 1996 года. Дети очень изменились за это время. Но у меня уже сложился свой подход к их изображению. Например, у моделей Модильяни –  вытянутые лица, у Пикассо – прямой нос. Что-то свое нашел и я. Это стиль художника. Я стараюсь часто не выходить из него, чтобы не становиться похожим на других. 

Кажется, что Мучкаев что-то берет от стилистики их рисунков: двухмерность, условность. Порой художник балансирует на грани шаржа, но при этом насыщает образы таким психологизмом, что становится не смешно, а щемяще-грустно. Художник рассказывает: «Проблема небольших городов в том, что многие взрослые работают вахтами в мегаполисах. Дети воспитываются бабушками, которые в силу возраста ничего не видят и не слышат. Родители приедут раз в месяц, подарят сотовый телефон, коробку конфет и снова уезжают». 

Педагог Мучкаев отмечает, что дети стали «недетскими», слишком рациональными. Из детей, по его словам, исчезло любопытство. Правда, спустя несколько минут Александр Алексеевич весело рассказывает, как ученики порой разыгрывают его. Недавно, например, кто-то из них написал аккуратным подчерком и повесил на первом этаже школы объявление: «На ремонт художественной школы сдать по 100 долларов». Родители успели всерьез озадачиться, прежде чем раскрылась детская шалость. 

А еще Мучкаев по-настоящему гордится своими выпускниками. Говорит, что 60 его учеников поступили в художественные училища и институты, кто-то стал модельерами и архитекторами.

- Не отговариваете учеников от судьбы художника?

- Я их не отговариваю и не уговариваю. Стараюсь им объяснить, что рисование пригодятся им в любой профессии. Поступишь в медицинский институт – будешь рисовать кости на анатомии. Поступишь в энерго – будешь чертить. У меня в художественной школе училась девочка, которая потом поступила в Бауманку на математику – приехала и благодарит меня. Оказывается, они первые полгода рисуют геометрические тела, чтобы мыслить пространственно. Так что даже в математике художественная школа пригождается. 

Сам Александр Мучкаев считает, что истоки его графического языка связаны с Палехом (там он отучился в училище 1,5 курса до службы в армии и переезда в Иваново): «Весь первый курс мы копировали иконы, писали одной линией. И у меня с Палеха сохранился любовь к линии и белому листу. Бывает, проведешь линию – она уже красивая. Она вызывает какие-то ассоциации».

Графику и живопись Александра Мучкаева можно увидеть в галерее «Классика» (ул. Палехская, 10). Выставка «У воды» продлится до 10 октября. Вход бесплатный, с соблюдением противоэпедимических регламентов. 

 

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Генеральные предложения

Завершились общественные обсуждения изменений в генеральный план города и правила землепользования и застройки

Бронза, камень-бумага и синий лен

В музейно-выставочном центре на Советской, 29 открылась небольшая, но насыщенная выставка (арт-проект) девяти московских художников «Лен»

Золотой "квадрат"

Квартиры в Иванове подорожали на 25-30%

Священная – противовирусная

Ивановский музыкальный театр представил премьеру хореографического спектакля «Весна священная» на музыку одноименного балета Игоря Стравинского